Организация коррекционной работы с детьми ОВЗ в области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Организация коррекционной работы в области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность», в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Организация коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционно-направленная работа предполагает максимальное использование всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Все виды музыкальной деятельности, используемые на занятии, способствуют развитию и коррекции эмоционально-волевой (чувства, эмоции), познавательной (речь, внимание, воображение, память, мышление), поведенческой (умение общаться, вести себя адекватно данной ситуации) сфер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_korrektsionnoy_raboty_detey_s_ovz_2019-2020.docx | 85.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-направленной работы
в области «Художественно-эстетическое развитие»
в процессе ООД по музыке для детей с ОВЗ
на 2019– 2020 учебный год
Музыкальный руководитель:
Номхоева Ю.В.
Пояснительная записка.
Организация коррекционной работы в области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность», в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Организация коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционно-направленная работа предполагает максимальное использование всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Все виды музыкальной деятельности, используемые на занятии, способствуют развитию и коррекции эмоционально-волевой (чувства, эмоции), познавательной (речь, внимание, воображение, память, мышление), поведенческой (умение общаться, вести себя адекватно данной ситуации) сфер.
Основные задачи коррекционной работы:
- содействие приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального отклика на музыку;
- освоение адекватных форм поведения через знакомство с музыкальными образами и закрепление их в музыкальных композициях;
- формирование элементарных практических навыков во всех видах музыкальной деятельности (слушании, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Программа коррекционной работы не предусматривает оценку развития детей в привычных рамках мониторинга. Дети групп диагностируются и, по итогам диагностики развития детей, отмечается наличие положительной динамики. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования. Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы не были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилоась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Содержание.
- Наблюдения за детьми.
- КОРРЕКЦИОННО – НАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ПРОЦЕССЕ ООД ПО МУЗЫКЕ
Цель, задачи, принципы
Планируемые результаты коррекционно-направленной работы по музыкальному развитию
Индивидуальное музыкальное занятие, как форма музыкальной деятельности, используемая в коррекционно-направленной работе
- специфика проведения
- условия проведения
- рекомендации
- условия подачи демонстрируемого материала
- структура музыкально-коррекционных занятий
- методы и приемы
Виды музыкальной деятельности, особенности их проведения в коррекционно-направленной работе по музыкальному развитию дошкольников с ОВЗ:
- восприятие
- детское исполнительство ( пение, движение под музыку, музицирование)
- ритмика
- игра на детских музыкальных инструментах
Музыкальная деятельность вне занятий
- музыкально-игровая деятельность
- музыкально-дидактические игры
- музыка, песня в сюжетной игре
Театрализовано - игровая деятельность
- кукольный театр
- игры- драматизации
- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Взаимодействие с семьей воспитанника ( формы работы)
Рекомендации по организации музыкального развития в семье
- ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ( план работы на год)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Индивидуальная карта развития
Наблюдения в ходе МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА | Ориентировка в пространстве | Согласование движения с музыкой | Координационно- ритмические упражнения | Танцевально – ритмические движения | |
Не выполняет | ||||||
Выполняет совместно | ||||||
Выполняет по подражанию | ||||||
Выполняет по образцу | ||||||
Выполняет самостоятельно |
| РАЗВИТИЕ РЕЧИ И СЛУХА | Понимание песен и обращенной речи | Звукоподражание, вокализации | Ритмодикламирование под музыку | Самостоятельное пение, подпевание | |
Не выполняет | ||||||
Выполняет совместно | ||||||
Выполняет по подражанию | ||||||
Выполняет по образцу | ||||||
Выполняет самостоятельно |
| ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | Выбор музыкального инструмента | Звукоизвлечение | Усвоение навыков игры | Игра с аккомпанементом, в ансамбле | |
Не выполняет | ||||||
Выполняет совместно | ||||||
Выполняет по подражанию | ||||||
Выполняет по образцу | ||||||
Выполняет самостоятельно |
| ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА | Эмоциональная отзывчивость | Способность к проявлению эмоций |
Не сформирована | |||
Реагирует по стимуляции | |||
Реагирует по подражанию | |||
Реагирует по образцу | |||
Самостоятельное проявление |
- КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА, В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ПРОЦЕССЕ ООД ПО МУЗЫКЕ.
Цель коррекционной работы : поддержка ребенка с ограниченными возможностями в его социальной адаптации и реабилитации через музыкальную деятельность.
В качестве основных задач определены:
- содействие приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального отклика на музыку;
- освоение адекватных форм поведения через знакомство с музыкальными образами и закрепление их в музыкальных композициях;
- формирование элементарных практических навыков во всех видах музыкальной деятельности (слушании, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Выполнение поставленных задач, при проведении музыкально- коррекционных занятий выполняются ребенком тогда, когда соблюдаются обще дидактические принципы:
систематичность,
повтор,
наглядность,
доступность
индивидуализация
постепенное повышение требований.
