Су - джок – терапия – как средство развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ «Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!» (статья и картотека игр по лексическим темам)
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии окружающие его взрослые и в первую очередь родители.
Большую помощь в развитии речи играет двигательная активность детей. И сегодня мы поговорим о важном направлении в развитии движений, связанных с развитием речи – это методика Су -Джок.
В современном мире это очень эффективная методика, которую способствует развитию мелкой моторики детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_su-dzhok.docx | 350.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Су - джок – терапия – как средство развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ
«Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!»
(статья и картотека игр по лексическим темам)
Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии окружающие его взрослые и в первую очередь родители.
Большую помощь в развитии речи играет двигательная активность детей. И сегодня мы поговорим о важном направлении в развитии движений, связанных с развитием речи – это методика Су -Джок.
В современном мире это очень эффективная методика, которую способствует развитию мелкой моторики детей с нарушением речи.
Учёные выяснили, что центр мелкой моторики и речевой центр находятся в головном мозге по соседству, и возбуждение одного центра способствует развитию другого. Образно говоря, речь ребёнка находится на кончиках его пальчиков, поэтому тренировать их, делая легкий массаж, надо уже с 6-месячного возраста, а то и раньше.
Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижны, «послушны» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить.
Взаимосвязь развития руки и речи известна давно. Еще прапрабабушки использовали в развитии деток игры типа «ладушки», «сорока», «идёт коза» и др.
Кроме того, пальчиковые упражнения подготавливают ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и неловкость движений.
Отличный современный метод развития моторной ловкости пальцев рук является методика су-джок.
Су-джок – одно из достижений восточной медицины. Су – кисть, джок – стопа. Таким образом су-джок терапия – воздействие на организм с помощью массажа руки и стопы специальным шариком и металлическими кольцами.
Достоинства су-джок терапии:
- Высокая эффективность.
- Абсолютная безопасность.
- Уверенность метода.
- Доступность для каждого.
- Простота применения.
Су-джок терапия позволяет:
- Воздействовать на биологически активные точки системы су-джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, ДЦП, ММД).
- Активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
- Повысить энергетический уровень ребёнка, развить тактильную чувствительность.
- Развить познавательную и эмоционально – волевую сферу ребёнка.
Приемы су-джок терапии:
- Массаж шариком – воздействие на биологически активные точки.
- Массаж кольцом – воздействие на внутренние органы, стимуляция их работы.
Методика су-джок:
- Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты. Катаем шарик вперёд-назад.
- Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты. Катаем шарик круговыми движениями.
- Держим шарик пальцами, делаем вращательные движения, как будто закручиваем крышку.
- Держим шарик пальцами, делаем надавливающие движения.
- Держим шарик пальцами, делаем вращательные движения, как будто откручиваем крышку.
- Подкидываем шарик и ловим.
- Шарик между ладоней и делаем надавливающие движения.
- Перекидываем шарик из одной руки в другую.
Дополнительные простые упражнения шариком:
- ребёнок «рисует» шариком на ладошке кружочки и приговаривает – «Шарик я кручу – верчу, я согреть его хочу»;
- на пальчиках «рисует» дорожки, прокатывая по каждому пальчику;
- покатает между ладонями вверх-вниз;
- сжимает сначала правой рукой, потом левой;
- перекидывает с одной руки в другую;
- с помощью кольца промассирует каждый палец, накручивая по очереди от большого к мизинцу или наоборот.
Предлагаем игры и упражнения с использованием шарика и кольца.
Этот кругленький дружок называется Су-Джок
Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках
Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках
Покатаем по ладошкам, он откроется – вот так!
Там, волшебное колечко ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит,
Всем оно подходит.
Дождик
Вышел дождик на прогулку – катаем шарик по кругу
Он бежит по переулку – держим ладони вверх пальцами и быстро катаем между ладонями шарик вверх – вниз
Барабанит по окошку – перекидываем шарик с одной руки в другую
Напугал большую кошку – держим одной рукой и нажимаем по - очереди на каждый пальчик
Вымыл зонтики прохожих - катаем шарик по кругу
Крыши дождик вымыл тоже - держим ладони вверх пальцами и быстро катаем между ладонями шарик вверх – вниз
Сразу город мокрым стал - перекидываем шарик с одной руки в другую
Дождик кончился, устал – сжимаем шарик в одной, потом в другой руке.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, продаёт она орешки – катаем шарик между ладоней
Лисичке – сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому – надеваем далее кольцо поочередно на каждый палец, начиная с большого.
«Утка и кот»
А уточки, а уточки все топают по улочке - катаем шарик вперёд-назад.
Идут себе вразвалочку и крякают считалочку – катаем шарик по кругу.
Утка крякает, зовет всех утят с собою – перекидываем шарик из одной в другую руку.
А за ними кот идет, словно к водопою – правой рукой держим шарик и нажимаем поочередно на каждый палец, начиная с большого.
У кота хитрющий вид, их поймать мечтает! - правой рукой держим шарик и нажимаем поочередно на каждый палец, начиная с большого.
Не смотри ты на утят - не умеешь плавать! - сжимать шарик сначала правой рукой, потом левой.
«Дождик»
Массаж под песню Е. Поплянской
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! – круговые движения шариком между ладоней
По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! – движения между ладоней вперед - назад
Дома, дома посидите - Бом! Бом! Бом! – сжимаем шарик правой рукой
Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом! – сжимаем шарик левой рукой
Почитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом! – сжимаем шарик двумя ладоням, кисти крест-накрест.
А уйду-тогда гуляйте - Бом! Бом! Бом! – перекидываем шарик из одной руки в другую.
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! - круговые движения шариком между ладоней
По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! - движения между ладоней вперед – назад.
«Гусь»
Где ладошка? Тут? Тут! – круговые движения шариком между ладоней
На ладошке пруд? Пруд - перекидываем шарик из одной руки в другую.
Палец большой — это гусь молодой – накручиваем кольцо поочередно на пальцы, начиная с большого
Указательный - поймал,
Средний - гуся ощипал,
Безымянный - суп варил,
А мизинец - печь топил.
Полетел гусь в рот - движения между ладоней вперед – назад
А оттуда в живот – перекидывать из руки в руку.
Вот! - вытягивают ладошки вперед с шариком.
«Заяц белый» (песня О. Боромыковой)
Заяц белый, заяц белый – движения шариком вперед - назад,
Ты куда за лыком бегал? – круговые движения между ладоней
Заяц белый отвечал – сжимаем шарик правой рукой
«Я не бегал, я скакал» - подкидывать шарик правой рукой
Заяц белый, заяц белый – движения шариком вперед - назад
Ну а где же ты обедал? – круговые движения между ладоней
Заяц белый отвечал - сжимаем шарик левой рукой
«Я сегодня голодал» - подкидывать левой рукой.
«Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять – сжимают и разжимают мяч правой рукой
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед – поочередно шариком нажимаем на пальчики,
начиная с мизинца левой руки, потом правой
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке - круговые движения между ладоней
А за ним ходили детки - движения шариком вперед - назад
Дождик с неба вдруг полил – перекидывать шарик из одной руки в другую
Паучков на землю смыл – катать шариком по левой рук по направлению к пальцам
Солнце стало пригревать – обеими ладонями сжимать шарик, руки крест-накрест
Паучок ползет опять – круговые движения между ладоней
А за ни ползут все детки - движения шариком вперед – назад
Чтобы погулять на ветке
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать - движения шариком вперед - назад
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки - круговые движения между ладоней
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – не ходите далеко! – на каждый слог перекидывать шарик из руки в руку
Лапками гребите – провести шариком по левой ладони по направлению к пальцам
Зёрнышки ищите - провести шариком по правой ладони по направлению к пальцам
Съели толстого жука, дождевого червяка - обеими ладонями сжимать шарик, руки крест-накрест
Выпили водицы полное корытце – держим шарик двумя руками, руки соединены в виде чаши.
Я мячом круги катаю
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Ходит ежик без дорожек
(Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение)
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Гладь мои ладошки, ёж!
Гладь мои ладошки, ёж! – катаем шарик между ладоней
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Зайки
На поляне, на лужайке катать шарик между ладоней
Целый день скакали зайки. прыгать по ладошке шаром
И катались по траве, катать вперед – назад
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, прыгать по ладошке шаром
Но напрыгались, устали. положить шарик на ладошку
Мимо змеи проползали, вести по ладошке
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. гладить шаром каждый палец
Шла медведица спросонок
Шла медведица спросонок, шагать шариком по руке
А за нею – медвежонок. шагать тихо шариком по руке
А потом пришли детишки, шагать шариком по руке
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать нажимать шариком на каждый палец
И в тетрадочках писать.
