Комплекс реабилитационных мероприятий для детей с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Здоровьесберегающие технологии в МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_a._e._k_seminaru.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии,
используемые в МБДОУ д/с компенсирующего вида №1
Комплекс реабилитационных мероприятий
для детей с общим недоразвитием речи.
Результаты исследования детей за последние годы показали, что у 90% детей, имеющих нарушения речи, наблюдается состояние хронического стресса или затянувшегося межличностного конфликта. Это высокая тревожность, повышенная импульсивность или депрессия. Признаки депрессивного состояния, меланхолия, хроническая усталость, отсутствие интереса к делу, плохой сон, нарушение аппетита, плаксивость, ощущение беспомощности, дезадаптация – всё это приводит к психоматике, язве желудка, заболеваниям сердечно – сосудистой системы и др. Такие состояния необходимо своевременно выявлять, не оставлять без внимания, а лечить и тем самым корректировать речевые нарушения и личность ребёнка.
За период пребывания в дошкольных учреждениях и начальных школах у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – патология нарушений органов пищеварения и мочевыводящих путей, в 5 раз – нарушения осанки, в 4 раза нервно – психические расстройства.
Таким образом, в современных условиях создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, в общеобразовательной школе, что, в свою очередь, требует пересмотра традиционных путей организации, коррекции общеобразовательного процесса.
Идея комплексной реабилитации в системе логопедической помощи детям с речевыми нарушениям акцентируется на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин.
Таким образом, комплекс реабилитационных мер для детей с ОНР предполагает строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений, навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребёнка с использованием процесса интеграции в обучении.
Комплекс реабилитационных мероприятий для детей с общим недоразвитием речи включает в себя как традиционные так и нетрадиционные методы воздействия на ребёнка. Следует заметить, что, те методы, которые ещё некоторое время назад считались нетрадиционными, сейчас твёрдо встали на традиционную основу в повседневной жизни детского сада, и все методики так органично переплелись в режимных моментах, что отделить какую – либо от другой без определённого ущерба просто невозможно.
В нашем саду комплекс реабилитационных мероприятий включает в себя:
- работу над звукопроизношением;
- медикаментозное воздействие по показанию (назначается и дозируется детскими врачами невропатологами и психоневрологами). Мы приветствуем и поощряем родителей, которые планомерно следуют нашим рекомендациям и назначениям врача, тем самым увеличивая шанс детей быстрее и качественнее улучшить свою речь;
- использование логопедического массажа.
Массаж – это совокупность приёмов механического дозированного воздействия на организм путём трения, давления, вибрации, поглаживания, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками массажиста. Массаж может быть общим и местным. Логопедический массаж относится к местному массажу, так как он затрагивает различные области артикуляционного аппарата, расположенного в ротовой области.
Роль такого массажа доказана многолетней практикой. Многие учёные неоднократно обращали внимание на то, что массаж мышц лба, щёк, губ эффективен как средство предупреждения и коррекции многих речевых нарушений. Лёгкий массаж лицевых мышц способствует регуляции кровообращения, улучшает питание мышц, их эластичность, нормализует обмен веществ. При использовании основного приёма ручного массажа – поглаживания кожи лица, улучшается кожное дыхание, повышается кожно – мышечный тонус, тонизируются и тренируются сосуды.
- обучение детей и родителей самомассажу;
Самомассаж – это такой массаж, который ребёнок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж. Такой массаж органов артикуляции улучшает кровообращение в области языка и губ. Цель этого самомассажа – стимуляция кинетических ощущений в мышцах, которые принимают участие при работе речевого аппарата и нормализуют мышечный тонус.
Общий самомассаж, шеи, туловища, головы можно проводить как физкультминутку.
Сначала нужно потереть ручки, а потом немножко пошлёпать себя по лбу, немножко пощипать щёчки и погладить носик.
Самомассаж пальцев рук незаменим, т.к. одну треть в к.г.м. составляет проекция руки. По этой причине важно систематически выполнять упражнения по тренировке пальцев. Эти упражнения являются сильнейшим средством повышения работоспособности мозга, способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, тем самым улучшая чувствительность артаппарата (сорока – ворона, мячики – ёжики, горошины, шишки, сухие бассейны).
