Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога.
статья по коррекционной педагогике
Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_i_v_5gr.docx | 628.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова И.В. учитель-дефектолог
Использование Kinetic Sand в работе учителя – дефектолога.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Поэтому в коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – Kinetic Sand (живой песок).
Kinetic Sand похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается.
Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) развитие познавательных способностей детей;
3) развитие сенсорного восприятия;
4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
6) развитие речи, фонематического слуха;
7) обучение навыкам письма и чтения;
8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;
9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.
Упражнения и игры:
- Развитие зрительного восприятия.
- Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
- Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
- Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
- Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
- Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
- Развитие пространственной ориентации
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
- Развитие внимания.
Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
- Актуализация знаний элементарных математических представлений:
- Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
- Закрепление знаний изученных геометрических форм.
- При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
- Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
- Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
- Развитие различных видов памяти
- Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
- В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
- Развитие мыслительных процессов
Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
- Формирование слоговой структуры слова.
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
- Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
- Обучение грамоте.
1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.
2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.
Таким образом, игры с Kinetic Sand очень эффективное и современное решение в коррекционно-образовательной работе дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный» Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...
Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового восприятия, недор...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и родителей «Использование авторских пособий из фетра в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
Использование данного пособия развивает активацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти), способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и п...
Презентация педагогического опыта "Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога"
http://yadi.sk/i/y19bPiUeO5wPSw...
Использование чувства ритма в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
Влияние ритмической организации на развитие детей с ОВЗ....
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы уч...
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога и логопеда
Цель, методы и приемы работы...