Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с дефицитарностью зрительного анализатора для реализации АОП
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В данном материале подробно описаны психологические особенности детей с нарушениями зрения, психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора, эффективные методы работы, а также методическое психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора (нарушениями зрения) для реализации АОП.
Таблица 1.
№ п/п | Название нарушения МКБ – 10/ психологическое заключение/логопедическое заключение | Нарушение (психологические особенности) | Направление деятельности педагога-психолога |
1 | H53, H54, H58.1 Слабовидящие – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04; К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дефицитарность зрительного восприятия (хар-р дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм/ниже возрастной нормы/не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллектуального дефицита). При наличии первичного нарушения речи – соответствующее заключение. | При выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия, информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в процессе обучения. Однако при зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Особенности зрительного восприятия при нарушениях зрения: (обедненность, снижение активности отражательной деятельности, фрагментарность, низкий уровень обобщенности образов, снижение скорости и точности, несформированность антиципации (т.е. предугадывание, представления о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия) Поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления у слабовидящих ограничены и искажены. Характерные особенности представлений при нарушениях зрения (фрагментарность, схематизм, генерализованность (по методу «широкого охвата»), низкий уровень обобщенности, вербализм). Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раздражительность, замкнутость. Однако при условии адекватного и своевременного коррекционно-компенсирующего обучения чувственный уровень представлений у детей с дефектами зрения о звучащем мире близок к уровню нормально видящих детей. Сюжетно-ролевая игра сформирована. Поведенческие особенности не выражены. Основные проявления отражаются в манипуляциях с предметами и перемещении в пространстве (несформированные представления о схеме тела, движения трудно координируемы и т.п.). Часто у детей данной подкатегории характер зрения монокулярный (зрение одним глазом), из-за чего затруднено восприятие пространственных признаков предметов (расстояния, глубины, объема, размера). |
материалом. |
2 | отдельные рубрики H53, H58.1 Дети с пониженным зрением – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией. Дефицитарность зрит.восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллект.дефицита). При наличии специфики речевого развития (указать) |
Эффективные методы работы
Таблица 2.
Нарушение | Методы |
Нарушения зрения | Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные. Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля – система для письма и чтения слепых. В основе РТШ лежит комбинация шести точек. Брайль принял порядок букв латинского алфавита. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева, потом слева и справа, затем справа. Этими же знаками обозначаются и буквы русского алфавита с добавлением специальных знаков. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50280 |
Технические средства обучения – системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие. | |
Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. |
Методическое психолого-педагогическое обеспечение сопровождения детей с нарушениями зрения
Таблица 3.
Направление коррекционно-развивающей работы | Психолого-педагогические источники (книги, периодические издания) | Коррекционно-методическое обеспечение (готовые коррекционно-развивающие программы) |
Мышление |
|
|
Память | ||
Внимание | ||
Восприятие | ||
Произвольность деятельности |
| |
Моторика (крупная и мелкая) | ||
Воображение | ||
Ощущения | ||
Мотивация | ||
Речь | ||
Общение (коммуникация) |
| |
Тревожность | ||
Самооценка | ||
Поведение | ||
Агрессивность | ||
Импульсивность | ||
Психолого-педагогическое консультирование |
|
Специфические критерии оценки детей с нарушением зрения
Таблица 4.
Подкатегория детей с нарушением зрения | Возрастной период | Показатель | Оценка |
1. Слабовидящие дети (острота зрения: 0,05-0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией и/или сужение поля зрения вокруг центральной оси до 20°). | старший дошкольный возраст | 1. Готовность руки к письму. 2. Уровень развития зрительного восприятия. 3. Сформированность способов обследования предметов. 4. Сформированность навыка самостоятельного передвижения в знакомом пространстве (помещение, улица). 5. Сформированность навыка самообслуживания (еда, гигиена, одежда). | 1. – мелкомоторные движения рук точные, скоординированные; руку держит правильно; - скорость мелкомоторных движений замедленна, отмечаются незначительные сбои в согласованных действиях рук; - при выполнении мелкомоторных операций присутствуют выраженные ошибки в точности и координированности движений рук; не способен самостоятельно правильно удерживать ручку в руке. 2. – высокий, средний, низкий. 3,4,5 – сформированность/ не сформированность. |
2. Дети с пониженным зрением (острота зрения: 0,5-0,8 на лучше видящем глазу с коррекцией; в т.ч.: косоглазие, амблиопия, гиперметропия, миопия, астигматизм). | Дошкольный возраст | При наличии у ребенка офтальмологического диагноза, показаний к аппаратному лечению. Дети данной подкатегории нуждаются в создании специальных условий в образовательной организации ДО, направленных на реализацию лечебно-восстановительной работы в сочетании с тифлопедагогическим сопровождением: коррекционно-развивающие занятия, формирование навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве. Обучение ребенка рациональному использованию своего нарушенного зрения: зрительная гимнастика, приемы мнемотехники для развития зрительной памяти и зрительного внимания, гигиена зрения. Соблюдение в ОО офтальмо-эргономических рекомендаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Сопровождение детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...
Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ________________________________________
Работав доу по психологическомусопровождению детейс тнр...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»
Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...