Использование дидактических игр у дошкольников с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике

Хилкова Людмила Евгеньевна

В статье дано определение дидактической игре и раскрыта её структура. Подробно описаны особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения, перечисленны требования к наглядному и демонстрационному материалу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_s_portal.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат, заключение игры.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. При индивидуальной работе нужно учитывать возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.

На основе данных тестирования по методике Рудаковой Л. В. Дети дошкольного возраста с нарушением зрения имеют особенности зрительного восприятия. При подборе дидактических игр необходимо обязательно учитывать эти особенности. Перечислим значительные трудности, которые испытывают дети с нарушением зрения:

- в выделении формы и величины предметов;

- в определении месторасположения предметов в пространстве;

- в обозначении сенсорных признаков предметов;

- в выделении расстояния до предметов;

- овладения навыками ориентировки в пространстве.

У этих детей достаточно низкий уровень предметных представлений, нарушены процессы анализа и синтеза, недостаточно развито зрительное восприятие. У детей с нарушением зрения недостаточный уровень развития таких функций зрительного восприятия, как: зрительно – моторные интеграции, зрительно – пространственное восприятие и зрительная память. Поэтому важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптирует к условиям восприятия. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т. д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования.

  • Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
  • Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
  • Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
  • Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
  • Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
  • Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
  • Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
  • В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
  • Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше - 2 см
0,2-0,3 - 2—3 см
0,05-0,1 - 3-4 см
0,01-0,04 - 4-5 см

 На математике размер предметов - до 15 см. Размер используемой натуры -20-25 см.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.

При обучении началам математики широко используются дидактические игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Перечисли некоторые игры:

 «Волшебная полянка»

Цель: развитие зрительного внимания, порядкового счета, знания геометрических фигур,  мышления, сенсорных эталонов (цвета, формы), мелкой моторики; развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра представляет собой поле с одноцветными гвоздиками и съемной панелью, на которой изображены геометрические фигуры разного цвета. Условие игры -  надеть цветные колечки в соответствии с указаниями тифлопедагога.

 «Цветные гвоздики»

  Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки в микро пространстве, мышления, мелкой моторики; развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества, аккомодации, прослеживания, бинокулярного зрения.

Игра – поле с разноцветными гвоздиками. Условие игры -  ударь молоточком «По гвоздикам заданного цвета», «Дотронься до дальних – ближних гвоздиков»

 «Через речку»

Цель: развитие глазомерных возможностей, координации точных движений рук под контролем глаза, развитие восприятия эталонов величины (длины); развитие дифференцированности восприятия (выбор из множества).

Игра представляет собой поле – река с пенечками, расположенными на разном расстоянии друг от друга от одного угла поля до другого, набор дощечек разной длины. Условие игры – соотнести длину дощечек с расстояниями между пенечками, тем самым помочь игрушкам перейти с одного берега на другой.

 «Чудо рыбалка»

Цель: развитие координации точных движений рук под контролем глаза; активизация зрительных функций: фиксации взора, тренировка бинокулярного зрения.

Игра представлена в виде «мини – аквариума».  Условия игры – одной рукой на определенном расстоянии достать предметы со дна «аквариума».

«Найди пару» 

Цель:  развитие зрительного внимания, предметных представлений; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра состоит из предметных картинок нарисованных контуром на листе бумаги и вырезанных  силуэтов тех же предметов. Условия игры – наложить силуэт предметной картинки  на его контурное изображение.

Вариант игры: соотнести силуэт  животного и его контурное изображение в разных позах.

«Щепки – прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики, количественного счёта, точности движения рук под контролем глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора.

Игра представляет собой цветные изображения животных и бельевые прищепки. Условие игры – прицепить прищепки (по5, по 3 и т.д.), создавая гриву льву, ежику – иголки и т. п.

 «Цвета»

Цель: развитие цветовосприятия; умения локализовать заданный цвет из множества других цветов, соотносить цвета с заданным эталоном.

Игра представляет собой серединки и лепестки разных цветов. Условия игры – соотнести лепестки с серединкой заданного цвета.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики; развитие навыков ориентировки на микроплоскости; активизация зрительных функций: фиксации взора.

Игра представляет собой поле с цветочками на нитках, расположенных вертикально. Передвигая цветы расположить их в соответствии с образцом.

 «Волшебная ниточка»

Цель: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации;

активизация зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора, прослеживания,

Игра представляет собой поле – ковролин, силуэты предметов из драпа, клубок тонких ниток. Условия игры – выложить по контуру предмет с помощью ниточки.

 «Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Материал: цилиндры.

Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

При подборе дидактической игры необходимо помнить, что игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии, а успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие ...

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие  - психический процесс отражени...

Методические рекомендации по использованию окрашенных деталей пазлов в дидактических играх для детей с нарушением зрения

Окрашенные детали пазлов являются уникальным и универсальным средством для дидактических игр детей с нарушением зрения...

Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...

Офтальмологические паузы, дидактические игры для дошкольников с нарушениями зрения

Офтальмологические паузы способствуют улучшению кровообращения глаз. Можно использовать следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы.Исходное положение каждого уп...