Коррекционно - развивающая программа по снижению уровня тревожности у детей
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В нее входят игры и упражнения на снижение уровня тревожности у детей. повышение уверености, самооценки , развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая программа по снижению уровня тревожности у старших дошкольников: «Я больше не боюсь».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическое здоровье детей обусловлено как объективными факторами (факторы среды), так и субъективными, т.е. индивидуально – личностными особенностями, к которым относятся уровень самооценки ребенка, сформированность «Я – концепции», свойственны ли ему тревожность, агрессивность.
В последнее время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей. Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребенок имеет чаще заниженную самооценку, испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезодаптации. Ему свойственны неуверенность, боязливость.
Ведущая в дошкольном возрасте деятельность - сюжетно – ролевая игра –у тревожных детей имеет свою специфику: основные роли, которые берут на себя дети, - роли исполнителей; количество участников небольшое, по своей структуре игра – стереотипна, сюжеты отражают проблемы и конфликты ребенка. Повышенная тревожность детей отражается и в продуктивной деятельности. Так рисункам дома, дерева и человека тревожных детей характерны интенсивная штриховка, многократные стирания, подчеркнутая линия основания.
Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
• наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком
самого себя и других людей;
•владение рефлексией, как средством познания себя;
•наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.
Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
- Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
- Содействовать развитию творческих задатков.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок
1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
- Тест "Страхи в домиках"
- Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
2 этап - информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3этап практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного
напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,
переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных
зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения
страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие
мелкой моторики снижение тревожности.
Опыт работы
педагога – психолога МДОУ №1 Г. Днестровск
1 – ой квалификационной категории
Горбачевой Елены Николаевны.
План коррекционно – развивающей работы по снижению уровня
тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Октябрь | Диагностика: Тест: «Страхи в домиках» Тест «Тревожности» (Р. Тэмлл, В.Амен, М. Дорки) Методика «Лестница» В.Г. Щур | ||
Ноябрь | Цели: снятие мышечного напряжения, повышение уверенности в себе, преодоление застенчивости, страхов. 1 занятие: Этюд: « Насос и мяч» стр.16 (4) Игра:«Злая фея» стр.84 (4) Игра: «Автобус» стр.133 (3) Упражнение: «Зеркало» стр.135 (3) Релаксация: «Волшебный лес» стр.66 (4) 2 занятие: Этюд: «Тише» стр.15 (4) Игра: «Два брата» стр.85 (1) Игра: «Найди свою половинку» стр.113 (1) Упражнение: «Ладони» стр.115 (1) Рисуем то, что увидели во сне. 3 занятие: Упражнение»: «Ток» стр.67( 94) Игра: «Дедушка и внучка» стр.86 (1) Игра: «Газета» стр.67 (4) Релаксация (под музыку) «Сон на берегу моря) стр.60 (4) 4 занятие: Упражнение: «Колокол» стр.75( 94) Игра: «Охотники» стр.88( 91) Игра: «Скульптура» стр.143 (20 Игра: «Соломинка на ветру» стр.134 (3) Релаксация (под музыку) «На берегу моря» | Просвещение: «Детские страхи –ступеньки возраста» | Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми |
Декабрь | Цели: снятие эмоционального напряжения, снижение страхов, формирование позитивного восприятия себя. 1занятие: Игра: «Молчок» стр.61 (4) Игра «Белки и орехи» стр.90 (1) Упражнение: «Ласковый мелок» стр.143 (2) Игра «Волшебная палочка» (под музыку) стр.135 (3) Игра: «Хромой ведет слепого» стр.72 (4) Рисование: «Это Я». 2 занятие: Игра: «Доброе слово» стр.72 (4) Упражнение: «Связующая нить» стр.136. (3) Игра: «В лесу» стр.90 (1) Игра «Драка» стр.144 (2) Рисование (под музыку) «Мое настроение» 3 занятие: Упражнение: «Колокол» стр.75 (4) Игра: «Как быть?» стр.91 (1) Игра: «Иголка и нитка» стр.138 (3) Рисование: «Мой страх» Игра: «Покатай куклу» стр145.(2) Релаксация: «Волшебный сон» стр.78 (4) 4 занятие: Этюд: «Страх» стр.79 (4) Игра: «Прими решение» стр.92 (1) Игра: «Дракон кусает свой хвост» стр.138 (3) Рисование: «Мое настроение» Игра: «Да и нет» стр.139 (3) | Консультация: «Профилактика детских страхов» | Консультация: «Застенчивый и тревожный ребенок» |
Январь | Цели: с эмоционального напряжения, повышение самооценки, развитие доверительных отношений. 1 занятие: Этюд: «Гроза» стр79 (4) Игра: «Тух –тиби- дух» стр.139 (3) Рисование: «Маски» стр.139 (3) Игра: «Газета» стр.67 (4) Игра: «Через стекло» стр.132 (3) 2 занятие: Упражнение: «Колокол» стр. 75 (4) Игра: «Добрый, злой, веселый, грустный» стр.145 (2) Игра: «Иголка и нитка» стр.138 (3) Игра: «Подарок» стр.115 (1) Аутотренинг (дети слушают спокойную музыку) Диагностика (повторная) | Рекомендации родителям по общению с тревожными детьми | Практикум: «Взаимодей- ствие с тревожными детьми» |
Литература
1.Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» Санкт – Петербург. Речь 2003г.
2. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективно взаимодействия с детьми» Санкт – Петербург. Речь 2006г.
3.Семенова Е.М. Чеснокова Е. П. « Психологическое здоровье ребенка и педагога» Мозырь «Белый Ветер» 2010г.
4. Яковлева Н. «Психологическое самочувствие дошкольника» Санкт –Петербург «Валери – СПД» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы состояла в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста....
Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...
Коррекционно-развивающей программы по снижению уровня агрессивности дошкольников «Я держу себя в руках».
В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детско...
Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе»
Пояснительная запискаПрограмма коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе» (далее Пограмма).Цель программы: коррекция агрессивного поведения, ...
Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»
Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем т...