Значение изотерапии в работе с детьми раннего возраста.
статья по коррекционной педагогике

Шепелева Наталья Сергеевна

Одно из направлений работы психолога - изотерапия. Иногда малыш не может рассказать словами о своем настроении, тогда на помощь придет рисование. Дети любят рисовать в любом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_izoterapii_v_rabote_s_detmi_rannego_vozrasta.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Значение изотерапии в работе с детьми раннего возраста

Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии, но интересное не только для педагогов, но и, конечно, малышей. Малыши с удовольствием рисуют и пальчиковыми красками, и мелом, гуашью. Изотерапия (рисунок, лепка) – один из методов арт-терапии, применяемый в работе с детьми раннего возраста. Рисование особенно полезно для детей с особыми потребностями. Актуальность методики изотерапии состоит в том, что ребенок раннего возраста может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Одна из главных особенностей арт-терапии заключается в том, что  у нее нет противопоказаний, она проста в применении  и включает в себя использование доступных материалов.

Особенностью изотерапии в работе с детьми раннего возраста   является то, что она создает положительную мотивацию, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, развивает у малышей фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Изотерапия включает в себя комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Задачи, которые решает специалист при использовании изотерапии:

•        выявление психологических проблем;

•        вывод наружу скрытых мыслей и чувств;

•        возможность выпустить, отработать агрессию и негативные эмоции;

•        усиление эффективности психотерапевтического лечения;

•        развитие творческих способностей;

•        повышение самооценки;

•        помощь в установлении социальных контактов.

Специалист может применять как индивидуальную, так и подгрупповую форму работы. Алгоритм работы с детьми раннего возраста включает в себя несколько нижеперечисленных этапов:

1.        Подготовительный этап:

-        выбор различных изобразительных материалов;

 -     выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс творчества;

-      исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов.

2.        Основной этап:

- процесс творческой деятельности.

3. Завершающий этап:

- ребенок переживает ситуацию успеха,

- получает положительный эмоциональный заряд;

-  развивается его индивидуальность.

Изотерапия помогает достичь таких результатов как:

- развитие мелкой моторики посредством творчества;

- коррекция эмоционально-волевой сферы;

- создание эмоционально-положительного настроя, преодоление робости и страха;

- оптимизация психических процессов и функций;

- восприимчивость к социуму;

- раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей.

Приемы изотерапии, которые можно использовать с детьми раннего возраста:

- Марания. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

- Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления и доступна самым маленьким.

- Техника каракулей. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Ценностью методики арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Материал будет полезен воспитателям детского сада, применяющие здоровьесберегающие технологии. Изотерапия, как одна из разновидностей арт-терапии создает положительный эмоциональный настрой в гру...

Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников....

Презентация "Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация "Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"...

Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Презентация «Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, при которой  происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредств...