Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка с РАС (посещающего ДОУ в сопровождении родятеля)
рабочая программа по коррекционной педагогике
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ребенка с РАС
посещающего ДОУ в сопровождении законного представителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimaemsya_s_mamoy.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты
«Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»
«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ребенка с РАС
посещающего ДОУ в сопровождении законного представителя
Учитель-дефектолог
МБДОУ № 18
г. Воркуты
Горбовая Т.Ю.
Пояснительная записка
Данная индивидуальная коррекционно – развивающая программа составлена на основе следующих методических разработок и программ: Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями»; Стребелева Е. А., Екжанова Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитания»; Е. А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактическая игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
Данная программа предназначена для ребёнка младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, имеющим расстройство аутистического спектра.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности ребенка, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Цели и задачи Программы
Цели индивидуальной программы - создание оптимальных условий для образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов, адекватному включению их в окружающую социальную среду.
Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы и постановки дальнейших задач по коррекции.
Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.
Образовательные задачи направлены на формирование у ребёнка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие его познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.
Принципы и подходы к реализации Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- обеспечивает реализацию принципа целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности образовательного процесса и предполагает тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ.
- предполагает реализацию принципа концентричного обучения, который заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- обеспечивает взаимосвязи теории с практикой, позволяющей формировать у детей умение применять свои знания в повседневной жизни;
- соответствует принципу индивидуально – личностной ориентации воспитания, который предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- строится на основе принципа активного обучения, когда в образовательном процессе используются активные формы и методы обучения, способствующие развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Для успешной деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, для достижения максимальной эффективности коррекционно-образовательной работы с ребёнком, учитываются:
- особенности психофизического развития и возможности ребёнка;
- структура отклоняющегося развития и степень нарушения его интеллекта;
- знания о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;
- возраст ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;
-синхронизирование процессов обучения, коррекции и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей;
- осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.
Ф.И. ребенка: Арсений
Возраст на момент обследования: 4 года
Характеристика ребенка:
Мальчик посещает МБДОУ № 18 с сентября 2019г. Ребёнок инвалид. По решению городской МКУ «ПМПК и СП» – пребывание с детском саду кратковременное, в присутствии мамы. Ребёнок в контакт с детьми и педагогами не вступает, на своё имя не реагирует. Любит бесцельно ходить по группе один. Агрессию по отношению к сверстникам не проявляет. Игровая деятельность мальчика характеризуется нецеленаправленными манипулятивными действиями, которые носят хаотичный характер. Основные базовые эмоции отсутствуют. Имеются стереотипные навязчивые движения в виде потряхивания руками. Наблюдаются реакции аутистического спектра. Обращённую речь, простую инструкцию не понимает. Собственная речь отсутствует, способен произносить отдельные звуки и лепетные слова. Со слов мамы у ребёнка присутствовали в речи отдельные слова, но речь внезапно исчезла. Внимание скользящее, привлечь ребёнка к совместным действиям трудно, продуктивные отрезки крайне короткие. Отмечаются слабые эмоциональные реакции на тихое звучание музыкальных инструментов (металлофон, треугольник), пение спокойной мелодии. Навыки самообслуживания не сформированы, ребёнок не просится в туалет.
Планируемые результаты освоения ребенком программы
• Узнает свою маму среди других людей. Эмоционально реагирует на присутствие сверстников и их действия.
• Моет руки под контролем взрослого по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки полотенцем. С помощью взрослого приводит себя в порядок, пользуется индивидуальными предметами (полотенцем, салфеткой, расческой, носовым платком). Самостоятельно принимает пищу. Владеет порядком одевания и раздевания. При помощи взрослого снимает одежду, обувь (застежки на липучках).
• Понимает инструкции взрослого. Способен адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к непосредственно образовательной деятельности, пространственные перемещения и т. д. Откликается на свое имя, свою фамилию.
• Владеет первичными способами усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). Проявляет интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает за движением предмета, использует хватательные движения. Испытывает эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т. д.) Эмоционально реагирует на мелодичную музыку, природные звуки. Соотносит игрушку со звукоподражанием, произвольно произносит звукоподражание.
• Имеет представления о себе как о субъекте деятельности, имеет первичные представления о своем «Я», о своей семье, узнает свою маму среди других людей. Фиксирует взгляд на лице сверстника, воспитателя, партнера по игре. Умеет находить глазами, откуда исходит звук; поворачиваться на звук (находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторону); поворачиваться на голос (находить главами говорящего).
• Фиксирует взгляд на движущейся игрушке, прослеживает взглядом за перемещением предмета, переводит взгляд с одного предмета на другой;
•Указывает на названную одну часть тела. Соотносит предмет и его изображение. Показывает на себя по вопросу педагога. Подражает действиям взрослого (стучат по столу ладошкой или ложкой, хлопают в ладоши, машут рукой на прощание). Выполняет действия в соответствии с данной инструкцией: (подойди, сядь, встань, иди, дай, отдай, ложись).
• Сцепляет руки, сжимает пальцы педагога; удерживает предмет, когда его вкладывают в руки; тянется к предмету и достает его, удерживает в руках мяч. Кладет предмет в коробку (банку, миску, т.д.), надевает на стержень пирамидки крупные кольца, кладут шарики в банку, собирает крупные кубики в коробку.
• Интересуется объектами живого и неживого мира. Знаком с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.
• В Лепке. Положительно эмоционально настроен к лепке. Держит, мнет пластилин. Фиксирует взгляд на поделке, изготовленной взрослым. Понимает и выполняет простые однословные инструкции: «возьми», «дай», «заложи».
• В Рисовании. Положительно эмоционально настроен к изодеятельности. Фиксирует взгляд на предмете. Прослеживает взглядом за движением руки взрослого. Знаком с бумагой, карандашом, краской. Владеет совмещенными действиями со взрослым при работе с карандашом, «рисованием» пальчиком.
• В Аппликации. Знаком с бумагой и действиями с ней (мять, рвать). Фиксирует внимание на сухой аппликации, выполняемой воспитателем. Выполняет сухую аппликацию совместно с взрослым («рука в руке»).
1 часть:
Условия воспитания:
- Здоровье: - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (сон днем - по – 2 часа; прогулка - 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 15 –20 мин по 2-3 раза в день). Поем песенки во время массажа рук, игры с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
- В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2 3 минуты.
- Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).
4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
- Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
- Социальное развитие.
Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.
Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей с взрослым: (упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).
Учить реагировать и откликаться на свое имя.
Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка” (ладошкой ребенка по своей, и наоборот), «Вот рука моя…», «Ладушки».
Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик, ...носик, ...ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?»).
Побуждать ребенка есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.
Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности).
Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.).
2. Физическое развитие.
Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба.
- Познавательное развитие.
Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций. Использовать в занятиях с ребёнком шарики «су-джок», массажные мячики. Проводить простые игры с водой, способствовать получению эмоционального отклика и формированию, обогащению сенсорного опыта.
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности.
Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам). Использовать в занятиях музыкальные инструменты с высокими частотами (металлофон, треугольник).
Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др.
Учить выбирать из двух один предмет: «Дай, мячик. Дай, лялю!»
Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там? Взрослый стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее».
Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»
Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы: (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный, и т.д.).
Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.
4. Формирование деятельности.
Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого). Например, брать и удерживать игрушки в руке, перекладывать из одной руки в другую; бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); снимать кольца с пирамиды;
Развивать познавательную активность ребёнка: использовать заводные игрушки, неваляшки, «Ветерки», вертушки, юлу. Способствовать выполнению действий с игрушками с помощью взрослого.
Учить складывать башенку из 2-3 деталей мягкого конструктора, модулей. Всегда хвалить ребёнка за включение в деятельность.
Развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); закрывать кастрюли, коробки крышками;
развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;
Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку;
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.
5. Развитие речи.
1) Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;
- Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.
2) Формировать активную речь.
- петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;
-произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!
- учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.
Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата (по рекомендациям логопеда).
2 часть:
Педагогическая работа с родителями:
1. Матери рекомендуется завести:
1) дневник наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.
В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.
2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.
3) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).
2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:
- соблюдение взрослым режима дня ребенка;
- организация предметно-развивающей среды дома (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);
- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;
- на включение близких взрослых в ход занятия.
3. Рекомендуется следующая литература:
1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии (переиздание) (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001.
2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002.
Данная программа включает в себя цикл из 10 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Каждое занятие длительностью 15-20 минут проводится 2 раза в неделю и рассчитано на участие в этом процессе мамы воспитанника. Коррекционно-образовательный процесс предполагает динамическую смену мезансцен с целью удерживать интерес ребёнка и способствовать усвоению информации. В каждое занятие включены упражнения – элементы музыкальной терапии, что обогащает сенсорный опыт и эмоциональные впечатления ребёнка с расстройством аутистического спектра.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия;
- Регуляционные упражнения;
- Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок);
- Игры на снятие напряжения;
- Ритуал прощания.
Примерное тематическое планирование реализации программы
№ | Основные коррекционные задачи | Содержание деятельности |
1. | Способствовать включению ребёнка в совместную деятельность с педагогом. Учить катить мяч маме и ловить его (приём «рука в руке»). Развитие межполушарного взаимодействия. Развитие познавательной деятельности, релаксация. Формировать понимание цикличности этапов занятий. | 1.Ритуал приветствия (Песенка Привет) 2.Игровое упражнение с пропеванием «Ладушки» 3.Двигательное упражнение с мячом «Кати мяч» 4.Упражнение «Дождик» с молоточком. 5.Игры с водой (выливаем водичку) 6.Ритуал прощания (песенка) |
2. | Развитие совместной деятельности с взрослым. Установление контакта с педагогом. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развитие моторики, сенсорного опыта. Развитие межполушарного взаимодействия. | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Игровое упражнение с пропеванием «Ладушки» 3.Игра с мягким конструктором «Башенка» 4.Двигательное упражнение «Дорожки» (босиком) 5.Упражнение «Дождик» с молоточком 6.Ритуал прощания (песенка) |
3. | Организация деятельности. Развитие тактильной чувствительности. Развитие творчества, эмоциональных реакций. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развивать познавательную деятельность ребёнка | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Массаж рук массажными мячиками 3. Рисование пальчиками (яркие мазки) 4.Двигательное упражнение «Кати мяч» 5.Игра в прятки с мячом «Где мяч?» 6.Ритуал прощания (песенка) |
4. | Организация деятельности. Развитие тактильной чувствительности. Развитие конструктивных навыков, мышления. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развивать познавательную деятельность ребёнка Развитие наглядно-действенного мышления | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Массаж рук массажными мячиками 3.Игра с мягким конструктором «Башенка» 4.Игры с водой «Пузыри», «Кораблики» 5.Игра в прятки с корабликом «Где кораблик?» 6.Ритуал прощания (песенка) |
5. | Организация деятельности. Регуляционное упражнение Развитие игровой деятельности. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развитие совместных действий, подражания. | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Упражнение «Нарисуй» (игра с песочным столом) 3.Игровое упражнение «Кати машинку» (маме) 4.Двигательное упражнение «Где же наши ножки?» 5.Упражнение «Дождик» с металлофоном 6.Ритуал прощания (песенка) |
6. | Организация деятельности. Регуляционное упражнение Развитие игровой, познавательной деятельности. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развивать познавательную деятельность ребёнка | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Упражнение «Нарисуй» (игра с песочным столом) 3.Игровое упражнение «Покачаем мишку» 4.Игра в прятки «Где мишка?», «Где мама?» 5.Игровое упражнение «Кати машинку» (маме) 6.Ритуал прощания (песенка) |
7. | Организация деятельности. Обучение игре, контакт со взрослым. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развивать познавательную деятельность ребёнка Обогащение сенсорного опыта, развитие творчества. | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Игровое упражнение «Дай машинку», «Дай мяч» 3.Игра в прятки «Где шарик?» (прячем в фасоли) 4.Игры с музыкальными инструментами (шур-шар) 5.Рисование пальчиками (яркие мазки) 6.Ритуал прощания (песенка) |
8. | Организация деятельности. Вовлечение в совместную деятельность с педагогом. Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование и обогащение сенсорного опыта. Развитие совместных действий, подражания. | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Упражнение «Ладушки» 3. Конструирование из мягкого конструктора 4.Сенсорная игра «Тепло-холодно» (снег, тёплая вода) 5.Двигательное упражнение «Дорожки» (босиком) 6.Ритуал прощания (песенка) |
9. | Организация деятельности. Развитие тактильной чувствительности. Сенсорное развитие Развивать познавательную деятельность ребёнка, формирование и обогащение сенсорного опыта | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2.Массаж ладоней шариками «су-джок» 3.Сенсорная игра «Где звенит колокольчик?» 4.Сенсорная игра «Тепло-холодно» (снег, тёплая вода) 5.Игры с водой «Кораблики», «Пузыри». 6.Ритуал прощания (песенка) |
10. | Организация деятельности. Формирование и обогащение сенсорного опыта. Учить выполнять действия с игрушками (с помощью) Развитие совместных действий, подражания. Формировать понимание цикличности этапов занятий. | 1.Ритуал приветствия (песенка) 2. Массаж ладоней шариками «су-джок» 3. Сенсорная игра «Где звенит колокольчик?» 4.Игра с барабаном «Да-да-да!» 5.Двигательная игра «Где же наши ножки?» 6.Ритуал прощания (песенка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....
Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев.
Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (3-6 мес)
Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера . Это и является ведущим видом деятельности....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития. (6-9мес)
Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (9-12 мес)
Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (0-3)
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития...