Роль сказки в развитии связной речи детей
консультация по развитию речи на тему
В консультации рассматривается мнение учёных на роль сказки в развитии речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._na_sayt.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57 «Ладушка» г. Димитровграда Ульяновской обл.»
Консультация для педагогов
Роль сказки
в развитии связной речи детей
подготовила ПДО
Коняхина Л.В.
Человек — сначала маленький, потом большой- только тогда твёрдо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, её традиции и историю.
И начинать помогать чувствовать и понять всё это уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам. В наших силах привить нашим детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре- фольклору, искусству.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга.
В исследовании сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно- образным богатством.
При воспроизведении сказки осуществляется развитие речевой культуры индивида. «Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает». – писал Д. Соколов.
А К.Д.Ушинский считал, что народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании.
«О значении сказок говорят педагоги и психологи, которые убедительно доказали, что сказка положительно влияет не только на формирование речи, но и на общее развитие ребёнка- дошкольника» — писала Т.Н.Доронова.
Детский психолог Бруно Бетельхейм придавал большое значение волшебной сказке. Он писал, что сказка способна помочь ребёнку, если у него есть серьёзные нарушения в общении и поведении.
О сказках и их роли положительно отзывались В.Г.Белинский и А.С.Пушкин.
В исследованиях отечественных учёных Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, а также педагогов Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной подчёркивается, что дошкольный возраст- период активного творческого развития личности ребёнка в целом, становления произвольного внимания, памяти, формирования связной речи.
Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию используют сказку в качестве образца, по которому ребёнок смог бы придумать аналогичный вариант сказки. И поскольку словотворчество благоприятно сказывается на развитии связной речи, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.
Одной из целей знакомства детей с художественной литературой я ставлю:
-Развитие связной речи детей посредством использования сказки.
Для реализации цели поставлены задачи:
Работа состоит из 3 направлений:
1 — работа со словом;
2 — работа со схемами и моделями;
3 — работа со сказкой.
Первое направление включает в себя дидактические игры и упражнения «Волшебная корзинка», «Собери под зонтик», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи точнее», «Назови ласковые(сладкие, мокрые, грустные) слова», «Слова короткие и длинные»(кот- котик, котёнок, котище), «Составь слово из двух слов» (луна + ходить = луноход).
Второе направление включает упражнения по работе со схемами и моделями:
- составление предложений из слов;
- составление описательных рассказов, загадок;
- придумывание историй.
Третье направление основано непосредственно на работе со сказкой:
- дидактичское упражнение «Узнай сказку по схеме», «Расскажи сказку»;
- сочинение новой концовки сказки;
- введение нового героя;
- изменение характера героя;
- слияние сказок;
- сказка от конца и до начала;
Взаимодействие со специалистами ДОУ музыкальным руководителем и учителем- логопедом оказалось плодотворным в сфере драматизации сказок, разыгрывания сценок.
Формы работы, которые использовались:
- индивидуальные задания и упражнения;
- подгрупповые (игры, упражнения, беседы);
- фронтальные (совместная образовательная деятельность,беседы);
В работе со сказкой я включала 3 основных направления.
1. Знакомство со сказкой.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности,
- Развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
Эти направления включают в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных - грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов. в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры - драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3. развитие умственных способностей - задания на развитие мышления и воображения:
1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);
2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Итогом моей работы является показ сказок, спектаклей для детей других групп, праздники для родителей.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001
- Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-315с.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М.: Тц Сфера, 2010 – 128с.
- Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.
- Шорохова О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия.-М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
Статья о влиянии сказок о животных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. О том, как сказки развивают не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воо...
Роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Роль русской народной волшебной сказки в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Ознакомительная статья...
Роль русской народной волшебной сказки в развитии связной речи детей дошкольного возраста
ознакомительная статья...
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...
Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....