Верботональная система развития речи детей с нарушенной слуховой функцией
консультация по коррекционной педагогике
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbotonalnaya_sistema.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Верботональная система развития речи детей с нарушенной слуховой функцией
Подготовила: учитель-дефектолог
Мошкина И.Б
«Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, в том числе и нашего образовательного учреждения, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики.
Известно, что без специального обучения речь глухих детей не развивается, а это, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего мира и развитии мышления. Базой для формирования мышления является произношение. Для того, чтобы произношение осуществляло функцию общения, оно должно быть доступным, понятным для окружающих, внятным, членораздельным и наиболее полно отражать все фонетические элементы, используемые для выражения и различения смысла. Обучение разговорной, а затем связной речи решает основную задачу – формирование речи как средства общения.
Глухого ребёнка необходимо научить пользоваться устной речью, чтобы он смог найти своё место в жизни. Важно внушить ему уверенность в своих силах, он должен уважать себя, знать, что может достичь многого.
Формирование у глухих словесной речи – специальная задача, от решения которой в значительной мере зависит интеграция глухого человека в обществе слышащих.
Несмотря на достижения в области формирования у глухих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве случаев качество произношения не удовлетворяет специалистов. Устная речь детей, имеющих нарушение слуха, часто оказывается малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоционально-экспрессивной выразительности, что отмечается многими сурдопедагогами: И.Г. Багровой, В.И. Бельтюковым, К.А. Волковой, Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной и др.
Для успешной социализации глухого ребёнка в обществе необходимо научить детей различным видам речевой коммуникации т.е.:
- понимать обращения и выполнять приказания, просьбы, поручения;
- сообщать о своём желании, состоянии, отношении к чему-либо;
- отвечать на вопросы и уметь обратиться с просьбой (вопросом);
- сообщать о предстоящей и выполненной работе;
- участвовать в диалоге и уметь составлять монолог.
Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону. Верботональный метод разработал академик доктор Петер Губерина (Хорватия) в 1951 году. Верботональный метод – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека.
Сам метод основывается на том, что глухие дети начинают говорить только тогда, когда они смогут слушать и когда будет развито слуховое восприятие. Многие методики обучения глухих исходят из того, что слуховое восприятие у глухих детей поражено и восстановить его невозможно. Поэтому за основу при обучении и реабилитации людей с нарушениями слуха брали зрение, тактильное восприятие, жесты.
Возникает вопрос: как же развивать слушание у глухого человека? Во-первых, научные исследования показали, что у значительной части глухих детей имеются те или иные остатки слуховых ощущений. При этом звуки на низких частотах могут слышать большинство глухих.
Во-вторых, для стимуляции слухового восприятия используют уникальную акустическую аппаратуру «Верботон», разработанную в Центре «СУВАГ». Аппаратура позволяет неслышащим детям воспринимать речь через вибрацию и через наушники. Она позволяет эффективно развивать слушание неслышащего человека, используя звуки низких частот. Отметим, что в верботональном методе используется термин «слушание» - это развитие слуха в речевой зоне. Т.е. «верботональщики» ориентируют неслышащего ребенка воспринимать звуки разговорной речи людей. В верботональной системе для формирования устной речи у детей с нарушениями слуха огромное внимание уделяют развитию вестибулярного аппарата, моторики тела и ориентации в пространстве – учат детей слушать всем телом.
Верботональный метод исходит также из того, что развитие речи и слушания у детей с нарушениями слуха должно идти через все стадии развития формирования речи у слышащего ребёнка.
Долгий путь реабилитации, образования и дальнейшей интеграции ребенка с нарушением слуха складывается из следующих этапов:
- От невербальной коммуникации к вербальной.
- От соматосенсорного пути до слухового восприятия.
- От стимуляции движения к свободному общению без движения.
- От сопряженного проговаривания к свободному высказыванию.
- От кратких слов к развернутым высказываниям.
- От диалога к монологу.
- От речевого высказывания к письменной речи.
- От реабилитации к образованию.
- От образования к интеграции.
Конечной целью метода является возможность интеграции детей с проблемами слуха и речи в здоровые массовые коллективы. Критериями готовности ребёнка с нарушениями слуха и речи к интеграции являются: слухопротезирование, слуховосприятие, общение речью, усвоение программы, психологическая зрелость, социальная адаптация и коммуникабельность.
При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:
1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;
2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;
3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;
4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;
5. научить правильно повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.
Работая над развитием речи, педагог совершенствует все её стороны: содержание и правильное оформление высказывания, точность слухозрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний).
Таким образом, верботональный метод ставит акцент на интенсивном использовании различных форм реабилитации. У детей развивается разборчивая речь, которая даёт возможность включаться в широкое речевое общение. Большинство таких детей достаточно легко адаптируется в социуме и использует свои слуховые способности для общения со слышащими.
Следует также отметить, что использование верботонального метода оказывает благотворное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка, что очень важно на этапе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи»
синквейн...
Развитие речи детей, имеющие нарушения речи
Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы котор...
Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"
В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы....
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет...
Консультация для родителей «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи»
Представляю вашему вниманию консультацию для родителей по теме: «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи». В консультации указываются полезные образов...
"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"
Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенной слуховой функцией
Изучение психолого-педагогической характеристики детей с нарушенной слуховой функцией позволяет сделать вывод, что исследователи выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабосл...