Верботональная система развития речи детей с нарушенной слуховой функцией
консультация по коррекционной педагогике
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Верботональная система развития речи детей с нарушенной слуховой функцией
Подготовила: учитель-дефектолог
Мошкина И.Б
«Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, в том числе и нашего образовательного учреждения, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики.
Известно, что без специального обучения речь глухих детей не развивается, а это, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего мира и развитии мышления. Базой для формирования мышления является произношение. Для того, чтобы произношение осуществляло функцию общения, оно должно быть доступным, понятным для окружающих, внятным, членораздельным и наиболее полно отражать все фонетические элементы, используемые для выражения и различения смысла. Обучение разговорной, а затем связной речи решает основную задачу – формирование речи как средства общения.
Глухого ребёнка необходимо научить пользоваться устной речью, чтобы он смог найти своё место в жизни. Важно внушить ему уверенность в своих силах, он должен уважать себя, знать, что может достичь многого.
Формирование у глухих словесной речи – специальная задача, от решения которой в значительной мере зависит интеграция глухого человека в обществе слышащих.
Несмотря на достижения в области формирования у глухих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве случаев качество произношения не удовлетворяет специалистов. Устная речь детей, имеющих нарушение слуха, часто оказывается малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоционально-экспрессивной выразительности, что отмечается многими сурдопедагогами: И.Г. Багровой, В.И. Бельтюковым, К.А. Волковой, Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной и др.
Для успешной социализации глухого ребёнка в обществе необходимо научить детей различным видам речевой коммуникации т.е.:
- понимать обращения и выполнять приказания, просьбы, поручения;
- сообщать о своём желании, состоянии, отношении к чему-либо;
- отвечать на вопросы и уметь обратиться с просьбой (вопросом);
- сообщать о предстоящей и выполненной работе;
- участвовать в диалоге и уметь составлять монолог.
Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону. Верботональный метод разработал академик доктор Петер Губерина (Хорватия) в 1951 году. Верботональный метод – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека.
Сам метод основывается на том, что глухие дети начинают говорить только тогда, когда они смогут слушать и когда будет развито слуховое восприятие. Многие методики обучения глухих исходят из того, что слуховое восприятие у глухих детей поражено и восстановить его невозможно. Поэтому за основу при обучении и реабилитации людей с нарушениями слуха брали зрение, тактильное восприятие, жесты.
Возникает вопрос: как же развивать слушание у глухого человека? Во-первых, научные исследования показали, что у значительной части глухих детей имеются те или иные остатки слуховых ощущений. При этом звуки на низких частотах могут слышать большинство глухих.
Во-вторых, для стимуляции слухового восприятия используют уникальную акустическую аппаратуру «Верботон», разработанную в Центре «СУВАГ». Аппаратура позволяет неслышащим детям воспринимать речь через вибрацию и через наушники. Она позволяет эффективно развивать слушание неслышащего человека, используя звуки низких частот. Отметим, что в верботональном методе используется термин «слушание» - это развитие слуха в речевой зоне. Т.е. «верботональщики» ориентируют неслышащего ребенка воспринимать звуки разговорной речи людей. В верботональной системе для формирования устной речи у детей с нарушениями слуха огромное внимание уделяют развитию вестибулярного аппарата, моторики тела и ориентации в пространстве – учат детей слушать всем телом.
Верботональный метод исходит также из того, что развитие речи и слушания у детей с нарушениями слуха должно идти через все стадии развития формирования речи у слышащего ребёнка.
Долгий путь реабилитации, образования и дальнейшей интеграции ребенка с нарушением слуха складывается из следующих этапов:
- От невербальной коммуникации к вербальной.
- От соматосенсорного пути до слухового восприятия.
- От стимуляции движения к свободному общению без движения.
- От сопряженного проговаривания к свободному высказыванию.
- От кратких слов к развернутым высказываниям.
- От диалога к монологу.
- От речевого высказывания к письменной речи.
- От реабилитации к образованию.
- От образования к интеграции.
Конечной целью метода является возможность интеграции детей с проблемами слуха и речи в здоровые массовые коллективы. Критериями готовности ребёнка с нарушениями слуха и речи к интеграции являются: слухопротезирование, слуховосприятие, общение речью, усвоение программы, психологическая зрелость, социальная адаптация и коммуникабельность.
При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:
1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;
2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;
3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;
4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;
5. научить правильно повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.
Работая над развитием речи, педагог совершенствует все её стороны: содержание и правильное оформление высказывания, точность слухозрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний).
Таким образом, верботональный метод ставит акцент на интенсивном использовании различных форм реабилитации. У детей развивается разборчивая речь, которая даёт возможность включаться в широкое речевое общение. Большинство таких детей достаточно легко адаптируется в социуме и использует свои слуховые способности для общения со слышащими.
Следует также отметить, что использование верботонального метода оказывает благотворное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка, что очень важно на этапе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи»
синквейн...

Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"
В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы....
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет...

"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"
Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенной слуховой функцией
Изучение психолого-педагогической характеристики детей с нарушенной слуховой функцией позволяет сделать вывод, что исследователи выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабосл...
Содержание и методы обучения произношению детей с нарушенной слуховой функцией
В основу обучения произношению детей дошкольного возраста положен принцип естественного овладения речью, особенно на первоначальном этапе. Этот принцип может быть реализован при условии формирования и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей с нарушенной слуховой функцией 3-4 лет
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ: «КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ»ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИЕЙ 3-4 ЛЕТ Тема: «Кто живёт в лесу?»...