Использование Монтессори – терапии в развитии познавательной активности детей с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике
Данная статья расскажет о том, как стимулироваить познавательнук.активность детей, выработать потребность и способность к самостоятельной поисковой деятельности, с редствами Монтессори - терапии. Познакомит с дидактическими материалами, которые включают детей в интересную для них деятельность, соответствующую их потребностям и желаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muhinoy_e.g._det._sad_no_18_g._ruzaevka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухина Елена Геннадьевна
Воспитатель Структурного подразделения «Детский сад№18комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.
Использование Монтессори – терапии в развитии познавательной активности детей с ЗПР
Будьте неустанны, разъясняя ребенку то,
чего ранее он понять, не мог – помогайте ребенку
осваивать не освоенное ранее, преодолевать
несовершенство.
Делайте это, наполняя окружающий мир заботой,
сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Будьте готовы помочь ребенку, который
находится в поиске и быть незаметным для того
ребенка, который уже нашел.
М. Монтессори
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети ЗПР – многочисленная категория, разнородная по всему составу, но преимущественно у таких детей проявляется замедление в развитии познавательной активности.
Именно поэтому данная проблема приобретает oсoбую актуальность, пoскольку дети с низкой познавательной активностью не прoявляют стремления к пoлучению новых знаний и, как результат, плoхo в дальнейшем обучаются.
Познавательное развитие ребенка – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, изучение которых позволяет выделить его в самостоятельный вид детской активности с собственными задачами, содержанием и методикой.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности дошкольника, может и должна стать устойчивой чертой личности будущего школьника.
Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, так как от того, насколько ребенок заинтересован происходящим, будет зависеть и результат работы. Совмещение двух понятий: познавательная активность и дети с ЗПР возможно, именно в том случае, когда заинтересован сам ребёнок.
Как же стимулировать познавательную активность детей ЗПР, выработать потребность и способность к самостоятельной поисковой деятельности?
Для активизации познавательного интереса у детей с ЗПР актуально применение Монтессори - терапии – «лечебной» педагогики основанной на принципах Марии Монтессори.
Актуальность применения данной методики состоит в следующем:
- эта система предоставляет ребенку свободу выбора;
- позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;
- использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные Монтессори - материалы развивающего и исследовательского характера.
- помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.
- подходит для детей с различными нарушениями в развитии.
Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, пойти собственным уникальным путем, реализовывая свою природу. Он сам выбирает себе деятельность по своим внутренним потребностям и желаниям.
Метод Марии Монтессори в полной мере отвечает требованиям ФГОС, и его использование в работе с дошкольниками ЗПР позволит активизировать познавательную активность детей без насилия над их личностью.
Мария Монтессори сумела доказать, что ребёнок эффективно развивается когда получает настоящее удовольствие от познания, когда он сам выбирает, что ему познавать, чему ему учиться в данный момент и сколько времени этому посвятить.
Главное внимание Монтесори уделяла развитию познавательных способностей детей, использовала для этого тщательно разработанные дидактические материалы, которые включают детей в интересную для них деятельность и соответствуют естественным потребностям ребёнка.
Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и моторные (моторная память). Руки, как инструмент познания помогают детям овладеть миром.
Весь дидактический материал располагается в пяти зонах. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.
Зона практических навыков
Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.
Зона сенсорного развития
Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше и меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Пособия в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.
Математическая зона
Эта зона представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых ваш ребенок может научиться складывать и вычитать, познакомиться с геометрическими фигурами, научится понимать смысл арифметических действий.
На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность
Зона речевого развития.
В детском возрасте, как ни в каком другом, происходит расширение словарного запаса, именно поэтому важно, чтобы ребенка окружала среда, дающая много новых впечатлений и ощущений для возможности освоения новых понятий. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений, координированной работы пальцев для подготовки к письму. Для, более старших детей, есть множество материалов для обучения письму и чтению.
Зона естествознания
Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в дальнейшем в географии, истории, биологии.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качество, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дети с ЗПР учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, что является высоким показателем познавательной активности и одним из составляющих интеллектуальной готовности к школе. Многочисленные упражнения позволяют детям самостоятельно сделать открытия, овладевая при этом способами умственных действий. На конкретном материале даже младшие дети могут решать сложные задачи.
