статья "Добрая волшебница Арт-терапия"
статья по коррекционной педагогике

Клыкова Алёна Викторовна

 

 

      Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

  Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия,песочная терапия,видеотерапия, игротерапия,библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, фототерапия и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art-terapiya_.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

 Клыкова А.В.

  Липецкая обл., МБДОУ детский сад «Малыш» с. Красное

klykova.alenka@mail.ru

ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА АРТ-ТЕРАПИЯ

      Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

  Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:                                                                                                

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • песочная терапия;
  • видеотерапия;
  • игротерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • маскотерапия;
  • драматерапия;
  • фототерапия и другие.

     Арт-терапию называют «мягкой» оттого, что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс коррекции больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

      Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на своё творение. Такая проекция не осознаётся: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;

  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счёт появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации;
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет, не хочет или не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

       Арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.

        На мой взгляд Арт-терапия – это добрая фея из детства, дарящая людям освобождение от пут страхов, тревог, проблем и комплексов; несущая радость бытия и гармонию в душе.

      Это босоногая волшебница с пшеничными волосами, развевающими на ветру, одетая в цветастый, струящийся до земли сарафан. А на нём кармашки, которые сразу не приметишь. Опустит руку фея в кармашек … И вот краски, кисти, карандаши, мелки влекут уставшую от жизни женщину в её внутренний мир, закрытый от окружающих на крепкий засов. И кажется не достучаться в эту дверь. Но волшебнице всё подвластно. Рождается многоцветье красок и влечёт женщину подальше от жизненных проблем и неурядиц в мир, где открыты все двери, где царит гармония.

      Вот она приглядела мальчика, который не спит ночью и боится, что  придут злые монстры. Уже извлечена из кармашка сказочная шкатулка. И берёт волшебница за руку маленького мальчика, и ступают они на узкую тропинку преодоления страхов. Сначала малыш оглядывается и крепче сжимает руку волшебницы. Но сказочная дорожка увлекает его в мир фантазий и мечтаний, освобождая от ночных кошмаров. Пусть его шаги ещё не так уверенны, но в сердце его уже живут доверие и вера. И смотрит мальчуган с надеждой и благодарностью на добрую фею и знает, что она всегда придёт на помощь.

      Вот Арт-терапия встретила  девушку, которая мечется в выборе жизненного пути, гнетут её тревоги и сомнения. Раскинула перед девушкой яркие лоскутки ткани, разноцветные бусины, ленты и нити волшебница. И погрузилась девушка в мир детства, покоя и радости. Родилась в руках  юной мастерицы кукла. Да, не простая, а волшебная, с бусинкой - мечтой внутри. Как крепкое зёрнышко обязательно даст мечта ростки в дальнейшей жизни, при чём в ближайшем будущем. И пусть девичий путь не будет гладок, и будут ошибки и сомнения. Но она уже твердо знает к чему идёт, чего желает.

     И снова нет минутки покоя у доброй феи. Пришёл к ней юноша, страдающий от безответной любви. Потерял он восторженность окружающим миром, померкли краски вокруг, потухли озорные огоньки в серо-голубых глазах. И подарила ему фея возможность видеть мир особым взглядом, через объектив фотоаппарата. Научился юноша подмечать мелкие детали, делать открытия и удивлять людей самыми обычными вещами, смотря на них по-новому. И обрело сердце юноши покой и снова трепещет в ожидании любви. Но не со страхом ждёт, а с надеждой на взаимность и искренность.

    Оказываются под защитой феи и подростки, раздираемые множеством противоречий. Для них недоверчивых, строптивых, колючих заготовлено средство: оживают маски у юных девушек и парней в руках. Сняты условности и статусы. Утихают внутренние страсти.  Используются внутренние потенциалы для осуществления своих мечтаний. Стихают конфликты с родителями и сверстниками. Они ещё будут вспыхивать, но обязательно найдётся конструктивное решение. Ведь родители тоже были когда-то подростками; а друзья, на то и друзья, чтобы понять и простить.

Идут к доброй фее и мужчина, переживающий развод и девочка, перенесшая сложную операцию и родители гиперактивного мальчугана. Для всех найдётся у Арт-терапии нужный кармашек, и всех она обогреет и поможет. Придёт время для каждого, кто захочет довериться и открыться.

      Вот такая она Арт-терапия моими глазами: добрая и заботливая, отзывчивая и милосердная, смелая и открытая. А познакомиться с ней ближе мне помогли добрые феи, замечательные психологи кафедры психологии и педагогики        ГАУДПО ЛО «Института развития образования» г. Липецка Мязина Светлана Евгеньевна и Драганова Оксана Александровна, которые  поделились своими знаниями и опытом на курсах повышения квалификации «Арт-терапевтические техники в психологическом сопровождении образовательного процесса».

      После курсов я с энтузиазмом стала усовершенствовать  техники использования песочной, рисуночной, сказкотерапии в работе с детьми.

Хочу поделиться опытом коррекционной  работы с тревожными детьми, применяя изотехники. Они помогли мне увидеть детские проблемы, а в некоторых случаях и их причины. Дети свободнее выражали тревожащее, пугающее и волнующее их, проецируя свои переживания на изобразительный образ. Это техники «Каракули» и «Монотипия».

 Техника «Каракули»

  • Цель: извлечение глубинных образов, подсознательных мыслей и чувств.
  • Материалы: бумага различных размеров, различные художественные принадлежности, медитативная музыка.
  • Инструкция: закрой глаза и рукой, которая у тебя главная на выбранном листе бумаги рисуй каракули. Затем на втором листе – нерабочей рукой. Рассмотри, что у тебя получилось, поверни лист, увидев образ, пририсуй его. Назови свои работы и повесь в любом месте в этой комнате.  

Техника «Монотипии»

  • Цель: анализ бессознательных процессов за счёт снижения психологических защит.
  • Материалы: прозрачная пленка, 2 листа бумаги, художественные средства ( лучше акварельные краски).
  • Инструкция: возьми краски, цвета, которые тебе нравятся, набрызгай на плёнку и отпечатай на листе. Второй лист – то же, только неприятные цвета. Посмотри на что похожи изображения и прорисуй их. Назови свои работы и повесь в любом месте этой комнаты.

   А педагоги нашего детского сада увлеклись изготовлением кукол. Эту технику советую сначала пропустить через себя с опытными психотерапевтами.

В работе детского психолога невозможно обойтись без Арт-терапии.

Желаю всем успехов на пути знакомства с этой доброй феей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...