Коррекционно-развивающей программы по снижению уровня агрессивности дошкольников «Я держу себя в руках».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анкудинова Алена Игоревна

В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс программ профилактики      деструктивного поведения для педагогических работников муниципальной системы образования.

Номинация: «Лучшая программа по профилактике агрессивного поведения обучающихся»

Коррекционно-развивающей программы по снижению уровня агрессивности дошкольников

«Я держу себя в руках».

 

Автор - составитель:

педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Анкудинова Алена Игоревна

Ярославль, 2020 г.

Содержание

Пояснительная записка

  1. Диагностическая часть
  2. Основная часть:

- тематический план занятий с дошкольниками;

- методы и приемы взаимодействия с агрессивными детьми в конкретных ситуациях;

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Пояснительная записка.

В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жесткость, враждебность. Гнев, злоба, месть как форма проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «agressio» - нападение, приступ. В психологическом словаре «агрессия» - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния страха, подавленности и т. п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяются множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др. Таким образом, составление данной программы актуально, так как возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающих не только работу непосредственно с детьми, но и социумом, окружающим ребенка.

Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т. е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенных сообществах. Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

- принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

-принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

- принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Цель работы состоит в  формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- снизить уровень агрессивности и тревожности;

- обучить способам регуляции эмоционального состояния;

- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей;

- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Средствами реализации этих задач являются следующие методы:

- игры и взаимодействие, свободные и тематические игры – драматизации;

- ролевое проигрывание моделей желаемого поведения в различных жизненных ситуациях;

- психогимнастика (имитационные игры);

- свободное и тематическое рисование;

- этюды – релаксации;

- беседа, обсуждение рассказов, игр и т. п.;

- ритмико – телесные упражнения, подвижные игры.

Исходя из специфичности эмоционального реагирования детей с нарушением поведения, необходимо стремиться к тому, чтобы во время работы в группах царила атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и понимания и участники тренинга не опасались принудительных мер или санкций со стороны ведущего.

Структура занятий коррекционно – развивающей программы примерно одинакова и включает в себя:

  1. Разминку;
  2. Основную часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на:

- проработку травмирующих состояний;

- выработку социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т. п.), возникающих в конфликтных ситуациях, реконструирование негативных поведенческих реакций и формирование конструктивных форм поведения;

- проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования.

Сюда же включаются подвижные игры, игры – драматизации, игры на развитие умений к кооперации и сотрудничеству с другими, упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня агрессивных проявлений.

  1. Заключительная часть.

Основным направлением коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в поведении является чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от формы агрессивного поведения ребенка и условий проявления агрессии в ситуации «здесь и сейчас».

Каждое занятие рассчитано на 35 минут, т. к. большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч -  два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого). В данной программе представлено 10 конспектов занятий, но при необходимости занятия можно продолжать, следуя вышеизложенной структуре работы.  Возраст участников групповых занятий -  4-7 лет. Проходят в подгрупповой форме (6 – 8 детей). Группа должна включать 2 – 3 детей с нарушением поведения и остальных детей с «нормой». Таким образом, с первого занятия дети обучаются:

- сдерживать негативные эмоции, социально – приемлемому выходу из конфликтных ситуаций, саморегуляции;

- навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;

- видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

- эмоциональной произвольности;

- конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)

Программа была составлена, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина и других ученых, изучающих влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

Поведение психолога, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления его положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

1. Диагностическая часть

        Любая коррекционная работа начинается  с выявления причин возникшего нарушения. В мировой практике существуют различные точки зрения на природу детской агрессии, а следовательно и различные подходы к её коррекции и терапии. Признано, что наиболее эффективным  методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.

        Вначале работы необходимо провести наблюдение за поведением ребенка (Приложение 1).  В регистрационном бланке подчеркиваются те определения, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о нарушениях в развитии его личности и поведения, а так же определить те синдромы, которые в первую очередь обуславливают эти нарушения.

        Для более достоверного выявления агрессивных детей дополнительно можно использовать графическую методику «Кактус» и «Тест руки» Э. Вагнера (Приложение 2).

         

Занятие 1

«Давайте познакомимся»

Цель: установление контакта с детьми; переключение внимания и агрессии;

Ход занятия:

1.Упражнение «Приветствие»

Дети встают в круг, по очереди каждый ребенок здоровается и называет свое имя с каждым соседом, проводя ладонями по ладоням другого ребенка.

2.Упражнение «Брыкание»

Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

3.Розыгрыш ситуации «Подушечный бой»

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот и тебе за…»

4.Упражнение «Врасти в землю»

Дети пробуют сильно – сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачок, крепко стиснуть зубы. Ты – могучее и крепкое дерево, утебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Эта поза уверенного человека.

Занятие 2

 «Вежливые хозяева»

Цель: формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

Ход занятия

1.Кукольное представление «Кошкин дом».

