Консультации для педагогов
консультация по коррекционной педагогике
Консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
«Сшит колпак
не по - колпаковски,
надо его переколпаковать,
кто его переколпакует,
тому полколпака гороху».
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
В своей работе я использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольников»
Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Задачи:
- Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
- Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.
Первые знания об окружающем ребенок начинает получать в дошкольном возрасте. Таким образом, начинается становление личности. Именно тогда складываются представления о природе, о людях, о труде. Ребенок приобретает навыки правильного поведения, поступков. Особое место занимает приобретение положительных и отрицательных сторон характера.
Личностные стороны ребенка раскрываются в активной деятельности. С применением ФГОС игра является в организации жизни детей в детском саду самой основной. Мы педагоги должны заполнить все виды деятельности детей и общение с ними содержательной игрой. Как можно больше насыщать эмоциональными событиями.
Увлекательная игра-главное содержимое страны детства. Чем больше разнообразна и интересна игра малышей, тем жизнь становится светлее и радостнее, шире. Игра не может развиваться сама. Для этого требуется, чтобы взрослый знал точную методику и грамотно руководил игрой. Дети дошкольного возраста еще не имеют столько жизненного опыта, чтобы перевести их в игру.
Детским психологом Д.Б.Элькониным было замечено, что игра детей особенно близка к человеческой деятельности и отношений между ними. Человек, его деятельность, отношения людей являются основным в играх детей дошкольного возраста. В тех самых сюжетных играх ребенок проживает ситуацию, имеет возможность оказаться в мире взрослых, самому разобраться в отношениях.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является соблюдение правил. Подчинению правилам дошкольник учится во время игровых действий. Дети начинают осваивать мотивы и понимать цели деятельности взрослых. Они начинают положительно относиться к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Для того чтобы игра возникла и развивалась, воспитатель должен ее грамотно организовать, хорошо знать методику их проведения.
Педагог должен повлиять на расширение тематики игр, работать над обогащением содержания и помочь овладению детьми ролевым поведением.
При организации сюжетно-ролевых игр воспитатель использует игры в воспитании детского коллектива и в индивидуальной работе.
Воспитатель направляет игру, принимая на себя главную или второстепенную роль. По необходимости показывает речевой образец, проводит коллективное обсуждение поведение играющих после игры.
Обогащение социального опыта происходит через наблюдения, экскурсии, чтения художественной литературы, беседы.
Особое значение имеет привлечение детей к изготовлению атрибутов для игр, созданию предметно-развивающей среды. Через сюжетно-ролевые игры знакомится духовными ценностями-нормами, обычаями.
Игра всегда эмоционально насыщенная деятельность. Дети сами придумывают и осуществляют свои замысел, проявляют себя творчески.
Сюжет игры может быть раскрыт только тогда, когда дети сами выбирают тему и содержание своей игровой деятельности.
В данной игре в основе лежит конкретная придуманная ситуация.
Сюжет состоит из разнообразных событий, которые объединены между собой. Все участники имеют свои характеры и взаимосвязаны между собой. Сюжеты могут быть различной тематики: бытовой, профессиональной и социальной. В играх бытового характера дети играют в семью; в играх в «профессии» ходят на «работу» (врач, продавец, парикмахер, шофёр); в социальных играх – школа, библиотека.
Игровой замысел различен во всех возрастных этапах в зависимости от уровня сформированности первичных представлений об окружающем.
Младшие дошкольники, например, играют в «доктора». Они меряют температуру, смотрят у больного горлышко. В старших группах дети начинают ставить прививки шприцем и начинают уговаривать кукол не плакать. Малыши трех-четырех лет используют в своих играх сказки, которые читал им воспитатель или родители. А дети четырех-пяти лет играют, например, в детский сад. В старшем дошкольном возрасте содержание и сюжет черпаются из мультфильмов, книжек. Играя, ребенок пробует делать как взрослые люди.
Особенность игровой ситуации в том, что дети хотят показать какие они «большие». У них возрастает самостоятельность – особая черта ролевой игры.
Организация сюжетно-ролевой игры помогает старшим дошкольникам выбрать товарища для игры, создавать правила.
Подчинение игровым правилам формирует привычки поступать хорошо. У детей проявляется позитивный взгляд к труду, положительные качества характера.
И в интеллектуальной сфере у ребенка дошкольного возраста происходят преобразования. Чтобы игра стала интересной, нужно придумать замысел. Если интеллект хорошо развит, то игра будет содержательной.