Планируемые результаты коррекционно-направленной работы по музыкальному развитию:
В результате коррекционно-направленной работы, воспитанник вполне может обладать следующими психическими новообразованиями, личностными качествами, объемом элементарных практических знаний, умений, навыков:
− внимательно, заинтересованно слушать музыкальное произведение в полном объеме, воспринимать его эмоциональное содержание;
− узнавать по звучанию знакомые музыкальные произведения, помнить их названия, имена композиторов;
− осознавать характер музыкального произведения, понимать его содержание, высказывать свое отношение к нему;
− при пении соблюдать певческую установку, понимать дирижерский жест, исполнять песни естественным звуком, без напряжения, интонационно верно и выразительно;
− двигаться в соответствии с характером музыки в различных темпах и ритмах;
− выполнять простейшие движения, передавать несложные игровые образы;
− различать характерные тембровые особенности детских музыкальных инструментов, знать приемы игры на них, уметь исполнять простейшие ритмические аккомпанементы;
− уметь взаимодействовать с воспитанниками , а также со своими сверстниками , усвоить адекватные формы поведения и воспроизводить их в музыкальных композициях при со здоровыми детьми, взрослыми.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ.
- Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие.
Специфика проведения индивидуальных музыкальных занятий:
- Музыкальные занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от настроения и желания ребенка. В среднем – 20-30 минут.
- Форма проведения занятий - музыкально-игровая.
- Виды занятий - в основном игровые, тематические, доминантные, интегрированные. Интегрированные занятия проводятся совместно со специалистами.
- Структура занятия включает в себя как традиционные компоненты музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ), так и дополнительные упражнения – пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнения на ориентировку в пространстве, элементы психогимнастики, театральны этюды, биологический самомассаж, коммуникативные и народные игры.
- Занятия проходят индивидуально или вместе с родителями и при непосредственном их участии.
Условия проведения коррекционных занятий:
Своеобразие музыкальных занятий дошкольников с проблемами проявляется в осуществлении не только развивающих, но и коррекционных задач средствами музыки, в создании атмосферы радости и успеха, поощрении и активизации даже незначительных положительных проявлений в музыкальной деятельности. Они должны отвечать следующим требованиям:
- учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;
- иметь коррекционно-развивающую направленность, которая проявляется в организации, содержании и методике его проведения;
- осуществлять дифференцированный подход к детям;
- обеспечивать преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве;
- обеспечивать вариативность в структуре и содержании занятия-
- использовать педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.
Акценты в процессе усвоения музыкального материала на занятии расставляются в связи с указанной спецификой, обусловленной характером и структурой нарушения в развитии детей. Решение коррекционных задач на музыкальных занятиях может осуществляться в различных вариантах. В одном случае коррекционные задачи могут реализовываться отдельно в каждом виде музыкальной деятельности, в другом — одна большая коррекционная цель пронизывает все части занятия. Организационные, психологические и дидактические стороны занятия обязательно должны учитывать особенности и характер имеющихся у детей нарушений.
Во время проведения занятия соблюдаются следующие условия: замедленный темп обучения, оптимальное вовлечение ребенка в музыкальную деятельность, опора на наиболее развитые положительные качества ребенка и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы, дифференцированное руководство деятельностью ребенка и корректирование его действий. Повысить результативность занятий помогает атмосфера доброжелательности, эмоционального подъема, немаловажным является оптимистическая оценка возможностей ребенка, создание ситуации успешности и уверенности в своих силах.
Условия подачи демонстрируемого материала:
На занятии используется наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
• Выбор адекватного фона;
• Выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится оранжевым, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – чёрным, красный – бордовым) ;
• Постоянное использование указки для показа;
Демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
Размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз, , которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зрительной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие предметы. Гимнастика проводится по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.
Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 метра от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно- белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующим). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
Структура музыкально-коррекционных занятий
Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционных занятий целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по следующей схеме:
Приветствие.
- Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.
- Музыкально-ритмические упражнения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
- Игры и упражнения на дыхание.
- Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.
- Куклотерапия – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, развивают чувство ритма интонационный слух, координацию движения со словом.
- Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.
- Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.
Коррекционно-направленная работа предполагает максимальное использование всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Все виды музыкальной деятельности, используемые на занятии, способствуют развитию и коррекции эмоционально-волевой (чувства, эмоции), познавательной (речь, внимание, воображение, память, мышление), поведенческой (умение общаться, вести себя адекватно данной ситуации) сфер. Слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения вызывают у ребенка отклик на музыку, смену ее характера, требуют внимания, сосредоточенности, концентрации эмоций, стимулируют умственные операции: сравнение, запоминание и т. д., тем самым препятствуют прогрессированию нарушений умственного и физического развития, способствуют реабилитации ребенка. В каждом виде исполнительства воспитанник выполняет посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию его воображения, фантазии, уверенности в себе, своих силах.
Изложение материала предполагает использование различных методов и приемов , таких как :
наглядно-слуховой (звучание произведения в «живом» исполнении, грамзаписи или аудиозаписи);
наглядно-зрительный (показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов, использование цветных карточек (прием «цвет – настроение») для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка);
словесный, включающий в себя рассказ, беседу, художественное слово (привлечение поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкального занятия, что помогает ребенку глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые он слушает и исполняет);
игровой (обыгрывание, дидактические игры, игры с движением, игровая импровизация);
практический (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций).
