Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация?
Это целая область знаний, которая включает в себя самые различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых по каким-либо причинам речь или отсутствует, или с ней есть определенные сложности.
И таким людям для того, чтобы они были успешны и активны в социальном взаимодействии подбираются альтернативные или дополнительные средства коммуникации.
Например, как человеку у которого снижено зрение, прописывают очки.
Очки как и АДК позволяют восполнить отсутствие или ограничение необходимой функции для человека. В данном случае коммуникативных возможностей.
Альтернативная коммуникация может: использоваться постоянно;
временно замещать речь;
использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Теперь хочу поговорить о заблуждении, связанном с АДК.
Многие родители отказываются от использования данных средств коммуникации, думая, что если дать ребенку карточки для общения или жесты, то у него не будет мотивации использовать в дальнейшем речь.
Но на основе своего опыта скажу, что при применении АДК качество жизни ребенка и его близких резко улучшается.
Ребенок прекращает замыкаться в себе, у него снижается уровень тревоги, снижается количество истерик, которые бывают, если он не смог донести свое желание до остальных.
И наоборот, успешные попытки коммуникации с помощью АДК мотивируют ребенка к использованию речи.
Ребенок который не имеет средств коммуникации, воспринимается остальными в очень тяжелом физическом и интеллектуальном состоянии.
Если же он научается каким-либо образом выражать себя, то это уже совсем другая история.
АДК позволяет развивать базовые коммуникативные функции такие как:
-отказ и согласие на что-либо;
-просьба чего-либо;
-навык выбора (я влияю на среду)
-комментирование (выражение своего отношения к происходящему).
Альтернативную коммуникацию условно делят – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без них.
В роли вспомогательных устройств выступают различные приспособлений,
например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,
указывание на символ или картинку.
Коммуникация без вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.
АДК не является обязательной ступенью для развития речи.
Лично я не прописываю каждому ребенка, который приходит ко мне занятие данные средства.
В первую очередь я предлагаю данные методики детям, которые не имеют базовых коммуникативных навыков ( адекватные отказ или согласие, просьба желаемого). Тк чаще такие дети начинают идти по простому пути, используя истерики, крики, чтобы от чего-то отказаться или что-то получить.
Поэтому АДК здесь выступает в роли палочки-выручалочки. Я не заставляю ребенка тут же просить словами, а даю более простой, но рабочий способ, когда не нужно сильно напрягаться как при с истерике или крике- эти способы все равно забирают очень много сил у ребенка. Я не застреваю с ребенком на этапе карточек. Если нежелательное поведение начинает снижаться и у ученика есть навыки говорения и повторения за педагогом, то мы быстро переходим к речевым просьбам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Использование песочной терапии, как средство альтернативных методов коммуникации, социализации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В консультации дано краткое описание игр С ПЕСКОМ для социализации, коммуникации детей с ОВЗ....
Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...