Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»
консультация по коррекционной педагогике
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 29.64 КБ |
презентация | 828.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Игра как культурная практика детства».
Мастер-класс для педагогов
«Развитие коммуникативных способностей детей
через игровую деятельность».
Март 2020г.
Педагог-психолог Н.В. Грищенко
1. теоретическая часть
2 сл.
Хотела бы начать своё выступление со слов великого писателя.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А.Сухомлинский
И это действительно так!
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, т.е. развитию коммуникативных способностей.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Игра может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, так же поможет воспитать сознательную дисциплину.
3 сл.
Давайте порассуждаем. Какие виды игр нам известны… (с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные… ) Все верно!
Игры, возникающие по инициативе взрослого | Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры, идущие от исторически сложившихся традиций |
Обучающие -подвижные -дидактические -учебные | Игры-экспериментирования | Традиционные и народные игры -обрядовые -досуговые |
Досуговые -игры-забавы -развлечения -интеллектуальные -празднично-карнавальные | Самостоятельные сюжетные игры -С/р -Режиссерские -театрализованные |
4 сл.
В процессе игры ребёнок развивается всесторонне (физически, психически и личностно). Как Вы считаете, как влияют игры на развитие ребёнка?
1. Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе; Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры.
2. Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
3. Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
4. Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
5. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.
5 сл.
Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познавательная сфера становится произвольным, т. е. ребёнок учится руководить своим поведением и мыслительными процессами. Сознательно направляет познавательные процессы к достижению цели (нужно запомнить правила).
Игра приводит к новообразованиям в дошкольном возрасте - мотивация к обучению.
К концу дошкольного возраста - кризис – насыщение ситуацией «понарошку», ребёнок хочет делать первые шаги к усвоению реальной профессии.
Таким образом, игра выступает как психокоррекционное и психотерапевтическое средство.
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
6 сл.
практическая часть
1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.
Упражнение «Знакомство».
Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Время: 5-15 минут.
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
- по наличию часов на руках;
- по стилю обуви;
- по длине волос;
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз;
- по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
2. Игра «Дождь в лесу».
Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
3. Упражнение «Мы – команда!».
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
- квадрат;
- треугольник;
- круг;
- ромб;
- угол;
- букву;
- птичий косяк.
4. Игра «Медведь перед дровосеками».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Время: 10-15 минут.
Ведущий: Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.
А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…
5. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
Ведущий: Дотроньтесь до желтого!
Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.
6. Упражнение “Группа”.
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности: “Внимание! На нас напали пещерные львы!».
После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется.
Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
7. Релаксация «Дивный сад».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Время: 10 минут.
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
8. Притча.
Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и, прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.
Восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.
«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.
Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.
С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
«Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Завершить своё выступление хочу словами Юлиуса Фучика «Игра детей – зеркало общества».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский
Классификация детских игр: Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры, идущие от исторически сложившихся традиций Обучающие Игры-экспериментирования Традиционные и народные игры Досуговые Самостоятельные сюжетные игры
Влияние игры на развитие ребенка Развитие познавательной сферы Развитие речи и коммуникативных навыков Физическое развитие Развитие нравственных качеств Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Парадокс игры – стремление к удовольствиям + соблюдение правил = ребёнок учится руководить своим поведением и мыслительными процессами.
Практическая часть
« Игра детей – зеркало общества » Юлиус Фучик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
В помощь педагогам...
Мастер -класс на тему: "Развитие социально - коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия в творческой деятельности"
Передача опыта использования в образовательном процессе приемы совместной творческой деятельности для развития социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....
Мастер класс для родителей "Развитие речи у детей в игровой деятельности"
Мастер класс для родителей детей подготовительной группы "Развитие речи у детей в игровой деятельности"...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Использование напольных игр в совместной игровой деятельности взрослого и ребенка»
Мастер-класс для педагогов«Использование напольных игр в совместной игровой деятельности взрослого и ребенка»...
Мастер-класс " Игры на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс «Игры на развитие социально -коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» воспитатель МБОУ«СОШ № 4 имени В.В. Бианки» Леденева О.Е....