Замысел игрового сюжета развивается под действием речи. Дети комментируют свои действия, отстаивают свой замысел, взаимодействуют друг с другом.
Итак, ведущая деятельность дошкольников игра. В игре ребенок знакомится с различными сферами действительности, получает положительные эмоции. Целью нашей работы должна быть создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности детей, применять различные методы работы, формировать общественную направленность личности ребенка.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Роль игры в жизни ребенка»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Любая дидактическая игра развивает и речь.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.
В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.
Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?
Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.
Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В.П.Новикова.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей. «Организация сюжетной игры в ДОУ»
Цель: развитие в детях инициативы, любознательности.
Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4—5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения й взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п.), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и других деталей). Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны — развитию символической функции сознания.
По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н.Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше у самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и т. п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом, советом. Педагог может выправить ситуацию «пробуксовывания» (торможения) сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, советует быстрее поставить запасное колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры — они забыли ключи и т.п.), что выводит игру на новый виток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы, дети) или сменить одни роли на другие (например, один из шоферов становится ребенком, ждущим папу).
В настоящем пособии предложен разработанный автором практический материал, который может быть использован воспитателем детского сада для развития игровой деятельности детей 4—5 лет.
В пособии дается примерная тематика сюжетно-ролевых игр-ситуаций, которые могут освоить дети пятого года жизни:
— игры в семью;
— игры в транспорт;
— игры в больницу;
— игры в магазин;
— игры в мастерскую;
— игры в парикмахерскую;
— игры в почту;
— игры в детский сад.
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог заботится о более высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной .роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.). Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
Любимыми сюжетами у детей 4—5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.
Игры в детский сад, появившиеся как эпизодические в рамках игр в семью во второй младшей группе, теперь становятся традиционными, в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники). Организуя подобные игры, педагог обращает внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; дети ухаживают за животными в живом уголке; воспитатель учит детей рисовать).
В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Мы не стали выделять эти игры в отдельный раздел, а отнеслик театрализованным играм, являющимся примером работы воспитателю по формированию у детей навыка создания замысла и обыгрывания готового сюжета (в самостоятельной деятельности или непосредственно в обучении художественному творчеству).
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие. «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он
мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.
Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли.
Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.
В настоящем пособии приведены примерные сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций в виде блоков предварительной и основной работы по каждой теме. Например, в разделе «Игры в семью» приводится игра-ситуация «Наши дружные соседи». В предварительную работу входят: дидактическая игра «Кто где живет?»; игра-инсценировка «Давайте знакомиться»; дидактическая игра «Что нужно для ремонта?»; рассказ воспитателя «Новый дом»; экскурсии в район новостроек, магазин мебели, магазин обоев. В основную работу в данной игре входят сюжетно-ролевые игры-ситуации «Новоселы» и «У нас новоселье».
Таким образом, по каждой заявленной в перечне теме («Игры в семью», «Игры в транспорт», «Игры в больницу» и т.д.) дано конкретное содержание в виде блоков необходимой предварительной и основной работы, что поможет воспитателю в повседневной работе, предоставит образец занятий с детьми. Однако это лишь примерные возможности развития сюжета игры, педагоги должны творчески подходить к руководству игрой и могут вносить изменения в сюжет, исходя из реальных ситуаций.
В настоящем пособии, как и в предыдущих пособиях по развитию игровой деятельности для младших групп (см. пособия Губанова Н. Ф. Игровая деятельность. Система работы в первой младшей группе. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 и Губанова Н.Ф. Игровая деятельность. Система работы во второй младшей группе.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008), нами уделяется особое внимание взаимодействию педагога с родителями воспитанников в области игровой деятельности. Мы уверены, что их тесное сотрудничество благоприятно отразится на развитии жизненного и игрового опыта детей.
Воспитатель может сделать следующую памятку для родителей по сюжетно-ролевой игре детей в средней группе.
Советы родителям
— Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он не перестает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознательности, отвечайте ему вниманием. Взрослый, умеющий ответить на любой вопрос ребенка, возвышается в его глазах, становится для него непререкаемым авторитетом.
— Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Делайте это не формально, показывайте заинтересованность вашим разговором. Давайте ребенку пищу для размышления, предлагайте идеи, требующие дальнейшего развития — в игре, в рассуждении, в экспериментировании.