Упражнения, которые развивают взаимодействие между полушариями мозга – «ладонь – кулак», «поочерёдное скрепление пальцев».
Речевые зоны активизирует массаж указательных пальцев.
Укрепляет сердечную мускулатуру прямой массаж сердца через массаж левого мизинца руки.
Самомассаж мышц лица (губ, щёк) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щёк.
Повышенный тонус мышц характерен для спастической формы дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжен. Мышцы языка будут рефлекторно расслабляться, если делать массаж мышц щёк.
Когда шипящие произносятся «щёчно» (щёки раздуваются) или мышцы щёк вялые, нужно делать массаж на их укрепление. Для этого гладить щёки ладонями сверху вниз, с небольшим усилием круговыми движениями потереть щёки, потом слегка их пощипать. Затем побить пальцами и опять погладить ладонями сверху вниз.
Также можно делать самомассаж с помощью бигуди или мячиков в сопровождении действий стихотворными текстами.
Некоторые артикуляционные движения используются как приёмы самомассажа:
- шарики – надуть щёки поочерёдно, вместе, гонять «мяч» из воздуха;
- чистить зубки; - мыть щёчки;
- хлопушка – раздуть щёчки, хлопнуть по ним слегка кулачками – воздух с шумом выходит наружу;
- рыбка – несколько раз открывать и закрывать рот, надувая щёки. В итоге слышны тихие хлопки;
- самовар – надуть щёки, сжать губы, пропустить воздух, произнося звук «п».
Упражнения на укрепление губ.
Лесенка – перебирать указательным пальцем на губах и произносить звук, который похож на Б – Б – Б.
Индеец – рот широко открыть, произносит звук «А», то прикрывая, то открывая рот ладонью.
Помада - проводить указательным пальцем по губам , артикулируя гласные звуки «А, У, О, И».
Кисточка – кисточкой с мягким ворсом водить по губам ребёнка.
Расчёска – прикусить нижнюю губу и поскоблить её верхними зубками, потом прикусить верхнюю губку и поскоблить её нижними зубками.
Прятки - втянуть губки так, чтобы снаружи их не было видно, а потом расслабить и выпустить. Изнутри губки помассировать язычком. Такое упражнение помогает укреплению мышц губ и сохранению их естественного цвета, а у мам предотвращает появление мелких морщиной на губах и второго подбородка.
Упражнение на проговаривание слогов: АП – ПА, АБ – БА, АМ – МА и скороговорок разной степени сложности.
Упражнения с бинтом. Улыбнуться, крепко сжать губами бинт. Пытаться вытащить бинт через сопротивление мышц губ. Как вариант – зажимать бинт то левым, то правым уголком губ, перемещать бинт из левого уголка губ к
правому и наоборот.
Упражнения с пуговицами. Подобрать 2 пуговицы в диаметре примерно 30мм, соединить между собой крепкой ниткой и раздвинуть на расстояние 15 – 20 см. Одну пуговку ребёнок держит губами, а другую держит в правой руке и пытается вытянуть из губ первую пуговицу.
Самомассаж мышц языка. Массировать язык можно не более минуты и только до 3 раз в день. На сердечную недостаточность показывает кончик языка синюшного цвета, а усиленное массирование задней стенки языка может привести к гастриту.
Один из самых простых приёмов – покусать кончик языка, спинку языка, потом, как жвачку покусать боковые края языка.
Язычок ласково погладить губками, а затем зубками, аккуратно постучать ими.
Массаж с помощью зубной щётки или трубочки для коктейля.
Массаж с помощью горошин. Переворачивание во рту горошин или фасолин при вялом и малоподвижном языке. Можно перекатывать во рту виноградину.
Самомассаж с помощью ложки предполагает облизывание сначала большой ложки, чтобы задействовать большую часть языка, затем размер ложки уменьшают.
Использование этих приёмов самомассажа в коррекционной работе даёт неоценимую поддержку логопеду в увлекательной форме проводить подготовку речевого аппарата ребёнка.
Самомассаж дети могут делать после дневного сна, утренней зарядки. Его также можно включить в логопедические занятия. Причём эти приёмы могут как начинать артикуляционную гимнастику, так и завершать её.
Выполняя процедуру самомассажа, ребёнок не должен испытывать дискомфорт, а наоборот эти движения должны приносить удовольстви
По представлениям мудрых врачеватевателей Древнего Востока, кисть (как и стопа) - место концентрации жизненной энергии. Значит, определённым образом воздействуя на ладонь, эту энергию можно стимулировать, перераспределять в организме, очищать его и таким образом поддерживать или возвращать здоровье. Об элементах Су – Джок терапии.
- использование логоритмики в комплексе реабилитационных мер в коррекционной работе.
Логопедическая ритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений. Логоритмическое воздействие проводится поэтапно.
На подготовительном этапе ставится несколько задач:
1.воспитание статики движений;
2.развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
3.совершенствование различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти;
4.нормализация голосовой функции, формирование навыков речевого дыхания;
5.развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица;
6.постепенное формирование нормального двигательного навыка.
На подготовительном этапе большое значение уделяется развитию у детей внимания и памяти. Из логоритмических средств в первую очередь используется слушание разнообразной по темпу, содержанию и характеру музыки.
В первом периоде немалое внимание уделяется знакомству детей с детскими музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты подбираются с учётом индивидуальных особенностей. Первые навыки игры на инструменте прививаются детям на занятиях, которые проводятся индивидуально. Такое обучение помогаем малышу преодолеть чувство застенчивости и робости.
Музыкальные игры подбираются с таким расчётом, чтобы в них участвовали все дети. Музыка помогает детям преодолевать скованность, их движения становятся более ритмичными, чёткими, координированными. Движения разучиваются простые, в замедленном темпе, чтобы вызвать у детей желание прислушаться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ним. При этом можно использовать различные атрибуты: кепки, косыночки, листочки, цветы, снежинки, веточки, балалайки и мн.др. При выполнении танцевальных движений обязательно обращать внимание на осанку, положение головы, улыбку.
Поддерживая стремление ребёнка овладеть каким – либо движением, незаметно поправляя его, музыкальный руководитель помогает добиться успеха. Участие в играх способствует преодолению у детей замкнутости, они привыкают к общению, охотнее включаются в хоровое пение, пробуют петь даже в одиночку.
Коррекционный (основной) период логоритмических занятий состоит из нескольких задач:
1.развитие моторики артикуляционного аппарата и общих двигательных навыков;
2.совершенствование тонких дифференцировок;
3.развитие голоса, как главного компонента просодики речи.
На всех логоритмических занятиях необходимо создавать для детей психологический комфорт и эмоциональный подъём. В целях развития двигательной сферы нужно уделять больше внимания совершенствованию координации и переключению с одного движения на другое с постепенным усложнением заданий, учитывая, что переход к новым упражнениям возможен только при чётком выполнении ранее изученных.
Показ упражнений должен всегда сочетаться со словесным объяснением педагога.
Материал детям лучше преподносить в расчленённом виде с чередованием статических и динамических упражнений ввиду повышенной утомляемости детей.
Обязательно вводить в логоритмику упражнения по развитию мелкой моторики и мимических мышц, развитию речевого дыхания.
На каждом занятии необходимо проводить работу по общему развитию речи, а также по развитию слухового восприятия и внимания.
На развитие детской речи большое влияние может оказать и цветотерапия или хромотерапия.
Оказывается, для коррекции многих нарушений можно использовать свойства цвета. Учёные подтвердили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренней энергии, бодрят человека; другие цвета раздражают, даже угнетают, вызывая отрицательные эмоции. Причём, воздействие цветов на человека неоднозначно, а сугубо индивидуально. Поэтому, общаясь со своим малышом, постарайтесь понять, какой цвет он предпочитает всем остальным. Может это будет несколько цветов, и тогда учитывайте «детский выбор» при покупке игрушек, рисовании при приобретении одежды для вашего малыша. Именно тот или иной понравившийся ребёнку цвет может существенно ускорить развитие его разговорной речи.
