ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
презентация по коррекционной педагогике
Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для данного ребенка вида и формы обучения. В зависимости от анамнестических данных, особенностей развития ребенка, выявленных другими специалистами, строится основная гипотеза психологического обследования. В соответствии с гипотезой психолог определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур гипотеза проведения обследования может изменяться, точно так же будет изменяться и подбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obsledovaniya.ppt | 926 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Начать работу с малозначащей беседы с ребенком о себе, составе семьи, об окружающем 2. Попросить ребенка нарисовать какой-либо рисунок : «Дом – дерево – человек» или «Рисунок семьи» 3. Непринужденная беседа по поводу рисунков 4. Исследование объема и темпа слухоречевого запоминания 5. Выявление особенностей запоминания и внесение при необходимости поправок в использование стимульных материалов и подачи инструкций. 6. Исследование уровня понятийного развития. - методики «Классификации (1-й вариант для детей от 3-х до 5-ти лет, 2-й вариант – от 5 до 8-ми лет) и стандартном варианте для детей после 8-ми 9-ти лет, - модифицированного авторского варианта методики Выготского – Сахарова - методики «Исключение предметов» (4-й лишний). Для исследования уровня актуального понятийного развития - методика «Классификация предметов», - методика «Исключение предметов» для выявления особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности (наличие элементов разноплановости, опоры на латентные признаки при обобщении, соскальзывание и т.д.)
7. Необходимо сменить деятельность и предложить ребенку сложить картинку или узор. При этом мы исследуем у ребенка сформированность пространственного анализа синтеза на наглядно – действенном уровне. - методика «Разрезные картинки» (для детей младшего дошкольного возраста), - методика «Кубики Кооса» как более абстрактные варианты 8. Исследование этих параметров являются частью общего исследования сформированности пространственных представлений (как на вербальном, так и на невербальном уровнях) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сформированность этих функций в большей степени определяют возможность ребенка в овладении чтением, письмом и счетом, умением решать задачи и сопоставлять явления и факты окружающего мира. 9. В качестве завершающего этапа исследования сформированности пространственных представлений (исследование лингвистического пространства – пространства языка) необходимо оценить понимание сложных речевых конструкций и возможность их самостоятельного формирования, а именно – временных, пространственно – временных, квазипространственных и инвертированных речевых конструкций.
10. Характеристика внимания и сформированность произвольной регуляции собственной деятельности анализируются (исследуются) фактически на протяжении всего обследования, в основном – путем анализа возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания. Однако для собственно «инструментального» исследования этих параметров можно использовать нижеописанные методы. – методы, направленные на исследование возможности удержания двигательной программы . Наиболее адекватными являются нейропсихологические методы 11. Для исследования произвольного внимания, возможностей удержания вербальных инструкций, последовательности действий, произвольности собственно высших психических функций наиболее адекватными являются - методика В.М.Когана в ее классическом варианте - бланковые методики: Пьерона - Рузера, Счет по Крепелину и т.д. Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от утомления ребенка, степени заинтересованности в самом задании (мотивационный компонент), отношения к взрослому (эмоционально- личностный компонент). Для того чтобы выявить эти характеристики и влияние на них фактора утомления, можно бланковые методики такого плана давать дважды: в начале психологического исследования и в фазе выраженного утомления. В этом случае при анализе результатов необходимо описать динамику изменения операциональных характеристик деятельности.
12. Учитывая необходимость смены видов деятельности в качестве «отдыха», между наиболее трудоемкими и утомительными заданиями по методике В.М.Когана, Прогрессивными Матрицам Равенна, Стандартной классификации, Счету по Крепелину и т.п. можно включать личностно ориентированные методики, время выполнения которых не превышает 10-12 минут. В качестве таких методик можно предложить - тест «Рука», - методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т. – Н», «Эмоциональные лица», «Метаморфозы» и др. короткие, разгрузочные тесты. Таким образом, исследование эмоционально – личностных особенностей будет органично включено в процесс обследования. 13. Точно так же в отдельные промежутки между сложными, трудоемкими методами обследования целесообразно включать исследования особенностей моторики (как мелкой, так и общей) и определение ведущих руки, ноги, а также ведущего глаза и уха. - пробы на способность делать ритмичные и координированные движения (например, марширование или бег на месте), - реципроктные координации. Особое внимание уделяется исследованию сформированности мелкой моторики, (пробы на скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, в том числе с ручкой и карандашом), а также моторным навыкам в графической деятельности (рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). У детей дошкольного возраста проверяется сформированность бытовых двигательных навыков (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок). Желательно отслеживать эти характеристики на протяжении всего обследования. Определяется соответствие или различия между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п. и выявленными ведущими: рукой, глазом, ухом.
14. При необходимости более детального исследования мнестической деятельности логично использование методик, направленных на определение объема и особенностей зрительного и тактильного запоминания. 15. Исследование непосредственно самой мыслительной деятельности целесообразно начинать с исследования доступности опосредования , то есть употребления «средства» для запоминания. - методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву (для детей до 7-8 летнего возраста) и методика пиктограмм (для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-летнего возраста). 16. Уже на этом этапе при возникновении трудностей опознания тех или иных изображений целесообразно исследование особенностей собственно гностических функций, поскольку исследование гнозиса при таком обследовании не обязательно. Оно проводится в том случае, если психолог обнаруживает какие-либо трудности в восприятии (понимании и или описании) ребенком зрительных изображений на любом стимульном материале, используемом специалистом на предыдущих этапах обследования.
17. Исследование особенностей наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления целесообразно проводить с чередованием вербального и невербального тестового материала. Наиболее удобны как по форме и времени предъявления, так и по анализу результатов для этих целей следующие методики: - «Прогрессивные Матрицы Равенна» (стандартные цветной и черно- белый варианты), - простые аналогии, - парные аналогии (в том числе и невербальные), выделение существенных признаков, - понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом, - составление рассказа по серии сюжетных картинок, - решение «конфликтных» задач, задач Пиансе Дополнительно в качестве невербального тестового материала для этих же целей удобно пользоваться методикой «Кубики Коса» и сложными вариантами «Досок Сегена». Для оценки характеристик мышления должны быть учтены результаты исследования пространственного анализа и синтеза. 18. Специального исследования речи ребенка можно не производить, а просто анализировать его высказывания, услышанные в процессе обследования: их активность, развернутость, грамотность, словарный запас и т.п. (то есть то, что должен оценить психолог).
19. Признаки дисфункции аффективной сферы у детей с различными вариантами дизонтогенеза списываются в жалобах родителей либо педагогов или как признаки эмоциональной мобильности (быстрая пресыщаемость, нестойкость аффекта, поверхностность переживаний, внушаемость, непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители), либо как выраженная стойкость и сила аффекта, вязкость, инертность переживаний, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность. Поэтому исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка целесообразно начинать с изучения истории развития ребенка. Эти сведения дополняются не только в результате тестирования, но и наблюдением в процессе всего психологического обследования, специально организованным наблюдением за ребенком в реальной жизни или в моделируемых (в частности, в процессе групповой или индивидуальной работы психолога) ситуациях. Для углубленного исследования этих характеристик можно использовать достаточно длительные по времени проведения личностно ориентированные методики в том случае, если ребенок не проявляет выраженных признаков утомления. - Фрустрационный тест Розенцвейга, - САТ (Детский апперцективный тест), др. методики исследования межличностных и детско-родительских отношений (в том числе и в виде опросников). 20. Оценки взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, другие социометрические исследования, могут быть получены с помощью специального анализа результатов выполнения таких методик, как - СОМОР, - Цветовой тест отношений (ЦТО), др. проективных или опросниковых методов исследования.
21. Завершающей частью обследования должна стать обязательная положительная оценка деятельности ребенка со стороны специалиста. В ситуации, когда психологу очевидно снижение работоспособности ребенка, общего уровня психической активности, а также темповых характеристик, и /или появление негативизма, отсутствия интереса к заданиям, целесообразно либо сократить процедуру обследования, либо «разбить» всю работу на два приема.
ЭТАПЫ 1. Сбор психологического анамнеза. 2. Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, ее уточнение и корректировка в процессе обследования 3. Процедура обследования с использованием соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям ребенка. 4. Развернутый системный анализ результатов обследования, их сопоставление в соответствии с гипотезой и предварительным психологическим диагнозом. 5. Окончательная постановка психологического диагноза с учетом полученных результатов, механизмом и путей, приведших к наблюдаемым особенностям, определение вероятного прогноза развития, методов междисциплинарного сопровождения ребенка. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования уровня развития основных движений
Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателям провести обследование уровня развития основных движений детей 3 - 7 лет на основе качественных и количественных показателей....
технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития
Презентация "Технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития"подготовленна для просмотра мультимедиаЛитература:1. В.В. Кислова "Практикум по специальной психол...
Основные требования и подходы к проведению психологической диагностики в ДОУ
Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ. Цели и задачи....
Письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение психологической диагностики (обследования)
Письменное согласие родителей (законных представителей)на проведение психологической диагностики (обследования) Я (ФИО родителя)_____________________________________________________________ согла...
справка Справка по результатам обследования Художественно-эстетическом развитию, раздел «Музыка» 2017, 2018г.г.
результаты мониторинга за 2017 и 2018г....
Тактика проведения психологического обследования. М.М.Семаго
Материалы взяты из книги «Психолого-медико-педагогическое ОБСЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА» под редакцией М.М.Семаго.1999г. Москва....
Протокол обследования и стимульный материал для проведения психологической диагностики детей 4-5 лет
Протокол обследовния и стимульный материал, предназначенный для проведения психологической диагностики детей 4-5 лет....