— Ваш малыш в этом возрасте особенно интересуется опытами, экспериментами с предметами. Его волнуют разные вопросы: «Почему мяч побывал в воде, но не промок?», «Почему асфальт летним вечером еще теплый?», «Где пчелы берут мед?» — и многое другое. Ответы на детские вопросы ищите в различных источниках информации: справочниках, энциклопедиях, художественной литературе. Перерабатывайте полученные сведения так, чтобы можно было ответить ясно и понятно, но не занижайте уровень интеллектуальных возможностей своего ребенка, пусть он испытает удовлетворение от усилий, приложенных к тому, чтобы понять полученную от вас информацию.
— Больше читайте ребенку, сделайте совместное чтение домашней традицией, специально отводите для этого время. Детям 4—5 лет по-прежнему нравятся сказки, которые учат добру, смелым поступкам. Но особенно интересны ребятам сюжеты, в которых есть приключения, путешествия и, конечно, герои, достойные подражания.
— Используйте возможность узнать, что заинтересовало вашего малыша в рассказе, попросите его нарисовать свои впечатления об услышанном. Помогите ребенку отобразить заинтересовавший его сюжет в игре. Поставьте по знакомому сюжету домашний спектакль в виде игры, где роли скорее «проживаются», чем репетируются. Пусть это будет спектакль «не на показ», а для души, то есть игра в полном смысле этого слова. Она захватит вас своей сиюминутностью, ведь желание угасает достаточно быстро, и его надо вовремя «схватить», провести игру на пике интереса, тогда и результат (то есть пережитое чувство, состояние) будет ценнее.
— Отведите малышу специальный ящик или коробку для различного материала: оставшихся от старых конструкторов и игрушек колесиков, пластин, кубиков, брусков, палочек, а также шишек, камешков, пуговиц. Все это пригодится ребенку в игре, разбудит фантазию.
— Если вы видите, что ребенок, вдохновленный какими-то своими идеями и эмоциями, занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, попробуйте понаблюдать, в какие игры и как он играет. Если малыш играет с удовольствием, обустраивает игровое поле, то это значит, что его идеи в игре не иссякли; если проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему необходима ваша помощь. Вовремя подскажите ребенку, какие могут быть варианты развития игрового сюжета, какие новые персонажи могут в нем использоваться, и игра оживится.
— Рассказывайте ребенку о профессиях, читайте ему соответствующую литературу, показывайте профессию «в действии»: как дворник убирает двор, как парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с покупателем и др. Свои впечатления ребенок перенесет в игру. Дома поиграйте с ним на тему профессии, например, предложите малышу стать врачом, а сами побудьте в роли пациента; главное — подтолкнуть малыша на ролевой диалог, научить его общаться в игре.
— Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей
«Сюжетно-ролевая игра: значение, особенности, виды. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр
с детьми дошкольного возраста»
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.
Игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. В сюжетно-ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
6. Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рожденья». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия.
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку.
5. «Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом возникновения является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Основные сюжеты – бытовые. Одно и та же игра может однократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединиться 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отображают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвёртый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.
В игре на этом этапе чётко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок).
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1. Развитие игры как деятельности
2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубления их содержания. Чем организованнее игра, тем выше её воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры является: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески решать возникшие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен представлять её реальные возможности.
2. Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – на метки её сюжета, определения игровых ролей и направление их конкретным содержанием.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старше и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд, кустарники – граница, бревно – корабль. Создание воображаемой ситуации – важная основа начала творческой сюжетно-ролевой игры.
5. Распределение ролей.
Воспитатель стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры
Для того что бы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации.
7. Сохранение игровой ситуации
8. Завершение игры
Игра всегда рассчитана педагогом на определённый промежуток времени. Необходимо заботиться об окончании игры, которая вызывала бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Играем вместе с детьми"
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом с каждым годом она занимает все меньше места в жизни детей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом
Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
В игре ребенок учится осознавать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Игра является одним из средств вербально - коммуникативного общенияИгру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Играть вместе с детьми необходимо для развития взаимоотношений детей между собой. Это происходит посредством включения всех участников игры в совместную игровую деятельность. Также во время игры создается положительный благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Многие взрослые хотели бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет и не может быть.
Задачи взрослых – развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помочь ему как можно легче пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать и в саду, и дома, а также во время прогулки.
Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание. Поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что 3-4хлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.
Дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать ведущих с помощью считалок.
Дети 7-8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир с помощью внешнего побуждения.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Почему дети разные»
Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!
Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.
Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.
«Уравновешенный ребенок»
Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
«Шустрики»
У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее.
При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.
Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».
Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.
«Мямлики»
Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.
Впечатлительные дети
Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.
Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.
Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.
В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...