Разыгрывается кукольное представление по ролям. Необходимый материал: ширма, кукольный игрушки и атрибуты. Дети проигрывают сюжет, педагог делает акцент на главное событие – пожар и отношения героев в этот момент.

2.Упражнение «Лепим сказку».

Детям предлагается всем вместе слепить сказку. При подборе сказки важно учитывать, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы.

Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

3.Ролевая игра «Вежливые хозяева».

Игра проводиться по замыслу предыдущего упражнения. Дети используют в игре как можно больше вежливых слов, уместных сюжету игры. Сюжет устанавливает либо педагог, либо сами дети.

4 .Упражнение «Сбрось усталость».

Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть – чуть осталось, повтори еще.

Занятие 3

«Если я злюсь…»

Цель: обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.

Ход занятия

1.Упражнение «Если я злюсь…»

Дети по очереди говорят, что они чувствуют, когда злятся, что им хочется делать в этот момент и как они успокаиваются.

2.Упражнение «Кулачок».

Дайте ребенку в руку какую–нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко -  крепко. Пусть он держит кулачок сжатым, а когда раскроет его. Рука расслабиться, а на ладони будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

3.Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними – подушки. Закрыв глаза, они изо всей силы начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается три минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку три минуты.

Предостережение. Следить, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Занятие 4

«Верь в себя»

Цель: развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе.

Ход занятия

1.Беседа «Вера в себя»

Педагог совместно с детьми разговаривает о том, как важно качество «храбрость» и в какие моменты оно должно проявляться. Необходимо уточнить, что храбрый человек, не только тот, кто всех побеждает. Но и тот, кто может признать свои ошибки и их исправить. Педагог подводит детей к тому, что необходимо верить в свои силы.

2.Рисование «Автопортрет»

Детям предлагается каждому нарисовать свой автопортрет. После окончания работы, дети садятся в круг и рассматривают свои рисунки, называя свои хорошие и плохие качества.

3.Рассказ «Мой лучший поступок».

Детям предлагается рассказать о своем самом лучшем на их взгляд поступке. Дети анализируют рассказы друг друга.

4.Упражнение «Заряд бодрости».

Сядь удобно.  Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьми ими за самый кончик ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «ушки, ушки слышат все!» Десять раз в одну сторону и десять раз в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом.  Помассируй эту же точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руки и со словами «Я дышу, дышу, дышу!»помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!

Занятие 5

«Ты любим»

Цель: формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.

Ход занятия

1.Упражнение «Строители»

Каждому ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использоваться все предметы, находящиеся в игровой комнате. Каждому строителю задаются вопросы:

- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

- Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью детей. игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

2.Рисование «Моя семья»

Каждому ребенку предлагается нарисовать свою семью. После дети уточняют персонажей рисунка и говорят, что они делают все вместе.

3.Упражнение «Я хороший»

Дети ложатся на ковер. Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

- мысленно скажи: «Я - лев» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - птица» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - спокоен» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - хороший» - выдохни, вдохни.

Занятие 6

«Люби других»

Цель: развитие положительного отношения к близким и окружающим.

Ход занятия

1.Конструирование «Подарок другу»

Каждый ребенок делает своему другу подарок из различных материалов: бумага, строительный материал, природный материал. После изготовления ребенок дарит свой подарок и объясняет, за что он дружит с тем или иным человеком.

2.Игра «Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко кричат: «Нет! Нет!» Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет! Нет!»

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да! Да!», заглядывая в глаза друг другу.

3.Упражнение «Спаси птенца»

Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальцу сложи ладони, спрячь птенца, подыши на него, согрей своим ровным свободным дыханием, приложи ладони к своей груди,  отдай птенцу  доброту своего дыхания и сердца. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.

Занятие 7

«Бежим от злости»

Цель: обучение технике снятия физического напряжения.

Ход занятия

1.Упражнение «Карикатура»

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок.

Упражнение помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

2.Упражнение «Выбиваем пыль»

Каждому участнику дается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.

3.Игра «Брыкание»

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!»

Упражнение длится две – три минуты, затем пары меняются ролями.

Предостережения:

  1. «Нападающий» давит только руками, а не телом.
  2. Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.

4.Упражнение «Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец!», «А ты – редиска!», «Ты – морковь!» и тд.

5.Игровой массаж

Дети встают по кругу друг за другом. Сначала они поглаживают спину впереди стоящего, затем начинают тихонько подщипывать спину, снова гладят. Затем дети разворачиваются и выполняют то же самое.

Игра длится две – три минуты.

Занятие 8

«Помощь»

Цель: развитие чувства эмпатии, социализация ребенка.

Ход занятия

1.Беседа «Помощь»

Дети совместно с педагогом разговаривают о том, что такое «помощь», где и как она проявляется, зачет нужна людям.

