Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Юлия Андреевна Шаркова

Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация?

 Это целая область знаний, которая включает в себя самые различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых по каким-либо причинам речь или отсутствует, или с ней есть определенные сложности.  

И таким людям для того, чтобы они были успешны и активны в социальном взаимодействии подбираются альтернативные или дополнительные средства коммуникации.

 Например, как человеку  у которого снижено зрение, прописывают очки.  

Очки как и  АДК  позволяют восполнить отсутствие  или ограничение необходимой функции для человека. В данном случае  коммуникативных возможностей.

 Альтернативная коммуникация может: использоваться постоянно;

 временно замещать речь;  

использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

 Теперь хочу  поговорить о заблуждении, связанном с АДК.

 Многие родители отказываются от использования данных средств коммуникации, думая, что если дать ребенку карточки для общения или жесты, то у него не будет мотивации использовать в дальнейшем речь.

Но на основе своего опыта скажу, что   при применении АДК качество жизни ребенка и его близких резко улучшается.

 Ребенок прекращает  замыкаться в себе, у него снижается уровень тревоги, снижается количество истерик, которые бывают, если он не смог донести свое желание до остальных.

И наоборот, успешные попытки коммуникации  с помощью  АДК мотивируют ребенка к использованию речи.

Ребенок который не имеет средств коммуникации, воспринимается остальными  в очень тяжелом физическом и интеллектуальном состоянии.

Если же он научается каким-либо образом выражать себя, то это уже совсем другая история.  

 АДК позволяет развивать  базовые коммуникативные функции такие как:

-отказ и согласие на что-либо;

-просьба чего-либо;

-навык выбора (я влияю на среду)

-комментирование (выражение своего отношения к происходящему).

Альтернативную коммуникацию условно делят – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без  них.

В роли вспомогательных устройств выступают  различные приспособлений,

например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,

указывание на символ или картинку.

Коммуникация без вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.

 АДК не является обязательной ступенью для развития речи.

Лично я не прописываю каждому ребенка, который приходит ко мне занятие данные средства.

В первую очередь я предлагаю данные методики детям, которые не  имеют базовых коммуникативных навыков ( адекватные отказ или согласие, просьба желаемого). Тк чаще такие дети начинают идти по простому пути, используя истерики, крики, чтобы от чего-то отказаться или что-то получить.

Поэтому АДК здесь выступает в роли палочки-выручалочки. Я не заставляю ребенка тут же просить словами, а даю более простой, но рабочий способ, когда не нужно сильно напрягаться как при с истерике или крике- эти способы все равно забирают очень много сил у ребенка. Я не застреваю с ребенком на этапе карточек. Если нежелательное поведение начинает снижаться и у ученика есть навыки говорения и повторения за педагогом, то мы быстро переходим к речевым просьбам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...

Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...