Кроме указанных основных методов в процессе обучения и воспитания используются и другие, например, частично-поисковый (когда создается проблемно-поисковая ситуация и главным вопросом является вопрос «почему?» В ходе рассуждений рождается верный ответ, ребенок учится обосновывать свои мысли, у него развивается речь, мышление),
метод обобщений;
метод побуждения к сопереживанию;
метод ошибки (педагог намеренно допускает ошибку, чтобы дети нашли и исправили ее).
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ЗАНЯТИИ.
Восприятие. Это вид музыкальной деятельности дошкольников с проблемами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. В процессе активного восприятия музыки детьми с проблемами решаются следующие задачи:
1. формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными музыкальными образцами современной, классической, народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, о ее жанровой принадлежности, о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование основ музыкального вкуса;
2. развитие активной музыкально-слушательской деятельности, способности эмоционально откликаться на музыку, способности узнавать, различать, выделять понравившиеся произведения, произвольности восприятия; подведение ребенка с помощью педагога к элементарному анализу услышанного, сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, формирование умения высказывать свое отношение к услышанному.
Музыкальное восприятие дошкольников с ОВЗ формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать окружающий мир. И в сочетании сначала с тактильными ощущениями, а затем и словом звуки формируют представления детей данной категории об окружающей действительности. Интенсивное использование слуха детьми с нарушением зрения как дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференциацию звуковых качеств окружающего мира. Поэтому процесс целенаправленного музыкального восприятия способствует развитию обостренного слуха, слухового сосредоточения, внимания, слуховой памяти. Дифференцированное слуховое восприятие у дошкольников с нарушением зрения является центральным звеном в слуходвигательных связях и в пространственной ориентировке. Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального восприятия.
Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия, усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с практическими. Слово, предварительный рассказ перед слушанием, беседа по содержанию пьесы, действия с игрушкой (мягким, пушистым зайчиком, большим мохнатым медведем) помогают детям сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира. Сначала детям предлагаются для слушания контрастные по характеру музыкальные произведения, а затем для более тонкой дифференциации — близкие по характеру музыкальные отрывки. Важно формирование отношения ребенка к услышанной музыке, его эмоциональной отзывчивости. У ребенка сначала проявляется избирательное, предпочтительное отношение, а потом возникает оценочное отношение, что служит основой формирования эстетического вкуса. Только в этом случае восприятие становится активным видом музыкальной деятельности как у нормально развивающегося ребенка, так и у дошкольника с проблемами в развитии.
Детское исполнительство (пение, движения под музыку, музицирование)
Пение, певческая деятельность— это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т.д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для дошкольников.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются переживания ребенка. У старших дошкольников возрастает интерес, как к содержанию песни, так и к ее воспроизведению. Обучение пению требует от ребенка с проблемами большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами:
1. формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
2. развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
3. овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);
4. формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него на занятиях, в игровой, досуговой деятельности, развитие предпосылок и элементарных творческих проявлений в вокальной деятельности;
5. усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками;
6. коррекция посредством певческой деятельности вторичных отклонений в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах.
Для детей с ОВЗ пение является видом музыкальной деятельности, который имеет большое значение для развития их речевой деятельности. Обостренность слухового восприятия такого ребенка уже в дошкольном возрасте обеспечивает достаточно раннее развитие вокально-слуховой координации, что, в свою очередь, создает основу в овладении вокально-хоровыми навыкам. Однако ограниченность общения с микросоциальной средой, недостаточная сформированность образов-представлений у детей с ОВЗ отражаются на осмысленном исполнении песен. Поэтому особое внимание в процессе обучения пению уделяется разъяснению содержания. С этой целью перед восприятием новой песни с детьми проводятся мини-беседы о содержании, характере, действиях, происходящих в ней. Работа над формированием вокально-хоровых навыков дает положительный эффект, если она сочетается с двигательными и мышечными ощущениями ребенка (например, чтобы научиться вести мелодию голосом вверх, ребенку предлагается сопровождать движение мелодии движением руки вверх и т.д.). Сначала с поддержкой педагога, а затем самостоятельно дети начинают исполнять знакомые песни в различных вариантах с солистами, хором, с движениями и разучивать новые.
Сформированная певческая деятельность дошкольника с проблемами не только обеспечивает формирование его вокальной культуры, но и сглаживает вторичные отклонения в развитии, расширяет его возможности использования певческих навыков в быту, в досуговой деятельности, тем самым создает условие его социальной адаптации.
Движения под музыку— это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:
музыкально-ритмических навыков (умения передавать движения-] ми средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами решаются задачи, которые являются общими для различных вариантов нарушений:
1. развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);
2. овладение «языком движений», его семиотическими форма-1 ми, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;
3. развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно- игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
4. осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами.
Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, пляски, упражнения), используемые специальных дошкольных образовательных учреждениях. Естественные для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Процесс овладения движениями под музыку детьми с разным характером нарушений имеет особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях: зрительно-двигательных, слуходвигательных, словесно-двигательных.
