Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.
Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и форме, присутствуют у всех детей с РАС и являются серьезным препятствием для их социализации. Многие дети способны произнести всего несколько слов, которые часто понятны только близким людям. При этом дети не пытаются компенсировать отсутствие речи, используя другие средства коммуникации, например, жесты, выражение лица и пр. Кроме того, практически всегда у этих детей в той или иной степени нарушается и понимание речи. Но, если ребенок не может никаким способом выразить просьбу, то ему остается кричать, кусаться, убегать и пр., то есть использовать для коммуникации нежелательное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения
Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и, может быть , я запомню
Вовлеки меня – и тогда я постигну
Конфуций
Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.
Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и форме, присутствуют у всех детей с РАС и являются серьезным препятствием для их социализации. Многие дети способны произнести всего несколько слов, которые часто понятны только близким людям. При этом дети не пытаются компенсировать отсутствие речи, используя другие средства коммуникации, например, жесты, выражение лица и пр. Кроме того, практически всегда у этих детей в той или иной степени нарушается и понимание речи. Но, если ребенок не может никаким способом выразить просьбу, то ему остается кричать, кусаться, убегать и пр., то есть использовать для коммуникации нежелательное поведение.
Поэтому прежде всего , при работе с такими детьми необходимо научить их использовать альтернативные средства коммуникации. Одним из таких средств является система обмена карточками (ПЕКС), которая позволяет ребенку выразить свою просьбу с помощью картинки с изображением необходимого ему предмета, человека или желаемого действия. Например, если ребенок, как и многие типично развивающиеся дети, хочет узнать, когда он пойдет на улицу гулять, но не имеет возможности это сделать, он будет плакать, кричать, пытаться выбежать на улицу или начнет злиться и проявлять агрессию. Если же он владеет способом альтернативной коммуникации, то может принести педагогу карточку с изображением («Дети гуляют»). В свою очередь, педагог сможет объяснить ребенку, также используя картинки, что гулять пойдем после занятия. Надо сказать, что использование альтернативных средств коммуникации способствует устранению нежелательных форм поведения и серьезно улучшает качество жизни людей с РАС.
Говоря о возможности инклюзии ребенка, не владеющего устной речью, то, прежде всего , необходимо обучить его использованию альтернативных средств коммуникации, что возможно только в формате индивидуальных занятий. Кроме того, следует организовать среду таким образом, чтобы компенсировать отсутствие у ребенка устной речи.
Многие дети с РАС плохо понимают обращенную речь, а их собственная речь часто непонятна окружающим. Нередко ребенок может назвать объект или действие , изображенное на картинке, но не пользуется речью для общения. Это может приводить к появлению нежелательных форм поведения. Как правило, такие дети занимаются с логопедом, дефектологом, но очень важно, чтобы на этих занятиях специалист в первую очередь учил ребенка выражать просьбы, пусть даже одним словом.
Этот навык сразу повышает его мотивацию к тому, чтобы говорить с окружающими, поскольку выполнение просьбы будет являться поощрением. Кроме того, обретая возможность попросить что-либо или отказаться с помощью речи, ребенок с большей долей вероятности перестанет использовать с этой целью крик или агрессию.
Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок с РАС начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система ПЕКС поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях когда «не хватает слов». Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются: самовыражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.
В нашей группе для детей с РАС, каждое утро работа с ребенком начинается с его знакомства с визуальным расписанием. Педагог и ребёнок вместе просматривают все события предстоящего дня. После каждого события мы возвращаемся к расписанию и убираем карточку с соответствующим изображением, а затем взрослый показывает, что будет дальше.
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в том числе коммуникативной доски и коммуникативного альбома, которые позволяют общаться ребенку и окружающим его людям. Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
Фотографии близких людей; фотографии, пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребёнка; фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребёнка (вода, еда, туалет); Фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребёнка; Пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ,согласие и т. д.).
Качественно созданная среда для развития ребенка обеспечивает разные виды его активности и становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования дошкольника.
При организации игрового пространства важно обеспечить его привлекательность, удобство и возможность для социального взаимодействия и коммуникации между детьми. Эти условия особенно важны, поскольку дети с РАС часто не мотивированы на социальную игру.
Сенсорный центр психологической разгрузки предназначен для релаксации, наполнения энергией, обучения, развития и может стать отличным инструментом для гашения нежелательного поведения. Основной принцип, которым мы руководствуемся при организации любой зоны активности - это принцип доступности: все, что расположено на уровне ребёнка, находится в полном его распоряжении. Мы знаем, что главным механизмом реализации в практической деятельности теоретических основ являются культурные практики (Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.)
Формы организации культурных практик опираются на один или несколько видов детской деятельности в условиях самостоятельной или совместной деятельности детей и взрослых.
И еще не маловажный шаг- для успешной адаптации ребёнка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. «МЫ ВМЕСТЕ» — вот то ощущение, которое должно остаться у родителей после такой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».
Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...
«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».
Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...
Буклет "Профилактика нежелательных форм поведения
Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, необходимо вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила....
Альтернативная коммуникацияя как средство общения
В международной конфенции ООН о защите прав детей чётко обозначено право каждоого ребёнка на коммуникацию, общение, выражение своих мыслей и взглядов и идей. Разввитие способности к коммуникации...
Использование песочной терапии, как средство альтернативных методов коммуникации, социализации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В консультации дано краткое описание игр С ПЕСКОМ для социализации, коммуникации детей с ОВЗ....
Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд....