МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков.
Цель мастер-класса:
Создание условий для практического взаимодействия педагогов в процессе речевой коррекции и подготовки детей к школе.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- Упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zvuki.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Радуга»
г. Губкин Белгородской области
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».
НОМИНАЦИЯ: «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Подготовила:
Казакова Г.Н. воспитатель,
МАДОУ «Центр развития ребёнка
– детский сад №33 «Радуга»
В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков.
Цель мастер-класса:
Создание условий для практического взаимодействия педагогов в процессе речевой коррекции и подготовки детей к школе.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- Упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
Актуальность:
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, поэтому существенное место в работе начинает занимать подготовка к обучению.
В нашей группе четыре ребёнка с диагнозом ОНР 3 уровня, девять детей – с ОНР 3 уровня, стертая дизартрия. Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение и недифференцированное, искаженное произнесение звуков. Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих.
С целью коррекции дефектов речи у детей мы широко используем в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. [1,c.59]. В ходе автоматизации звуков развиваем мелкую моторику рук, зрительное восприятие, мышление, внимание, память, логику, расширить словарный запас.
Благодаря предлагаемым заданиям, процесс автоматизации звуков станет более эффективным и интересным. Предлагаем задания, которые направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Данные игровые упражнения помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Материал, оборудование:
Оборудование для проведения: игрушки (киндер-сюрпризы), кубики или детали детского конструктора, шнурок или бельевая веревка, тесьма, схематичные рисунки, листы бумаги, фломастеры.
Ход мастер-класса:
Вводная часть. - Добрый день, уважаемые коллеги! Мы решили сегодня познакомить вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков в речи детей. Вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию.
Практическая часть:
Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?» (Ответы слушателей …)
- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра. Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры и дидактические упражнения, которые помогут вам проводить занятия с детьми.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.
Доказано: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [2, c.73]. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе мы применяем игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.
Для вашего внимания мы подготовили небольшую выставку дидактических пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.
Игра «Магазин».
Цель: выделение слов с заданным звуком.
Ход игры: Для нее нам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки. В «Магазине» можно купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».
Игра «Строим башню».
Цель: назвать как можно больше слов на заданный звук.
Ход игры: Для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Ребенок называет слова и строит башню. Можно устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
Игра «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу» .
Цель: автоматизация звуков в словах.
Ход игры: Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова с определённым звуком. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:
Игра «Волшебный клубочек»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи.
Ход игры: Предлагается намотать тесьму в клубочек, четко проговаривая определённые предложения, чистоговорки.
Игра «Буратино и Мальвина собираются в школу»
Цель: определение и дифференциация звуков в словах.
Ход игры: Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.
Игра «Ёжик»
Цель: произношение и дифференциация слов со звуками.
Ход игры: На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова нужно подрисовывать ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации педагог произносит слова со смешиваемыми звуками, необходимо повторять слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.
Игра «Цветные полоски»
Цель: автоматизация звука [р] в слогах.
Ход игры: На столе лежат несколько разноцветных полосок. Каждый цвет обозначает определённый слог. Например, красный – «ра», желтый – «ро», синий – «ру», зелёный – «ры». Выполняя задание, нужно нажимать указательным пальцем на полоски и произносит слоги.
Игра «Бабушкины бусы»
Цель: автоматизация звука [с] в слогах.
Ход игры: Взять бусины разных цветов и размеров. Выполняя задание, нанизывать бусины на нитку и повторять заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины произносить слог громко, а нанизывая, маленькие – тихо.
Игра «Собери урожай».
Цель: дифференциация звуков в словах, актуализация словаря по теме.
Ход игры: На столе картинки с изображением овощей и фруктов, плоскостные
дерево и грядка. Играющий должен сначала «собрать» овощи и фрукты со одним заданным звуком, а затем с другим звуком. Например, со звуком «р» - морковь, картошка, помидор, горох, кукуруза, груша, виноград, хурма, персик; со звуком «л» - лук, свекла, яблоко.
Игра «Зоопарк».
Цель: выделение заданного звука из слов.
Ход игры: Нужно «расселить» зверей по вольерам. Предлагается выбрать
картинку, в названии которой есть заданный звук, и положить под
соответствующим символом звука.
С: собака, лиса, слон, носорог.
Ш: мартышка, лошадь, мышка.
З: обезьяна, коза, заяц, зебра.
Ж: ежик, жираф.
Л: волк, белка, лама, лев.
Р: тигр, рысь, верблюд, дикобраз, морж.
Рефлексия.
Выше перечисленные приемы способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память, повышают и улучшают эмоциональную составляющую. А самое главное – эффективно и продуктивно автоматизируют звуки речи.
Педагогам предлагается отметить наиболее интересную игру.
В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, совершенствуя их речь и открывая им интереснейший мир знаний.
Литература.
- В.А. Ковшиков, Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / – М.: Спб., 1995.
- Л. Н. Шинкарёва Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Методическая разработка по психолого-педагогической подготовке детей к обучению в школе....
Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».
Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...
Интеллектуальная игра как средство формирования познавательного интереса при подготовке детей к школьному обучению
Семинар-практикум позволяет выявить роль и место интеллектуальной игры как средства развития познавательного интереса при подготовке детей к школьному обучению....
«Оригами, как средство всестороннего развития и подготовки детей к школьному обучению»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»В. А. Сухомлинский...
«Нетрадиционные средства и приемы по автоматизации звуков в домашних условиях»
Консультация для родителей...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»....