Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: "Этика и этикет для дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике
У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы с формированием нравственно - этической сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_nravstvennoy_sfery_doshkolnikov_s_zpr_cherez_zanyatiya_po_kursu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: «Этика и этикет для дошкольников»
Чухина М.А., учитель – логопед
МАДОУ ЦРР д/с № 87 г. Калининграда
У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы в формировании нравственно – этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно – этических нормах поведения (Васильева Е.Н., 1994; Ефремова Г.Н., 1997).
Личность у дошкольников с ЗПР формируется по типу истероидной – внимание к себе. Им свойственны: повышенная возбудимость, аффективная взрывчатость. Внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции формируются с запозданием.
Коррекция нарушений личностного развития дошкольников с ЗПР основывается на положении о трехкомпонентной структуре нравственности:
- когнитивный компонент (нравственное сознание) – знание нравственных норм, знание того, что хорошо, а что плохо;
- эмоциональный компонент (нравственные чувства) – чувства, которые вызывают у ребенка эти нормы (ребенок может знать, что жадным быть плохо, но при этом негативно относиться к этой норме – ведь жадным быть так выгодно!);
- поведенческий компонент (нравственная направленность поведения) – реальное поведение ребенка. Оно может, как соответствовать моральным нормам, так и противоречить им.
Исходя из этого, нами была поставлена цель – не только дать знания о принятых в данном обществе нормах и правилах, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны детей и, как следствие, - их реализация ими в повседневных поступках.
Обстоятельный анализ сложившейся учебно – воспитательной ситуации привел нас к мысли о необходимости включения в план работы программы занятий «Этика и этикет дошкольников с ЗПР».
В основу программы положена методика А.М. Шемшуриной, позволяющая детям осмыслить простые нормы нравственности, постичь их гуманистический смысл, научиться жить среди людей.
Структура программы
Разработанная программа включает в себя общие для каждого года обучения циклы: «Основы этики общения», «Этикет», «Нормы этики в отношениях с окружающими», «Этика отношений в коллективе».
Первый раздел программы посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – воспитать у детей уважение, доброжелательность по отношению к людям, ведь по словам Ушинского К.Д., добрая привычка – это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.
Второй раздел программы посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у детей интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими детьми.
Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими – в доме, со знакомыми, воспитателями и т.д. У дошкольников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.
Четвертый раздел посвящен этике отношений в коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.
Курс по изучению этики и этикета рассчитан на 2 года (36 занятий в год). Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В программе перечислены основные знания и навыки, которыми должны овладеть дети.
Цель программы – сформировать у дошкольников с ЗПР этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются самостоятельной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Задачи курса занятий:
1) познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности;
2) научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;
3) сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения;
4) познакомить с правилами вежливости и красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома;
5) научить приемам самоконтроля и самовоспитания;
6) воспитать у детей стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Методы достижения поставленных цели и задач:
1) чередование теории с практическими занятиями, собеседованиями, этикетными ситуациями;
2) психоразвивающие игры;
3) этюды;
4) наблюдения, прогулки, экскурсии;
5) рассматривание рисунков и фотографий;
6) моделирование и анализ заданных ситуаций;
7) свободное и тематическое рисование;
8) чтение художественных произведений;
9) рассказы педагога и рассказы детей;
10) мини – конкурсы, игры – соревнования, выставки, оформление стенгазет;
11) систематическое повторение ранее изученного материала.
Знания, навыки и привычки к концу 1 – го года обучения:
Дети знают:
1) отличие понятий «этика» и «этикет»;
2) правила вежливости и красивых манер.
Дети умеют:
1) уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
2) соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
3) придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
4) быть доброжелательными;
5) соблюдать заповеди;
6) придерживаться режима дня, организовывать свой труд и отдых дома;
7) быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и игрушки.
Знания, навыки и привычки к концу 2 – го года обучения
Дети знают:
1) требования этикета к приглашению и общению с гостями;
2) заповеди и правила этикета;
3) о добре и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженных в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г.Х. Андерсена);
4) афоризмы;
5) краткое содержание прочитанных на занятиях притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений;
6) пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;
7) правила вежливого отказа, несогласия; как обращаться к разным людям.
Дети умеют:
1) исполнять заповеди;
2) соблюдать этикет в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, на улице;
3) выполнять обещания;
4) встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
5) уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;
6) быть сострадательным к чужому горю;
7) различать добро и зло, давать правильную оценку поступкам литературных героев, умея мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
8) проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Опыт проведения этических занятий показывает, что в детском коллективе постепенно формируются нравственные взаимоотношения, проявляется самоконтроль в общении, что благоприятно сказывается в работе на других занятиях, во всех сферах жизнедеятельности дошкольников с ЗПР.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2005.
2. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., 2006.
3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения. – М., 2005.
4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. – М., 2000.
5. Шемшурина А.И. Основы этической грамматики. Книга для учителя. – М., 2000.
6. Шипицина Л.М., Заширинская О.В. Азбука общения. – СПб., 2003.
7. Формановская Н.И. Вы сказали : «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: Использование арттерапевтических техник для коррекции эмоциональной сферы дошкольника.
Продемонстрировать способы применения изотерапевтических техник, акцентируя внимание на возможности их широкого использования в образо...
Презентация "Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников"
Использование сказкотерапии для решения эмоциональных проблем дошкольников...
Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников. Сценарии развивающих образовательных ситуаций
Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и ...
Картотека игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы дошкольников
В картотеке предлагаются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и навыков общения. Данное пособие будет интересно как родителям, так и педагогам....
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....
Разработка занятия психолога по развитию эмоционально-нравственной сферы дошкольников: «У солнышка учимся доброте»
Занятие призвано закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки. Актуализировать употребление качественных прилагательных.Развивать воображение, слуховое вни...