Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка с РАС (посещающего ДОУ в сопровождении родятеля)
рабочая программа по коррекционной педагогике

Горбовая Татьяна Юрьевна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ребенка с РАС

посещающего ДОУ в сопровождении законного представителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimaemsya_s_mamoy.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты

«Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»

«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ребенка с РАС

посещающего ДОУ в сопровождении законного представителя

Учитель-дефектолог

МБДОУ № 18

г. Воркуты

Горбовая Т.Ю.

Пояснительная записка

Данная индивидуальная коррекционно – развивающая программа составлена на основе  следующих методических разработок и программ: Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями»; Стребелева Е. А., Екжанова Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитания»; Е. А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактическая игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

          Данная программа предназначена для ребёнка младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, имеющим расстройство аутистического спектра.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности ребенка, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Цели и задачи  Программы

 

Цели индивидуальной программы - создание оптимальных условий для  образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов,   адекватному включению их в окружающую социальную среду.

Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы и постановки дальнейших задач по коррекции.

Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

Образовательные задачи направлены на формирование у ребёнка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие его познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

Принципы и подходы к реализации Программы

 

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; 

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- обеспечивает реализацию принципа целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности образовательного процесса и предполагает тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ.

предполагает реализацию принципа концентричного обучения, который заключается в повторяемости тем  во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- обеспечивает взаимосвязи теории с практикой, позволяющей формировать у детей умение применять свои знания в повседневной жизни;

соответствует принципу индивидуально – личностной ориентации воспитания, который предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

  • строится на основе принципа активного обучения, когда в образовательном процессе используются активные формы и методы обучения, способствующие развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

 

Для успешной деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, для достижения максимальной эффективности коррекционно-образовательной работы с ребёнком, учитываются:

- особенности психофизического развития и возможности ребёнка;

- структура отклоняющегося развития и степень нарушения его интеллекта;

- знания о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;

- возраст ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;

-синхронизирование процессов обучения, коррекции и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей;

- осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

   

Ф.И. ребенка: Арсений

Возраст на момент обследования:  4 года

Характеристика ребенка:

    Мальчик посещает МБДОУ № 18 с сентября 2019г.  Ребёнок инвалид. По решению городской МКУ «ПМПК и СП»  –  пребывание с детском саду кратковременное, в присутствии мамы. Ребёнок в контакт с детьми и педагогами не вступает, на своё имя не реагирует. Любит бесцельно ходить по группе один. Агрессию по отношению к сверстникам не проявляет. Игровая деятельность мальчика характеризуется нецеленаправленными манипулятивными действиями, которые носят хаотичный характер. Основные базовые эмоции отсутствуют. Имеются стереотипные навязчивые движения в виде потряхивания руками. Наблюдаются реакции аутистического спектра. Обращённую речь, простую инструкцию не понимает. Собственная речь отсутствует, способен произносить отдельные звуки и лепетные слова. Со слов мамы у ребёнка присутствовали в речи отдельные слова, но речь внезапно исчезла.  Внимание скользящее, привлечь ребёнка к совместным действиям трудно, продуктивные отрезки крайне короткие. Отмечаются слабые эмоциональные реакции на тихое звучание музыкальных инструментов (металлофон, треугольник), пение спокойной мелодии. Навыки самообслуживания не сформированы, ребёнок не просится в туалет.

Планируемые результаты освоения ребенком  программы

•        Узнает свою маму среди других людей. Эмоционально реагирует на присутствие сверстников и их действия.

• Моет руки под контролем взрослого по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки  полотенцем. С помощью взрослого приводит себя в порядок, пользуется индивидуальными предметами (полотенцем, салфеткой, расческой, носовым платком).  Самостоятельно принимает пищу. Владеет порядком одевания и раздевания. При помощи взрослого снимает одежду, обувь (застежки на липучках).

• Понимает  инструкции взрослого. Способен адекватно реагировать  на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к непосредственно образовательной деятельности, пространственные перемещения и т. д. Откликается на свое имя, свою фамилию.

• Владеет первичными способами усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). Проявляет интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает за движением предмета,  использует хватательные движения. Испытывает эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т. д.) Эмоционально реагирует на мелодичную музыку, природные звуки. Соотносит игрушку со звукоподражанием,  произвольно произносит звукоподражание.

• Имеет представления о себе как о субъекте  деятельности, имеет первичные  представления о своем «Я», о своей семье, узнает свою маму среди других людей.  Фиксирует взгляд  на лице сверстника, воспитателя, партнера по игре. Умеет находить глазами, откуда исходит звук; поворачиваться на звук (находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторону); поворачиваться на голос (находить главами говорящего).

• Фиксирует взгляд на движущейся игрушке, прослеживает взглядом за перемещением предмета, переводит взгляд с одного предмета на другой;  

•Указывает на названную одну часть тела. Соотносит предмет и его изображение. Показывает на себя по вопросу педагога. Подражает действиям взрослого (стучат по столу ладошкой или ложкой, хлопают в ладоши, машут рукой на прощание). Выполняет действия в соответствии с данной инструкцией: (подойди, сядь, встань, иди, дай, отдай, ложись).

• Сцепляет руки, сжимает пальцы педагога; удерживает предмет, когда его вкладывают  в руки; тянется к предмету и достает его, удерживает в руках мяч. Кладет предмет в коробку (банку, миску, т.д.), надевает на стержень пирамидки крупные кольца, кладут шарики в банку, собирает крупные кубики в коробку.

• Интересуется объектами живого и неживого мира. Знаком с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

• В Лепке. Положительно эмоционально настроен к лепке. Держит, мнет пластилин. Фиксирует взгляд на поделке, изготовленной взрослым. Понимает и выполняет простые однословные инструкции: «возьми», «дай», «заложи».

• В Рисовании. Положительно эмоционально настроен к изодеятельности. Фиксирует взгляд на предмете. Прослеживает взглядом за движением руки взрослого. Знаком с бумагой, карандашом, краской. Владеет совмещенными действиями со взрослым при работе с карандашом, «рисованием» пальчиком.  

• В Аппликации. Знаком  с бумагой и действиями с ней (мять, рвать). Фиксирует внимание на сухой аппликации, выполняемой воспитателем. Выполняет сухую аппликацию совместно с взрослым («рука в руке»).  

1 часть:

Условия воспитания:

  1. Здоровье: -  поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (сон днем -  по  – 2 часа; прогулка - 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 15 –20 мин по 2-3 раза в день). Поем песенки во время массажа рук, игры с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
  2. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2 3 минуты.
  3. Массаж проводится  (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).

4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

  1. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
  1. Социальное развитие.

Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

 Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей с взрослым: (упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).

Учить реагировать и откликаться на свое имя.

Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка” (ладошкой ребенка по своей, и наоборот), «Вот рука моя…», «Ладушки».

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки,  ротик, ...носик, ...ручки;  «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?»).

Побуждать ребенка есть  с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.

Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности).

Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.).

2. Физическое развитие.

Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты  в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба.

  1. Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание  и ознакомление  с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций. Использовать в занятиях с ребёнком шарики «су-джок», массажные мячики. Проводить простые игры с водой, способствовать получению эмоционального отклика и формированию, обогащению сенсорного опыта.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности.

Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам). Использовать в занятиях музыкальные инструменты с высокими частотами (металлофон, треугольник).

Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др.

Учить выбирать из двух один предмет:  «Дай, мячик. Дай, лялю!»

Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там?  Взрослый  стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее».

Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»

Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы: (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный,  и т.д.).

Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.

4. Формирование деятельности.

Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого).  Например, брать и удерживать игрушки в руке, перекладывать из одной руки в другую; бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); снимать кольца с пирамиды;

Развивать познавательную активность ребёнка: использовать заводные игрушки, неваляшки, «Ветерки», вертушки, юлу. Способствовать выполнению действий с игрушками с помощью взрослого.

Учить складывать башенку из 2-3 деталей мягкого конструктора, модулей. Всегда хвалить ребёнка за включение в деятельность.

Развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); закрывать кастрюли, коробки крышками;

развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкой  из одного сосуда в другой;

Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку;

Выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.

5. Развитие речи.

1) Развитие понимания обращенной речи:

-  учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;

 - Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.

2) Формировать активную речь.

 - петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

 -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  

 - учить дуть – на свечку,  в дудочку, на бабочку и др.

Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата (по рекомендациям логопеда).

2 часть:

Педагогическая работа с родителями:

1. Матери рекомендуется завести:

1)  дневник наблюдений,  который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.

В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности,  а также вопросы к педагогу.  

2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок  с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.

 

3) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).

2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий  с ним:

  - соблюдение взрослым режима дня  ребенка;

-  организация предметно-развивающей среды дома (подбор игрушек  в соответствии с уровнем развития ребенка);

 - формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша  к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;

 - на включение близких взрослых в ход занятия.  

3. Рекомендуется следующая литература:

1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии (переиздание)  (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001.

2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002.

Данная программа включает в себя цикл из 10 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Каждое занятие длительностью 15-20 минут проводится 2 раза в неделю и рассчитано на участие в этом процессе мамы воспитанника. Коррекционно-образовательный процесс предполагает динамическую смену мезансцен с целью удерживать интерес ребёнка и способствовать усвоению информации. В каждое занятие включены упражнения – элементы музыкальной терапии, что обогащает сенсорный опыт и эмоциональные впечатления ребёнка с расстройством аутистического спектра.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия;
  2. Регуляционные упражнения;
  3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок);
  4. Игры на снятие напряжения;
  5. Ритуал прощания.

Примерное тематическое планирование реализации программы

Основные коррекционные задачи

Содержание деятельности

1.

Способствовать включению ребёнка в совместную деятельность с педагогом. Учить катить мяч маме и ловить его (приём «рука в руке»).

Развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие познавательной деятельности, релаксация.

Формировать понимание цикличности этапов занятий.

1.Ритуал приветствия (Песенка Привет)

2.Игровое упражнение с пропеванием «Ладушки»

3.Двигательное упражнение с мячом «Кати мяч»

4.Упражнение «Дождик» с молоточком.

5.Игры с водой (выливаем водичку)

6.Ритуал прощания (песенка)

2.

Развитие совместной деятельности с взрослым.

Установление контакта с педагогом.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развитие моторики, сенсорного опыта.

Развитие межполушарного взаимодействия.

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Игровое упражнение с пропеванием «Ладушки»

3.Игра с мягким конструктором «Башенка»

4.Двигательное упражнение «Дорожки» (босиком)

5.Упражнение «Дождик» с молоточком

6.Ритуал прощания (песенка)

3.

Организация деятельности.

Развитие тактильной чувствительности.

Развитие творчества, эмоциональных реакций.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развивать познавательную деятельность ребёнка

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Массаж рук  массажными мячиками

3. Рисование пальчиками (яркие мазки)

4.Двигательное упражнение «Кати мяч»

5.Игра в прятки с мячом «Где мяч?»

6.Ритуал прощания (песенка)

4.

Организация деятельности.

Развитие тактильной чувствительности.

Развитие конструктивных навыков, мышления.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развивать познавательную деятельность ребёнка

Развитие наглядно-действенного мышления

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Массаж рук  массажными мячиками

3.Игра с мягким конструктором «Башенка»

4.Игры с водой «Пузыри», «Кораблики»

5.Игра в прятки с корабликом «Где кораблик?»

6.Ритуал прощания (песенка)

5.

Организация деятельности.

Регуляционное упражнение

Развитие игровой деятельности.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развитие совместных действий, подражания.

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Упражнение «Нарисуй» (игра с песочным столом)

3.Игровое упражнение «Кати машинку» (маме)

4.Двигательное упражнение «Где же наши ножки?»

5.Упражнение «Дождик» с металлофоном

6.Ритуал прощания (песенка)

6.

Организация деятельности.

Регуляционное упражнение

Развитие игровой, познавательной деятельности.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развивать познавательную деятельность ребёнка

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Упражнение «Нарисуй» (игра с песочным столом)

3.Игровое упражнение «Покачаем мишку»

4.Игра в прятки «Где мишка?», «Где мама?»

5.Игровое упражнение «Кати машинку» (маме)

6.Ритуал прощания (песенка)

7.

Организация деятельности.

Обучение игре, контакт со взрослым.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развивать познавательную деятельность ребёнка

Обогащение сенсорного опыта, развитие творчества.

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Игровое упражнение «Дай машинку», «Дай мяч»

3.Игра в прятки «Где шарик?» (прячем в фасоли)

4.Игры с музыкальными инструментами (шур-шар)

5.Рисование пальчиками (яркие мазки)

6.Ритуал прощания (песенка)

8.

Организация деятельности.

Вовлечение в совместную деятельность с педагогом.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Формирование и обогащение сенсорного опыта.

Развитие совместных действий, подражания.

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Упражнение «Ладушки»

3. Конструирование из мягкого конструктора

4.Сенсорная игра «Тепло-холодно» (снег, тёплая вода)

5.Двигательное упражнение «Дорожки» (босиком)

6.Ритуал прощания (песенка)

9.

Организация деятельности.

Развитие тактильной чувствительности.

Сенсорное развитие

Развивать познавательную деятельность ребёнка, формирование и обогащение сенсорного опыта

1.Ритуал приветствия (песенка)

2.Массаж ладоней шариками «су-джок»

3.Сенсорная игра «Где звенит колокольчик?»

4.Сенсорная игра «Тепло-холодно» (снег, тёплая вода)

5.Игры с водой «Кораблики», «Пузыри».

6.Ритуал прощания (песенка)

10.

Организация деятельности.

Формирование и обогащение сенсорного опыта.

Учить выполнять действия с игрушками (с помощью)

Развитие совместных действий, подражания.

Формировать понимание цикличности этапов занятий.

1.Ритуал приветствия (песенка)

2. Массаж ладоней шариками «су-джок»

3. Сенсорная игра «Где звенит колокольчик?»

4.Игра с барабаном «Да-да-да!»

5.Двигательная игра «Где же наши ножки?»

6.Ритуал прощания (песенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев.

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (3-6 мес)

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера . Это и является ведущим видом деятельности....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития. (6-9мес)

Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (9-12 мес)

Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (0-3)

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития...