Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий
консультация (старшая группа) по теме
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения для коррекции эмоциональных проблем у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий
Г.В.Николаева, воспитатель МБДОУ №5
Мценск, Орл. область
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Взоры многих современных исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных и оздоровительных средств.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. с помощью лечебно - оздоровительных технологий: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата.
Сочетание соматического, психического, физического и нравственного здоровья в единстве образуют здоровье человека. Психологическое здоровье дошкольников в большей степени определяется его эмоциональным благополучием. Следовательно, эмоции, как положительные, так и отрицательные, влияют на общий психологический настрой ребенка и на его деятельность, а негативные - являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств [7]
Арт-терапия как метод воздействия на эмоциональную сферу, позволяет решить комплекс задач и проблем по формированию эмоционального благополучия дошкольников.
Термин «арт-терапия» (art - искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Искусство представляется здесь как
способ творческого самовыражения, рождающегося из наиболее значимых и личностно важных жизненных тем, которые способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом ребенка [1]
Одним из методов арт-терапии является изотерапия. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и в рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.).
В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения для коррекции эмоциональных проблем у дошкольников. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.
Изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать самое важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции [5]
Изотерапия является тренировкой движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является, важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления .
Эффективность применения метода изотерапии основывается на том, что он позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:
-скрытые переживания выражаются свободнее и легче;
-неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;
-появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них [6]
Предлагаемые методы изотерапии вырабатывают цельность мировосприятия, активизируют эмоциональную сферу, делая ее более глубокой, насыщенной. Дети живут эмоциями и их основное занятие — игра. Именно через игру вместе с творчеством проще всего решать различные проблемы в поведении дошкольников: страхи, капризы и неуверенность в себе, проявлять свои переживания.
«Рисовалки»
Побороть свой страх можно с помощью рисования. Нарисуйте с малышом «Зубастую Коргану» или «Чудо-Юдо рогатое», а потом порвите их вместе с бумагой на мелкие клочки. Вся агрессия и накопившееся напряжение крохи выплеснутся на бумагу. Рисовать страх можно в несколько приемов, лучше красками. Объясните ребенку смысл рисования, но не обещайте мгновенного результата, страх не исчезнет сразу. По окончании обязательно похвалите, а по истечении нескольких дней предложите обсудить рисунок.
«Лепилки».
Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины или пластилина. Вылепите с малышом Вредину-Зловредину, а потом разломайте ее на мелкие кусочки, из которых сразу же сделайте цветы.
«Месилки»
Замесите на пляже или в песочнице страшилку из песка. Сделайте ее пострашнее: рога, клыки, оскал, когти, копыта и пр. При помощи воды страшную рожицу превращайте в потешную. А перед этим можете рассказать будущему храбрецу о том, что таким точно способом однажды маленький мальчик уже победил свой страх.
В своей работе с детьми мы применяем изотерапию. Дети приходят в детский сад с разным уровнем эмоционального состояния , и поэтому мы подобрали и систематизировали цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по Н.О. Сучковой « Арттерапия с детьми из неблагополучных семей» [9]
«Мелки – наперегонки». Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает мелками штрихи на листе.
«Разноцветные камушки». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
«Семья». Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.
«Мой страх». Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро. Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
«Рисунок глиной». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться.
«Свободный рисунок в круге». Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга).
«Водный салют». Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения. Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
Изотерапия для ребенка служит средством, которое помогает разобраться в себе и в своих чувствах. Изотерапия для ребенка очень полезна, особенно если он не может сам просто рассказать о своих переживаниях. Используя изотерапию педагог дошкольного учреждения может помочь малышу обрести гармонию с окружающим миром и самим собой.
Список использованной литературы:
1. Арт-терапия / Под ред. А.И.Копытина. -СПб.: Питер, 2001.
2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб., 2000.
3. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций / Вестник МГУ, №4, 1995.
4. Колягина В. Г., Овчар О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., 2005.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.- СПб.: Питер, 2002.
6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - Спб., 2008.
7. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М. : Изд. центр « Академия» 2001.
8. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
9. Н. О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей –СПб.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста
Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...
«Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих технологий»
ВыступлениеНа Республиканской научно-практической конференции «Здоровьеберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»На тему: «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих...
Движение, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Консультация для воспитателей...
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5–6 лет...
Творческая работа.Тема: «Театрализованная игра, как один из видов здоровьесберегающих технологий»
Тема: «Театрализованная игра, как один из видов здоровьесберегающих технологий»...
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...