Помимо восприятия зрительных образов глаз воспринимает световую энергию и цветовые эффекты. Всем педагогам, психологам и родителям просто необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания при развитии речи ребёнка.
Учёными во многих странах было доказано, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно важных органов человека.
Любой предмет, определённого цвета, приковывающий к себе внимание ребёнка, поможет заботливым родителям получить представление о внутреннем состоянии своего малыша.
Мир полон радуги. Разнообразные цвета не только радуют глаз, но и несут в себе мощный оздоровительный заряд. Цвета, которые нас окружают, способны влиять на наше самочувствие, настроение и могут даже лечить.
Используйте знания о цвете в повседневной жизни, во время игр с ребёнком. Именно цветовое воздействие, возможно, станет толчком в развитии речи детей.
В ходе исследований учёными были установлены следующие закономерности.
Красный цвет увеличивает количество внутренней энергии, способствует нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый цвет помогает справиться с усталостью, хандрой, депрессией, неуверенностью, тревогой и страхом.
Желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.
Зелёный цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, полезен при головокружении и нервозности.
Голубой цвет успокаивает, повышает иммунитет, синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение покоя, снимает напряжение, успокаивает дыхание.
Используя эти знания сеанс цветотерапии может организовать каждый из нас.
Наденьте на озябшего малыша красные носки и свитер. Он согреется быстрее, чем в одежде голубого или белого цвета – цветов зимы.
Оранжевые морковный или апельсиновый соки, шарфик помогут под действием подобной цветовой «инъекции» улучшить настроение. А сон навеют лампа с синим абажуром или наволочка тёмно – голубого или синего цветов. Стены зелёных тонов кабинета успокоят ребёнка, а речевые игры на полотнах или карточках жёлтого цвета сконцентрируют внимание, улучшат помять ребёнка. Мы советуем регулярно приобщаться к неиссякаемому источнику «радужной» энергии, дыша через «цвет».
Одним из компонентов в комплексе реабилитационных мер в нашем саду применяется фитотерапия. В последнее время наблюдается возврат к проверенным годами древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья. Природа сама позаботилась о здоровье человека, подарив ему многообразие лекарственных растений. Незначительность побочных эффектов, мягкость действия растительных средств при высокой терапевтической эффективности делает траволечение особенно показанным для детского организма. В профилактических целях фитотерапия остаётся с детьми ежедневно. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели, даже ягоды и фрукты, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии.
В нашем саду в осеннее – зимний период как общеукрепляющее средство и для профилактики простудных заболеваний дети пьют фиточай. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ. Для этого используется сбор трав: ромашка, тысячелистник, календула, плоды шиповника. Травы запариваются в течение 15 минут на водяной бане, через 30 минут отцеживаются, применение – по одной столовой ложке в день в течение месяца. Затем – месяц перерыв и т.д.
Комплекс фитотерапии подразумевает использование ценных даров природы и при ингаляциях, которые с успехом применяются в нашем детском саду по показаниям (для чистки лёгких после заболевания и при небольших признаках начала заболевания) и назначаются детским педиатром. Наша медсестра – Ляля Александровна Остроградская использует для ингаляций смесь трав (эвкалипт, хвоя, шалфей) и проводит процедуру до тихого часа перед дневным сном.
Ароматерапия
Необязательно употреблять растения внутрь. Достаточно вдыхать его аромат. Успокаивающим действием обладают ароматы хвои, мяты, применять их можно в виде подушечек, плотно наполненных высушенной травой. Сушить травы нужно быстро, хранить в герметичной упаковке. Для изготовления ароматических подушек больше всего подходят растения, обладающие не только ароматом, но и фитонцидным действием.
В нашем саду успешно в профилактических целях ежегодно в сезонно -опасный период обострения простудных заболеваний используется чеснок, помещённый в полость яйца от киндер – сюрприза с просверленными отверстиями. Такая игрушка вешается на тесёмочке ребёнку на грудь и лечит
малыша ароматом чеснока практически в течение всего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
комплекс утренней гимнастики для детей с ОНР...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....