Ритмика для детей с ОВЗ. Ритмика занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории. Ребенок с ОВЗ более зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку для его адекватного взаимодействия в социальной среде. Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20 — 25 мин в зависимости от возраста детей.
Игра на детских музыкальных инструментах. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающими национальные фольклорные традиции народа, приобретает еще большее значение.
Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляется посредством музыкально-дидактических игр. Обучение игре на них может происходить на музыкальных фронтальных и индивидуальных занятиях, организуемых музыкальным руководителем. С помощью музыкально-дидактических игр и обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у дошкольника с проблемами формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).
Ребёнок знакомится с различными группами музыкальных инструментов, учится различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевает звукоизвлечением. Обучение игре на детских инструментах проходит несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике).
Игра на детских музыкальных инструментах доступна старшим дошкольникам с разными проблемами, при этом акценты в выборе инструментов делаются в соответствии с характером нарушения. Так, у детей к примеру с отклонениями в развитии зрения можно использовать не металлофон (где требуется точное попадание палочкой на определенную пластинку, чтобы извлечь нужный звук), а ударные инструменты (маракасы, пародейра), а также детский аккордеон или гармонику, где звукоизвлечение построено на тактильной основе.
Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога.
Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов. Приемы обучения игре на инструментах дошкольников с различными нарушениями определяются особенностями дефекта.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ ЗАНЯТИЙ
Музыкальная деятельность детей вне занятий — это особая форма музыкального воспитания, которая обеспечивает решение коррекционно-развивающих задач в процессе общения взрослого и ребенка в условиях музыкально-игровой, театрализованной деятельности, в часы досуга, прогулки. В процессе организации этой формы музыкальной деятельности решаются различные задачи:
1. обогащение музыкально-художественного опыта, впечатлений детей путем организации в свободное время музыкально-игровой и театрализованной деятельности;
2. активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкальной деятельности;
3. формирование умения использовать навыки в пении, движениях под музыку, игру на инструментах в свободной игровой, театрализованной, досуговой деятельности, развитие элементарных творческих проявлений детей;
4. осуществление средствами музыки и театра профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер в процессе свободного общения взрослого и ребенка в группе.
Содержательная и организационная сторона музыкальной деятельности вне занятий предполагает два направления: музыкально-игровое; музыкально -театрализованное.
Музыкально-игровая деятельность вне занятий
Коррекционно-направленная музыкально-игровая деятельность ребенка с проблемами, организованная воспитателем с детьми вне занятий, включает в себя музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песен в сюжетную игру, игры со словом.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у детей слуховых ощущений. Они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального вкуса. Дидактические игры дают ребенку с проблемами дополнительную возможность для музыкального развития. Они учат его различать и запоминать музыкальные звуки по тембру, высоте, направлению, силе, длительности. Как любая игра, музыкально-дидактическая включает в себя дидактическую задачу и игровые действия, которые помогают ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить, различить некоторые свойства музыкальных звуков, чем способствуют развитию мыслительных операций.
Игры, проводимые с детьми овз, могут строиться на поиске источника звука различных инструментов. А после того как ребенок правильно определил его, ему предлагают поиграть с этой звучащей игрушкой.
Определение звуков по высоте может проводиться в играх в процессе восприятия музыки («Где мои детки?», «Птичка и птенчики») или пения («Качели»). Старшие дошкольники в игровой форме учатся различать направление движения звуков вверх или вниз. Движение маленькой куколки по лесенке вверх или вниз в зависимости от направления звуков (исполняемых на фортепиано или металлофоне) в игре «Лесенка» помогает детям определить движение мелодии и сопоставить его с конкретным движением куклы.
Различение звуков по силе лучше усваивается с помощью известных игр типа «Горячо — холодно», когда звуки бубна усиливаются или становятся тише в зависимости от приближения или удаления ребенка от спрятанного предмета, который надо найти.
Чувство ритма у детей с различными проблемами можно развивать различными играми («Музыкальное эхо»), в которых воспитатель задает простой ритмический рисунок, а дети повторяют его в хлопках, шагах, исполняя на бубне, барабане, ложках. В игре «Сложи песенку» дети определяют короткие и долгие звуки, затем воспроизводят ритмический рисунок: на слог ле-ле — долгие звуки, а на слог ли — короткие звуки, затем моделируют на фланелеграфе узкими и широкими карточками долгие и короткие звуки в соответствии с их расположением в мелодии.
Разнообразными могут быть и игры на различение характера музыки. В игре «Что делает кукла?» ребенок движениями с куклой может передавать характер музыки (под веселую музыку танцевать с куклой, под спокойную — укачивать ее на руках). В музыкально-дидактических играх могут широко использоваться различные пособия типа «Лото», «Музыкальный телефон» и др. Они дают возможность воспитателю на игровой зрительно-слуховой основе организовать музыкально-игровую деятельность дошкольников с разными проблемами. Результативность коррекционной работы средствами музыкально-дидактической игры определяется и активностью в ней педагога. Руководя игрой, педагог следит, чтобы ребенок соблюдал ее правила, помогает точно выполнять задание, связанное с ее содержанием. Атмосфера доброжелательности, взаимопомощи ребенку в процессе игры увеличивает ее коррекционное воздействие.
