Коррекционно - развивающая программа по снижению уровня тревожности у детей
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Горбачева Елена Николаевна

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В нее входят игры и упражнения на снижение уровня тревожности у детей. повышение уверености, самооценки , развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая программа по снижению уровня тревожности у старших дошкольников: «Я больше не боюсь».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психологическое здоровье детей обусловлено как объективными факторами (факторы среды), так и субъективными, т.е. индивидуально – личностными особенностями, к которым относятся уровень самооценки ребенка, сформированность «Я – концепции», свойственны ли ему тревожность,  агрессивность.

В последнее время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей. Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребенок имеет чаще заниженную самооценку, испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезодаптации. Ему свойственны неуверенность, боязливость.

Ведущая в дошкольном возрасте деятельность -  сюжетно – ролевая игра –у тревожных детей имеет свою специфику: основные роли, которые берут на себя дети, - роли исполнителей; количество участников небольшое, по своей структуре игра – стереотипна, сюжеты отражают проблемы и конфликты ребенка. Повышенная тревожность детей отражается и в продуктивной деятельности. Так рисункам дома, дерева и человека тревожных детей характерны интенсивная штриховка, многократные стирания, подчеркнутая линия основания.

         Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

• наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком

самого себя и других людей;

•владение рефлексией, как средством познания себя;
•наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

         По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.
         Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся

           Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

          Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

           Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи.

          Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

          Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

          В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

          Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок

1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

  1. Тест "Страхи в домиках"
  2. Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап - информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3этап практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
         Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение 
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного 
напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и 
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая 
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, 
переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных 
зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения 
страхов.
 

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, 
напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие 
мелкой моторики снижение тревожности.
 

                                    Опыт работы

педагога – психолога МДОУ №1 Г. Днестровск

1 – ой квалификационной категории

 Горбачевой Елены Николаевны.

План коррекционно – развивающей работы по снижению уровня

       тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Диагностика:

Тест: «Страхи в домиках»

 Тест «Тревожности» (Р. Тэмлл, В.Амен, М. Дорки)

Методика «Лестница» В.Г. Щур

Ноябрь

Цели: снятие мышечного напряжения, повышение уверенности в себе, преодоление застенчивости, страхов.

1 занятие:

Этюд: « Насос и мяч» стр.16 (4)

 Игра:«Злая фея» стр.84 (4)

Игра: «Автобус» стр.133 (3)

Упражнение: «Зеркало» стр.135 (3)

Релаксация: «Волшебный лес» стр.66 (4)

2 занятие:

Этюд: «Тише» стр.15 (4)

Игра: «Два брата» стр.85 (1)

Игра: «Найди свою половинку» стр.113 (1)

Упражнение: «Ладони» стр.115 (1)

Рисуем то, что увидели во сне.

3 занятие:

Упражнение»: «Ток» стр.67( 94)

Игра: «Дедушка и внучка» стр.86 (1)

Игра: «Газета» стр.67 (4)

Релаксация (под музыку) «Сон на берегу моря) стр.60 (4)

4 занятие:

Упражнение: «Колокол» стр.75( 94)

Игра: «Охотники» стр.88( 91)

Игра: «Скульптура» стр.143 (20

Игра: «Соломинка на ветру» стр.134 (3)

Релаксация (под музыку) «На берегу моря»

Просвещение:

«Детские страхи –ступеньки возраста»

Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми

Декабрь

Цели: снятие эмоционального напряжения, снижение страхов, формирование позитивного восприятия себя.

1занятие:

Игра: «Молчок» стр.61 (4)

Игра «Белки и орехи» стр.90 (1)

Упражнение: «Ласковый мелок» стр.143 (2)

Игра «Волшебная палочка» (под музыку) стр.135 (3)

Игра: «Хромой ведет слепого» стр.72 (4)

Рисование: «Это Я».

2 занятие:

Игра: «Доброе слово» стр.72 (4)

Упражнение: «Связующая нить» стр.136. (3)

Игра: «В лесу» стр.90 (1)

Игра «Драка» стр.144 (2)

Рисование (под музыку) «Мое настроение»

3 занятие:

Упражнение: «Колокол» стр.75 (4)

Игра: «Как быть?» стр.91 (1)

Игра: «Иголка и нитка» стр.138 (3)

Рисование: «Мой страх»

Игра: «Покатай куклу» стр145.(2)

Релаксация: «Волшебный сон» стр.78 (4)

4 занятие:

Этюд: «Страх» стр.79 (4)

Игра: «Прими решение» стр.92 (1)

Игра: «Дракон кусает свой хвост» стр.138 (3)

Рисование: «Мое настроение»

Игра: «Да и нет» стр.139 (3)

Консультация:

«Профилактика

детских  страхов»

Консультация:

«Застенчивый и тревожный ребенок»

Январь

Цели: с эмоционального напряжения, повышение самооценки, развитие доверительных отношений.

1 занятие:

Этюд: «Гроза» стр79 (4)

Игра: «Тух –тиби- дух» стр.139 (3)

Рисование: «Маски»  стр.139 (3)

Игра: «Газета» стр.67 (4)

Игра: «Через стекло» стр.132 (3)

2 занятие:

Упражнение: «Колокол» стр. 75 (4)

Игра: «Добрый, злой, веселый, грустный» стр.145 (2)

Игра: «Иголка и нитка» стр.138 (3)

Игра: «Подарок» стр.115 (1)

Аутотренинг (дети слушают спокойную музыку)

  Диагностика (повторная)

Рекомендации

родителям по общению с тревожными

детьми

Практикум:

«Взаимодей-

ствие с тревожными детьми»

Литература

1.Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми»  Санкт – Петербург. Речь 2003г.

2. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективно взаимодействия с детьми» Санкт – Петербург. Речь 2006г.

3.Семенова Е.М. Чеснокова Е. П. « Психологическое здоровье ребенка и педагога» Мозырь «Белый Ветер» 2010г.

4. Яковлева Н. «Психологическое самочувствие дошкольника» Санкт –Петербург «Валери – СПД» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы состояла в снижении уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста....

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Коррекционно-развивающей программы по снижению уровня агрессивности дошкольников «Я держу себя в руках».

В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детско...

Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе»

Пояснительная запискаПрограмма коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе» (далее Пограмма).Цель программы: коррекция агрессивного поведения, ...

Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»

Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем т...