2.Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столом;

- обогнуть «широкое озеро»;

- пробраться через «дремучий лес»;

- спрятаться от диких животных.

На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера.

Игра способствует развитию сплоченности группы.

3.Упражнение «Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и пожелать другому. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует понятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.

Занятие 9

«Знаток чувств»

Цель: развитие чувства эмпатии.

Ход занятия

1.Игра «Угадай чувство»

Детям предлагается угадать чувство по пиктограмме, по выражению лица ребенка, а так же чувства животных. Затем между детьми разыгрываются пиктограммы чувств, и каждый ребенок самостоятельно показывает чувство в «волшебный куб» (куб с маленькими зеркалами в изображениях морды животного)

2.Рисование «Мое чувство»

Детям предлагается нарисовать чувство, которое он чаще всего испытывает. После окончания работы, каждый ребенок рассказывает когда, почему и из-за чего он испытывает это чувство.

3.Упражнение «Солнечный зайчик»

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, но носу, по ротику, щечкам, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – и там погладь его. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.  

Занятие 10

«Словарик хороших слов»

Цель: закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

Ход занятия

1.Игра «Словарик хороших слов»

Дети стоят в кругу. Взрослый кидает мяч в руки ребенку.  Кому попадает в руки мяч, должен назвать хорошее слово и кинуть мяч другому человеку.

Желательно, чтобы каждый ребенок назвал по три – четыре слова.

2.Игра «Диспетчер»

Выбирается ведущий. Он загадывает слово одному ребенку на ухо, а тот передает это слово, как понял следующему, тоже на ухо, и так слово передается до конца. Последний ребенок называет, то что услышал. Ведущий сравнивает это слово с тем, которое загадал. Если оно верно, последний в очереди ребенок становиться водящим.  (Игра по типу «Сломанный телефон»)

3.Упражнение «Гора с плеч»

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что- то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение пять – шесть раз, и тебе сразу станет легче.

Методы и приемы взаимодействия с агрессивными детьми в конкретных ситуациях.

        Физическая агрессия

        При проявлении физической агрессии тактика взаимодействия с детьми представляет собой приемы, «время жизни» которых составляет от 2 – 3 до 8 – 10 минут.

  • Если ребенка нельзя отвлечь и нападение вот – вот состоиться, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руки ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, он может окликом остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки непозволительны.
  • Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последнего своего поведения.
  • Не стоит принуждать ребенка к извинению – некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
  • Необходимо стимулировать гуманные чувства у агрессивного ребенка по отношению к жертве, обиженному.
  • Стратегия на осознание. Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных последствий поведения агрессивного ребенка.
  • Стратегия отреагирование. Взрослый стремиться организовать такую ситуацию, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас».
  • Стратегия переключения. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение.
  • Положительное подкрепление – поощрение агрессивного ребенка в случае торможения, задержки его агрессивного поведения по отношению к другим детям.
  • Игнорирование – отсутсвие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения в проявлениям агрессии в поведении.
  • Отрицательное подкрепление – применение к ребенку санкций в случае проявления агрессивного поведения.
  • Создание необычных и неожиданных ситуаций путем новых действий и поведения с целью переключения агрессивного состояния ребенка на иное состояние.
  • Стимуляция чувства юмора у агрессивного ребенка к собственному состоянию или состоянию другого.
  • Стимуляция телесного контакта путем прикосновений, рукопожатий, поглаживания ребенка.

Агрессивному и пострадавшему ребенку взрослый может предложить взяться за руки и помириться под считалку: «Мирись, мирись, мирись, больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» и т. п.

Вербальная агрессия.

        Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, иногда оказывается наилучшим поводом, чтобы повторять их.

  • Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.
  • Не понимая значения слова дети часто знают, что оно запретное. Ребенок использует его для того, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.
  • Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу бранному слову – слова, которые можно произносить с чувством, когда ребенок ушибся или расстроился, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.
  • Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научаться не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

Заключение.

        Данная программа служит опорой для работы с детьми, имеющими нарушения в поведении. Тематика и содержание игр, упражнений и техник может меняться в зависимости от конкретного случая и условий работы, но специфика остается прежней.  Применить программу в работе достаточно легко, не требуется специальной технической базы и подготовки к проведению мероприятий. В коррекционной работе с агрессивными детьми важное место занимает работа с родителями и педагогами.

Таким образом, главная роль отводиться не столько психологу, сколько педагогам и родителям, поскольку они постоянно взаимодействуют с ребенком. Их главной задачей является наблюдение за ребенком и своевременное отреагирование его агрессивных проявлений. Психолог помогает педагогам и родителям в освоении необходимых умений и навыков.

Для анализа эффективности коррекционной работы можно использовать те же методы диагностики, что и в начале работы.

Список используемой литературы

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. – 251 с.

4. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

6. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

10. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.

Приложение 1

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Ф. И. О. ребенка         Возраст_____________Дата заполнения______________        

Заполнил: родитель, психолог, педагог         __________________

«Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне».

Характер

нарушений

поведения

В чем конкретно проявлялось

данное нарушение поведения

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово

Негативизм

В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет»

Демонстративность

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и  т. п.

Обидчивость

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

(эмоциональная

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

неустойчивость)

Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса

Конфликтность

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.

Приложение 2

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
"КАКТУС"
(М.А. Панфилова)

ОПИСАНИЕ
Графическая методика М.А. Панфиловой "Кактус" предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

ОБРАБОТКА
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1. пространственное положение
2. размер рисунка
3. характеристики линий
4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, , творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть,уничтожение.


ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Тест руки Э. Вагнера

Назначение теста

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

Примечание

  • Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
  • Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
  • При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
  • Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
  • Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.
  • Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
  • Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Тестовые картинки

Тест руки Вагнера1

Тест руки Вагнера2

Тест руки Вагнера3

Тест руки Вагнера4

Тест руки Вагнера5

Тест руки Вагнера6

Тест руки Вагнера7

Тест руки Вагнера8

Тест руки Вагнера9


Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

  1. Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
  2. Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
  3. Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
  4. Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
  5. Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
  6. Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
  7. Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
  8. Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
  9. Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
  10. Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).
  11. Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается (об).

Протокол проведения теста  

  • Испытуемый: Сергей А.
  • Пол: мужской.
  • Возраст: 21 год.
  • Образование: студент 3 курса, педагог.
  • Дата обследования: 21 ноября 1994 года.

Карта

Время начала реакции

Ответы испытуемого

Результаты категоризации

1

2

3

4

1

6

1. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важное

К*4

2

8

1. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападения

С

2. Приказывает – встаньте!

У

3. Если не сделаешь – ты мне не друг!

У

4. Большой палец руки

ПБ

3

3

1. Высмеивает кого-то, показывая пальцем

А

2. Указывает на что-то

 

3. Подчеркивает сказанное

У

4. Внушает свое желание кому-то

К

5. Указывает направление движения

У

4

8

1. Просит милостыню

З

2. Готов к дружескому рукопожатию

К

5

3

1. Выглядит уставшим, отдыхает

ПБ

2. Может быть злым, ударить кого-либо

А*3

6

3

1. Подчеркивает какой-то момент

К*4

7

10

1. Пожимает руку. Но почему левую? Может быть, он левша?

Э

2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенок

А

3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткий

О

4. Спонтанный удар ребенка в запястье

А

8

10

1. Милостыня, даваемая ребенку

Э

2. Держит карандаш

О

3. Пишет ручкой

АБ

4. Спокойно отдыхает

АБ

9

3

1. Подчеркивает момент, который обсуждался

К

2. Стоп. Остановка машины

У

3. Попытка меня ударить

С

4. Угрожающая рука

С

10

4

1. Я прикасаюсь большим пальцем к носу. Это шутка, не пишите!

З

2. Попытка остановить машину

У*З

После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:

  • Коммуникация – 11
  • Указание – 9
  • Агрессия – 6
  • Страх – 3
  • Активная безличность – 2
  • Описание – 2
  • Эмоциональность – 2
  • Зависимость – 2
  • Пассивная безличность – 2

Итого: 39 баллов.

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

  • Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
  • Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
  • Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
  • Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),

То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере

А = (6+9) – (3+2+11+2) = -3.

То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).

Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых

Экспериментальные группы

Среднее значение

Среднеквадратическое отклонение

Число испытуемых

1

Взрослые

-0,93

7,79

30

2

Подростки

-0,56

10,44

30

3

Хулиганы

1,84

1,8

19

4

Психопаты

2,87

2,38

15

Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.

Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.

  1. Высокий процент ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях истероидности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).
  2. Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
  3. Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.
  4. Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.
  5. В том случае когда большую часть занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.
  6. Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.

Анализ данных по выделенным параметрам имеет качественный характер и должен производится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.  

Области применения теста

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

  1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
  2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.
  3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа по снижению уровня тревожности у детей

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В нее входят игры и упражнения на снижение уровня тревожности у детей. повышение уверености, самооценки , развитие коммуникат...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы состояла в снижении уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по коррекции и профилактике агрессивного поведения детей подготовительной группы №4 «Антошка» «Я держу себя в руках»

Новизна данного проекта обусловлена тем, что дети с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данный проект поможет научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, осво...

Обобщение опыта работы "Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью сказкотерапии"

Работа по снижению уровня агрессивности у дошкольников с помошью сказкотерапии. Анализ результатов проведенных наблюденийза детьми, анкетирование педагогов, родителей....

Публикация «Методы и приемы снижения уровня агрессивности у дошкольников»

Статья на тему: " Методы и приемы снижения агрессивности у детей дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...