Музыка, песня в сюжетной игре
Музыка может использоваться в свободной игровой деятельности в двух вариантах: в виде музыкальной иллюстрации в игре; когда сама музыкальная деятельность выступает основным содержанием игры (если игра основывается на музыкальной тематике, например игра в музыкальное занятие, в праздник, в концерт). В первом случае воспитатель может включить в игру с детьми знакомые им песни. Так, в игру в «Путешествие на самолете (поезде)» можно включить песню о самолете (поезде), а в игре в «дочки-матери», укачивая с ребенком куклу, спеть вместе с ним колыбельную песенку. Песни придают выразительность, ритмичность движениям, позволяют показать чувства и настроение, возникающее в ходе игры. Во втором случае, играя в «музыкальное занятие», «концерт», воспитатель может активизировать исполнение ребенком знакомых песен, танцев, хороводов.
Этот вид музыкальной деятельности широко используется при организации воспитателем музыкальной деятельности детей с проблемами вне занятий. Эмоциональное пение педагога и детей сопровождает их жизнь в группе. Иногда такое исполнение приобретает характер инсценирования содержания песни по ролям. В играх под пение «Теремок», «Как у наших у ворот» ребенок может передавать образы героев. Следует требовать от ребенка не точности повторения показанных взрослыми движений, а активизировать и поощрять самостоятельные проявления ребенка с проблемами в передаче характера образа героя песни. Игры с пением проводятся в разные возрастные периоды. В младшем и среднем больше игр хороводного характера или игр-плясок с предметами (платочками, шариками, погремушками) под пение взрослого, а в старшем — преобладают игры под пение взрослого и ребенка с элементами инсценировки.
Такой вид музыкальной деятельности детям с нарушением зрения, помогает устанавливать вокально-двигательную координацию, согласовывать пение и движение, ориентироваться в пространстве. Воспитатель в играх под пение использует репертуар, который легко разучивается ребенком, не вызывает сложностей в передаче движений и текста.
Театрализованно-игровая деятельность
Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в том, что она сочетает в себе как зачатки ролевой игры, так и элементы театрального искусства. Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с проблемами (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Л.С.Фурмина, Е.А.Медведева), указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, так и для развития творчества. Практика работы с дошкольниками с разными проблемами показывает, что использование театрализованно-игровой деятельности в разнообразных ее формах дает положительные результаты в коррекции познавательной, двигательной, эмоциональной сфер.
Театрализованно-игровая деятельность — понятие, которое включает в себя разные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослым или самостоятельно. Они подразделяются на режиссерские, в которых взрослый или ребенок создает сцены, несет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя в качестве изобразительных средств интонацию и мимику. Этот вид игр включает в себя как настольно-театрализованные (театр игрушек, театр на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф);
образно-ролевые, которые делятся на игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и игры, в которых дети передают роли без кукол.
Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы «ведет за собой действие игры», они рассматриваются и используются в обучении дошкольников с проблемами в развитии в качестве пропедевтического этапа в становлении сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.
Технология формирования театрализованно-игровой деятельности дошкольников при различных вариантах нарушений развития имеет особенности. Однако в любом случае она предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в творческом общении ребенка с проблемами со взрослым и сверстниками.
Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания ребенка с проблемами участвовать в ее различных театрализованно-игровых формах:
- материальные условия (демонстрационный стол, другое оборудование, игрушки, фланелеграф, костюмы и декорации);
- первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;
- расширение круга представлений о театре, обогащение его опыта новыми впечатлениями.
Работа на этом этапе начинается с «погружения» ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, кукольный театр би-ба-бо), затем продолжается совместно с воспитателем, родителями в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном). Впечатления детей закрепляются в тематических беседах.
Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения. На данном этапе важно расширить кругозор ребенка за счет увеличения объема информации, обеспечить понимание и усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, формирование представлений детей о композиционном построении театрализованного действия.
Реализация этих задач в работе со старшими дошкольниками с разными проблемами в развитии обеспечивается использованием знакомых народных и авторских сказок, а также разнообразных игровых заданий.
Для детей с ОВЗ могут использоваться такие задания, как «Узнай эпизод сказки», в которых ребенок вербально описывает фрагмент сказки по опорным словам. Другой пример — задание «Узнай и опиши по музыкальному фрагменту образ или эпизод сказки». В этом случае ребенку предлагается узнать музыкальную тему определенного персонажа из сказки с музыкальными иллюстрациями, с которой ребенок знакомился на предыдущих занятиях.
Чтобы дети с проблемами могли изобразить сюжет или образ воспринятой сказки, они должны владеть техникой внешнего воплощения образа, средствами интонационно-пластической выразительности.
Третий этап — это формирование театрализованно-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности передачи образов и сюжета. На заключительном этапе старшие дошкольники с проблемами в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии в режиссерских играх. Этому способствует серия заданий «Если бы я был режиссером», «Если ни я был актером», которые включают в себя специальные упражнения, направленные на овладение детьми с проблемами техникой воплощения образа и сюжета. В процессе овладения средствами выразительности дети подводятся к возможности внешнего отражения образов в театрализованных ролевых играх.
В серии «Если бы я был актером» обучение может осуществляться с помощью разных приемов: посредством подражания действиям взрослого; путем передачи внешних признаков поведения персонажа и типичных особенностей его характера после словесного описания; посредством самостоятельной импровизации образа ребенком.
Кукольный театр. Важное место в развитии театрализованной деятельности дошкольников с проблемами занимает кукольный театр и его различные виды: би-ба-бо на ширме, театр игрушки (мягкой, деревянной, пластмассовой) на столе. В качестве подготовительного этапа в обучении детей действиям с куклами на; ширме используются различные пантомимические игры с руками и передача условных образов различных персонажей при инсценировании сюжета: «зайчиков» (подняты вверх два пальчика), «гусей» (все пальчики соединены). Детям нравится сопровождать чтение стихов действиями рук («Расскажи стихи руками»). Обучение кукловождению осуществляется педагогом параллельно с работой над техникой речи детей (логическими ударениями, интонацией и т.д.). В игровых заданиях с куклами лучше отрабатывается интонационная выразительность образа, поскольку ребенок сосредоточен только на действии руки и голоса, а не всего тела.
Игры-драматизации. Это вид театрализованно-игровой деятельности, в котором дети, разыгрывая сюжет знакомых сказок, рассказов, учатся передавать образы персонажей, их характерные особенности в вербальной и невербальной формах. К воспроизведению образов персонажей в играх-драматизациях дошкольники с проблемами подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа.
В игровой серии «Если бы я был режиссером» у детей формируются навыки совместных действий с педагогом по организации режиссерских игр на столе, фланелеграфе, на ширме. В процессе обучения дети овладевают способами организации и передачи сюжета знакомой сказки, приемами троекратного повторения эпизодов, цепного построения композиции, появления персонажей, интонационной выразительности в передаче образа. Дети учатся разумно использовать пространство мини-сцены или экрана при показе сюжета. В формировании театрализованно-игровой деятельности детей важное место занимает изготовление совместно с педагогом кукол и декораций для детского театра: для настольного (кукол из коробочек, цилиндров, конусов, пластмассовых бутылок и платков и т.д.), для ширмы (кукол на палочках, ложках и др.). Дети с радостью участвуют в подготовке костюмов и декораций перед спектаклем (приклеивают детали из бумаги, ткани, тесьмы, ниток), придавая образам выразительность.
Для развития знаково-символической и творческой деятельности в режиссерских играх соблюдаются три важных условия в процессе обучения детей театрализованной деятельности: наличие у ребенка индивидуального пространства на столе, ширме, фланелеграфе; обеспечение мелким демонстрационным материалом (фигурки персонажей, элементы мелких декораций — елочки, деревья, домики, машинки, предметы-заместители — кубики, кружочки, полоски); руководство игрой взрослым, включающим ребенка в процесс сотворчества с установкой «придумай и покажи», предлагающим тему или вопросный план игры (например, по мотивам мультфильмов). занятий творческие проявления детей могут наблюдаться в режиссерских и образно-ролевых играх в трех направлениях: как продуктивное (интерпретация заданного сюжета или сочинение собственного сюжета), исполнительское (речевое, двигательно-пластическое) и оформительское (создание декораций, костюмов) творчество.
Театрализованно-игровая деятельность обладает возможностями не только развития, но и коррекции познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, становления его личности. Участие в такой деятельности создает большие возможности для социальной адаптации ребенка данной категории и приобщения его к художественной культуре.
В организации коррекционно- направленной музыкальной и театрализованной деятельности особая роль принадлежит воспитателю, использующему различные педагогические технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии таких детей.
Компонентами общения воспитателя с детьми вне занятий, помогающими успешно решать коррекционные задачи, являются:
- определение педагогом цели общения;
- установление личностно-ориентированного контакта с каждым из воспитанников;
- создание атмосферы увлеченности, в то же время выдержка, терпение и доброжелательность;
-формирование чувства единения в общении;
-демонстрация расположенности педагога к ребенку;
-показ целей совместной деятельности;
-проявление интереса к успехам детей;
- создание психологического фона радости через подчеркивание индивидуальной исключительности, снятие страхов, скованности в новой для ребенка деятельности, оказание разных видов помощи;
-создание мотивационно-потребностной основы музыкальной и театрализованной деятельности;
-использование различных вербальных и невербальных средств общения (мимики, пантомимики, интонации, мелодики).
Перечисленные компоненты модели общения взрослого с дошкольниками с проблемами в развитии вне занятий создают положительный фон для активизации музыкальной и театрализованной деятельности, условия для коррекционной работы. В такой работе важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям, в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Важным моментом коррекционно-направленной работы средствами музыки и театра вне занятий являются планомерность и систематичность обучения и общения педагога с детьми в этой деятельности.
Положительные результаты коррекционной работы усиливаются, если: взрослый дает оценку своей работе, контролирует речь, действия, поведение ребенка.
Коррекционная работа и общение взрослого и ребенка в процессе музыкальной и театрализованной деятельности вне занятий регулируются следующими правилами:
Первое правило—формирование чувства «Мы», организация коррекционно-направленного пространства в музыкальной и театрализованной деятельности, в которой каждый участник (воспитатель, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.
Второе правило — демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения диалоге с ребенком, подбадривании в случае затруднений при выполнении заданий.
Третье правило — показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в музыкальной и театрализованно-игровой деятельности.
Четвертое правило— использование различных вариантов организации деятельности .
Важно в организации музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий создавать для ребенка с проблемами ситуацию успеха (субъективное чувствование, особое состояние удовлетворенности итогами физического и психического напряжения исполнителя).
Ощущение успеха рождается, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Чтобы содействовать успеху дошкольников с разными проблемами в овладении навыками музыкально-игровой и театрализованной деятельности, необходимо определенное психологическое влияние взрослого. В первую очередь это снятие страха перед новой для ребенка деятельностью, освобождение его от психологического зажима, порождаемого неуверенностью в себе. Особое значение имеет использование приема индивидуальной неповторимости, который стимулирует действия ребенка в любой деятельности, в том числе художественной. Этот прием помогает ребенку преодолеть боязнь неудач, проявить свои способности. Чтобы закрепить положительные результаты после выполнения игры, упражнения, важно дать ребенку педагогическую оценку результата его усилий. Чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, педагог должен оценивать не достижения ребенка в музыкальной деятельности в целом, а выделять детали результата, оригинальность, необычность исполнения. Положительные результаты музыкальной и театрализованной деятельности вне занятий обеспечиваются использованием такого приема, как практическая организация успеха. Взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым, побуждая его к действиям.
Ситуация успеха по отношению к ребенку с проблемами, безусловно, носит характер искусственный, создаваемый. Это происходит вследствие того, что педагог на некоторое время не замечает недостатков детей, отмечает только достоинства и лишь постепенно, в процессе коррекционной работы (когда ребенок поверит в свои силы), может осторожно указать на недостатки, помочь сначала вместе исправить их, а затем ребенок самостоятельно решает эту задачу. В этом случае искусственный налет успешности исчезает. Но сохраняется уверенность ребенка в своих силах, в его исключительности, которая является необходимым психологическим условием формирования навыков в разных видах деятельности, в том числе музыкальной и театрализованно-игровой.
Художественно-досуговая деятельность
Своеобразие художественно-досуговой деятельности детей с проблемами в дошкольном образовательной учреждении выражается в ее коррекционно-направленном, планомерном и систематизированном характере, в нацеленности на развитие личности и се социальную адаптацию.
Художественно-досуговая музыкальная деятельность для детей с проблемами — окно в мир музыки, поэзии, ярких зрелищ, игр, плясок. Эта деятельность детей в образовательном дошкольном учреждении основывается на определенных принципах.
1. Принцип мотивированной направленности. Досуговая активность или пассивность ребенка во многом определяется наличием при отсутствии интереса к художественно-музыкальной деятельности. Чем содержательнее, красочнее, эмоциональнее и доступнее ребенку музыкальная досуговая деятельность, тем больше она вызывает у него интерес.
2. Принцип познавательно-просветительской направленности. Ребенок живет и действует в условиях культуры, которая обогащает его личность. В процессе этого взаимодействия удовлетворяются познавательные потребности ребенка с проблемами, поскольку познание — это приобщение ребенка к культуре. Художественно-досуговая музыкальная деятельность должна соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.
3. Принцип воспитательной и коррекционно-развивающей направленности. Детские праздники, развлечения являются, прежде всего, средством художественного воспитания. Комплексное воздействие разных видов искусства способствует формированию у дошкольников с проблемами эмоциональной отзывчивости, обогащает художественный опыт ребенка, его представления об окружающем. Положительные эмоции, рождаемые праздником, содействуют зарождению новых потребностей, самореализации личности, углублению взаимоотношений ребенка с окружающей социальной средой. Художественно-досуговая, музыкальная деятельность рассматривается как своеобразный итог определенного периода воспитательной и коррекционной работы с детьми. В ней можно увидеть достижения ребенка в разных видах музыкальной деятельности (пении, движениях под музыку, игре на инструментах и др.). Участие ребенка в праздничном торжестве дает возможность ему самореализоваться и самовыразиться в художественной деятельности.
4. Принцип эмоционально-коммуникативной направленности, совместной деятельности. Художественно-досуговая музыкальная деятельность объединяет детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, музыка, детские костюмы — все это обеспечивает сильное незабываемое впечатление у ребенка с проблемами в развитии от участия в празднике. Совместные переживания при подготовке к художественно-досуговой деятельности сплачивают детей в дружный коллектив, вызывают чувство индивидуальной и коллективной ответственности, формируют ценностно-ориентационное единство группы, рождают традиции. Досуг, наполненный яркими впечатлениями и переживаниями, насыщенный положительными эмоциями, способствует сохранению и укреплению жизнеутверждающего настроения.
Формы проведения художественно-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении могут быть различными: праздники, развлечения, досуги. Все они должны быть направлены на решение коррекционно-педагогических задач формирования личности ребенка с проблемами.
III. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Взаимодействие с семьёй воспитанника
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Планируя ту или иную форму работы, исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Информационно-аналитические
• анкетирование;
• опрос;
• тестирование.
Наглядно-информационные
• родительские клубы;
• мини-библиотека;
• информационные стенды;
• выпуск газеты.
Познавательные
• родительские гостиные;
• нетрадиционные родительские собрания;
• устные журналы;
• экскурсии.
Досуговые
• праздники;
• совместные досуги;
• акции;
• участие родителей в конкурсах, выставках.
Рекомендации по организации музыкального развития в семье
Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.
Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что, несомненно, значимо для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.
Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки, совместную с ребенком музыкально-творческую деятельность в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).
Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки CD и DVD дисков с записью музыки и видео для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением.
Основной совет, который можно дать родителям: больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.
Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5—10 мин в зависимости от возраста дошкольника, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.
Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать, направить его внимание на особенности звучания музыкального произведения. После прослушивания или перед ним можно побеседовать с ребенком о музыке, о характере ее звучания, о тех чувствах, которые в ней переданы. Например, можно задать ребенку вопросы: понравилась ли тебе музыка? Как она звучала (нежно, ласково или бодро, решительно, как марш, или похожа на танец; быстро или медленно, тихо или громко и т.д.)? Что она напомнила тебе?
Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.
Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно понять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более доступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантомимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.
Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. Дети приучаются выполнять движения в ритме песен, двигаться свободно, не скованно. У детей накапливается первоначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в дальнейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2 — 3 не сложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.
Для инсценировок следует приготовить различные атрибуты, элементы костюмов (шапочки зайчика, мишки, пушистый хвостик кошки, лисы и др.), которые дети с удовольствием будут надевать. Так им легче перевоплощаться в соответствующий образ.
Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.
Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, любой современный родитель хотя бы немного знаком с элементами нотной грамоты, поэтому может приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, — барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндер-сюрпризов и т.д. (см. выше). Необходимо позволят самому ребенку экспериментировать с разными предметами, чая их возможности, в том числе звуковые.
Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инструментов исполнение знакомых песен или музыкальных произведений в записи на CD или DVD диске.
Все эти инструменты — ударные. Они не передают точной высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувств ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмического упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или ил отца, матери, брата и т.д.; отстучать ритм слов, например, ма-ма, ма-моч-ка, па-па, па-поч-ка, пал-ка, па-лоч-ка; ритм знакомых несложных попевок: Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко! ... и т.д. Затем сопровождать звучанием музыкальных инструментов собственное исполнение песенки или музыки, звучащей на CD диске или с флэш носителя.
Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских телепередач, форма сегодня доступна практически для каждой семьи, однако необходимо соблюдать умеренность, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам, используя как средство для воспитания ребенка или для расширения познавательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.
В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети, с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно
Телепередачи являются для детей источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, в музыкальной деятельности. Они предали ребенку различные модели поведения, что важно для социализации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими. Эти впечатления — мощный стимул и для творческих проявлений ребенка.
Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребенка с проблемами в развитии являются накопление и обогащен средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развитии музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культур и развитие интереса к разнообразной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музицированию, коррекция средствами музыки имеющихся у ребенка нарушений в развитии, создание условий для личностного развития, для социализации. Для того чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. С одной стороны, знание итогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие. Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия и взаимодополнения. Благодаря взаимодействию, сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения родители решают свои собственные знания и представления о том, какими средствами и методами, в каких формах, возможно, осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Детский сад должен быть открытой системой — родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны и готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывать им необходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы родители, педагоги располагали как можно более полной формацией о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возможен успех в осуществлении задач, связанных с коррекцией средствами музыкального искусства.
Рекомендации по организации музыкального развития в группе
- расширение музыкально-театрализованной зоны в группе;
- соблюдение условий подачи демонстрируемого и раздаточного материала
- использование игрового материала, способствующего сотрудничеству ребенка с другими детьми
IV. ИНФОРМАЦИОННО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Форма | Название | Дата проведения |
Выступление на педагогическом совете | «Организация коррекционно-направленной работы по музыкальному развитию ребенка-инвалида» | |
Индивидуальные консультации с родителями | в течение года | |
Выступление на родительском собрании | «Интеграция детей с ОВЗ в музыкально-образовательный процесс» | октябрь |
Лекция | «Лечебные свойства музыки» | январь |
Лекция | «Арт-технологии в музыкальном образовании детей с ОВЗ» | апрель |
Печатные материалы: | «Каждый ребенок музыкален от природы» «Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья». «Музыкальная терапия» «Активизация творческих проявлений детей с ОВЗ» | ежеквартально |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. –№ 5–9.
Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. ХРЕСТОМАТИЯ
В хрестоматии представлены материалы, посвящённые вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Сборник включает в себя три раздела: особенности развития детей с нарушениями зрения; метод...
Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
консультация для воспитателей логопедич. групп...
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха
Буклет "Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...
Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»
В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...