Осень
Дождик, дождик озорной - катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Поиграть пришёл со мной - сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Капли весело стучат - катаем мяч круговыми движениями между ладонями.
Кап-кап-кап - энергично сжимаем мяч обеими руками.
Листья кружатся, летят – перекидываем шарик из одной руки в другую
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла – нажимаем на каждый палец шариком на каждое слово разный палец, начиная с большого
Непогоду привела.
Фрукты
Это спелый абрикос - энергично сжимаем мяч обеими руками.
Он в саду на ветке рос - катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.
В сад с корзиной мы пойдём - катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Яблок спелых наберём – сжимаем шарик правой рукой
Не ленись, и помогай - сжимаем шарик левой рукой
Собирать нам урожай – шарик держим двумя ладонями
Овощи
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Грибы
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Ягоды
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?
Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец с колечком вытягивают вперед.
Мебель
Мебель я начну считать.
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот сколько мебели назвал.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Одежда
Постираю чисто, с толком.
Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Девочка Иринка кукле говорила.
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!»
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Новый год
Праздник приближается, ёлка наряжается.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
У каждой мамы малыши все красивы, хороши!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами !
Довольна коза своими козлятами,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Самомассаж шариком Су-джок (движения по ходу текста)
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Упражнения из книги Ермаковой И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"
Урожай
В огород пойдём,
Урожай соберём. (катаем шарик на ладони вперёд-назад)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко - на каждую строчку прокатываем шарик по пальцу)
И вернёмся по дорожке. катаем шарик круговыми движениями на ладошке
Доброта
Если пальчики грустят – сжимаем и разжимаем шарик в руке
Доброты они хотят - гладим шариком ладонь
Если пальчики заплачут – стучим шариком по ладони
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем – гладим шариком ладонь
Добротой своей согреем. дышим на руки
Ёжик
Наш волшебный мудрый ёжик - прокатываем по левой руке
Не нашёл в лесу дорожек.
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. - катаем между ладоней вертикально
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать. - катаем между ладоней горизонтально
Ловкими станут пальчики,
Умными – девочки, мальчики. - катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху.
Приветствие
Поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю – сжимаем и разжимаем кольцо в руке
Всех я вас приветствую! - разводим руки в стороны
Транспорт
Будем пальчиками играть – катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Будем транспорт называть: сжимаем и разжимаем шарик в руке
Автомобиль, вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт. - на каждое слово прокатываем кольцо по пальцу
Все пальцы мы в кулак зажали, сжимаем шарик в ладошке
Все виды транспорта называли. пальцы разжимаем и шарик остаётся на ладони
Этот шарик непростой
Этот шарик непростой, он колючий, вот какой.
Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой
Будем с шариком играть, своим ручкам помогать.
Катаем шарик горизонтально между ладонями
Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем.
Катаем шарик горизонтально
Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем.
Катаем шарик вертикально
Катаем, катаем, катаем, сильней на шарик нажимаем.
Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания
Как колобок мы покатаем, сильней на шарик нажимаем.
Катаем шарик в центре ладошки по кругу
В ручку правую возьмём, в кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке, затем в левой.
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик)
И увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»
Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми младшего возраста.Научные работы и исследования, таких учёных, как: В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой говорят о том, что центры голов...
Образовательная программа «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»
Пограмма содержит пояснительную записку и план работы кружка «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»...
Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...
Программа по саморазвитию Су-джок терапия , как средство развития речи детей дошкольного возраста.
...
План самообразования на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи....
Мастер-класс для родителей "Су-джок терапия как средство развития речи".
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности и способности...
Су –Джок терапия, как средство развития речи
Хорошо развитая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей....
Комментарии
Очень интересная подборка,
Очень интересная подборка, можно выбрать массажик по любой лексической теме, дети с удовольствием поиграли, заинтересовали и нас родителей. Спасибо Вам!!
Су-джок-терапия
Отличная эффективная методика, которая дает положительные результаты в работе по коррекции речи.Оксана Васильевна, активнее распространяйте её среди родителей и коллег.