Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.
статья по логопедии на тему
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_no1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
Логопедическое обследование дошкольника.
учитель-логопед Гайворонская Диана Наримановна
МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностику можно проводить, начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
Вы, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Но не всегда милый, послушный дошкольник справляется со школьными проблемами. Требования к ребенку, к его речи, поведению в школе резко меняются. Многих трудностей можно избежать, если своевременно обратиться к специалистам.
При проведении диагностики специалистами используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику, разработанную на основе:
- дидактического материала по обследованию речи детей Т.П. Бессоновой и О.Е Грибовой;
- технологии организации логопедического обследования О.Е.Грибовой;
- компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы Е.Д. Дмитровой.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает два самостоятельных раздела:
- «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Что входит в логопедическое обследование?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка.
Как проходит логопедическая диагностика?
Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона,
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
- словарь,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
- мелкая моторика рук,
- состояние чтения и письма школьников.
Перед проведением диагностики логопеду необходимо предложить родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, логопед составляет необходимую программу развития ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, ДОУ, группа.
- Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
- Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
- Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
- Состояние вербального интеллекта.
Примерные виды заданий логопедического обследования
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.);
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток);
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего).
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
Обследование номинативного словаря
Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит).
Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).
Обследование грамматических категорий
- Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
- единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
- настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
- формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
- нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
- предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)
Обследование связной речи
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Кто еще живет с тобой дома?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии устной речи ребёнка. В ходе консультации логопед знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’
Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....
Карта первичного логопедического обследования дошкольника
Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...
Логопедическое обследование дошкольников.
Речевые карты для логопедического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
"Нажимай и цвета называй". Логопедическое обследование дошкольников с использованием ИКТ
Материал может быть использован как педагогами, так родителями....
Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...