Роль картины в развитии связной речи детей на примере картины И.В. Горохова "Мыльные пузыри"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В работе представлен материал по формированию связной речи по картине И.В.Горохова "Мыльные пузыри".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kartiny_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey.docx | 190.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль картины в развитии связной речи детей.
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
Занятия по картине имеют большое значение в системе обучения рассказыванию. В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической
речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путём наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
Таким образом, приходим к выводу, что рассматривание картины побуждает ребёнка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображённое, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Данный вид занятий полезен не только детям с нормотипичным речевым развитием, но и детям с тяжелыми нарушениями речи, т.к. охватывает весь спектр развития высших психических функций детей.
Иван Лаврентьевич Горохов.
«Мыльные пузыри».
Цель:
- развитие и обогащение словаря детей
- знакомство с архаизмами (ушедшими из активной речи словами)
- закрепление построения простых распространенных предложений
- формирование диалогической речи
- формирование навыков монологической речи
- развитие мышления, воображения, внимания
- знакомство с бытом деревни XIX века.
- знакомство с автором картины.
Оборудование:
- портрет И.В.Горохова
- репродукция картины «Мыльные пузыри».
Ход занятия.
- Знакомство с художником. Его жизнь и творчество.
В русской живописи много прекрасных картин с изображением крестьян. Есть девочки с васильками в волосах, и мальчишки в пестрых рубашках, и хмурые старик, и красивые женщины. Но художники, которые выбрали темой своего творчества непростую крестьянскую жизнь жили, как правило, в городах, а в деревнях были только наездами – для работы. Иван Горохов жил иначе. Его отец был крестьянином, крестьянином вырос и сын.
У маленького Вани была необычная привычка всюду носить с собой небольшую тетрадку. Он рисовал в ней то, что видел вокруг: красивый цветок, речные берега, милое лицо, орнамент на ставнях. Однажды его рисунки попались на глаза местному помещику, и тот, разглядев в них талант, отправил мальчика в Москву учиться на художника.
По окончании учебы Горохов вернулся в родную деревню Бели под Москвой, стал вести хозяйство растить детей и, конечно, рисовать. Трудно было находить время на любимое дело, тяжело было устроить мастерскую прямо в избе, но результат стоил того. Из-под кисти художника вышли десятки замечательных картин – сцен деревенской жизни. Особенно ему нравилось рисовать детей.
Много чудных детских лиц сохранил для нас художник Горохов, много написал славных пейзажей, неярких, спокойных. Потому и не уехал он учиться в Академию, что эти родные пейзажи были ему дороже славы.
- Обогащение словаря.
Разбор незнакомых слов: крестьяне, крестьянская жизнь, орнамент на ставнях, помещик, талант, вести хозяйство, изба, мастерская, пейзаж.
- Рассматривание картины.
Педагог задает наводящие вопросы, дети отвечают на них, рассуждают.
- Кто изображен на картине?
- Во что одеты дети?
- Почему мальчики без обуви? (Рассказать детям, что обувь раньше была не у всех).
- Как вы думаете, кем приходятся друг другу мальчики?
- Что делаю мальчики?
- Что взяли мальчик, чтобы пускать мыльные пузыри? Сейчас это делают так же? (У мальчика в руке соломинка и вода с мылом оставшаяся после стирки белья)
- Во что еще могли играть дети?
- Где живут мальчики? Как называется их дом, из чего он построен?
- Что стоит на крыльце дома и около него? Для чего нужны эти инструменты?
- Что мы видим за домом? Для чего нужны эти строения? (Для домашних животных, птиц, инструментов).
-Какое время года изображено на картине? Почему?
-Понравилась ли вам картина? Почему?
4. Физкультминутка.
5.Подбор прилагательных к именам существительным.
- Мальчики (какие?) маленькие, дружные, босоногие, деревенские, из бедных семей.
- Дом (какой?) большой, деревянный, темный, теплый, низкий, родной.
-Трава (какая?) зеленая, местами вытоптанная.
-Небо (какое?) серое, высокое, хмурое.
6. Договаривание предложений.
На картине Ивана Лаврентьевича мы видим…
Перед домом стоят…
Дети одеты в …
На ногах ребят нет…
В руках у мальчика… Он выдувает…
За детьми стоит …
Он построен из…
За домом мы видим… для…
Около дома в траве гуляют…
Небо над головой мальчиков…
7. Составление описательного рассказа по картине педагогом, а затем детьми.
8. Итог занятия.
-Что нового узнали на занятии?
-Что понравилось на картине, а что нет? Почему?
Приложение.
Мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Роль сказки в развитии связной речи детей
В консультации рассматривается мнение учёных на роль сказки в развитии речи детей...
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»
laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Оксана Николаевна, очень
Оксана Николаевна, очень понравился ваш материал по картине И.В.Горохова "Мыльные пузыри". Занятие интересное, познавательное и развивающее. Обязательно проведу такое занятие со своими детьми. спасибо.