Вашему вниманию, хотелось бы предоставить несколько упражнений из богатейшего арсенала М. Монтессори.
Шершавые цифры
Цель упражнения: утончение тактильного чувства. Изучение счета через тактильные ощущения. Подготовка к письму.
Материал: на табличках из картона наклеены шершавые цифры из бархатной бумаги.
Описание работы: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми цифрами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с цифрой «1». Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами 7(средним и указательным) обвести цифру, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет цифру. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной цифры.
Комментарий: обучающие материалы по математике вводят ребенка в мир цифр и счета. Различие поверхностей из шершавой бумаги побуждают ребенка вести рукой в направлении написания цифры, что способствует лучшему запоминанию, подготавливают к написанию цифр.
Перекладывание бусин пинцетом.
Цель: развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. упражнения Координация. Подготовка руки к письму.
Материал: на маленьком подносе лежат платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин ровно столько, сколько ячеек в форме.
Описание работы: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет правой работы рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.
Комментарий: это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребенок неловко сработал пинцетом и, бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.
Винтик еще винтик.
Цель упражнения: развитие кисти, концентрации внимания, координации движений.
Материалы: коробка с гайками и винтами к ним.
Описание работы: ребенок берет винт и подбирает к нему парную гайку и навинчивает ее на винт.
Комментарий: в процессе упражнений с этим материалом дети не только учатся подбирать необходимую по размеру гайку, но и тренируют мускулатуру кисти рук. В упражнении участвуют сразу обе руки. Известно, что развитие пальцев связано с развитием правого и левого полушария головного мозга. В этом упражнении необходимо координировать работу обеих рук, а значит и развитие обеих головных полушарий.
Капли в ячейках.
Цель упражнения: развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.
Материал: на маленьком подносе лежат платформа с ячейками и пипетка с “тугим” наконечником. Стоит стаканчик с чуть подкрашенной водой.
Описание работы: ребенок ставит перед собой на стол поднос с материалом. Он берет пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, набирает воду из стаканчика. Малыш аккуратно переносит пипетку с водой к платформе с ячейками и заполняет ячейки каплями, сжимая колпачок пинетки. После заполнения всей платформы капли с помощью пипетки отправляются назад в стаканчик.
Комментарий: сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пинетки, ребенок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельной концентрации внимания, что также немаловажно. Если малыш сделал неловкое движение и, капля упала на поднос, он легко заметит ошибку и тут же исправит, подхватив эту каплю той же пипеткой. Упражнение прекрасно тренирует точность в мелких движениях руки.
В результате работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде, дети с ЗПР не только развивают свой интеллект, но и растут до потолка своих возможностей, всё выше и выше поднимая эту планку. Становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными.
Психологический комфорт, хорошо продуманная среда, благотворно влияет и на психологическое состояние детей, оказывая тем самым терапевтическое действие.
Свободная, плодотворная работа приводит к тому, что растет самосознание и самоуважение детей, они становятся спокойными, гармоничными, через самостоятельность развиваются в самостоятельную личность.
Девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне это сделать самому». Считаю, что этот девиз должен стать девизом всех педагогов.
Литература:
1.Хилтунен Е.А. Дети Монтессори -М.: Издательство «Астрель» 2008.
2.Афанасьеват.Т.А. Сумнительный К.Е. Я люблю Монтессори - М.: Издат. дом «Карапуз», 2004.
3.Монтессори. Помоги мне сделать это самому – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000г.
4.Щербакова Е., Голицина В. К. вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
5.Слепович Е.С. Игровая Деятельность детей с задержкой психического развития - М.: Педагогика, 1990.
6. Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т.А. – М.: Просвещение, 1984.
7. Тренинг Монтессори [Электронный ресурс].
режим доступа http://www.mariamontessori.ru, свободный
8. Монтессори Рress [Электронный ресурс].
режим доступа http://montessori-press.ru, свободный
9. Краски жизни [Электронный ресурс] .
режим доступа http://www.kraskizhizni.com, свободный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...
Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...
Использование даров Фребеля для развития познавательной активности детей на индивидуальном логопедическом занятии
laquo;Средовой подход исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: педагога, ребёнка и окружающей среды. При этом основная задача педагога – превратить среду в о...
«Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
laquo;Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»...
Презентация «Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Использование ТИКО-конструкторов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраст...
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО»в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями....