Картотека игр для восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Подборка материала "Дети с ОВЗ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития восприятия

Подготовила воспитатель:

 Киселева Екатерина Юрьевна

        Сатка, 2020  г

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Упражнения и игры, способствующие развитию восприятия:

  • “Перевертыши” (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
  • Как пройти к зайке”, “Путешествие по комнате”, “Куда пойдешь, что найдешь” (ориентация в пространстве по плану - схеме).
  • “Звезды на небе” (соотносить схематическое изображение созвездий “Орел”, “Лебедь”, “Рыба” с художественным).
  • “Узнай форму” (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
  • Найди отличия” (учить находить отличия у похожих предметов).
  • “Построй по росту” (построить предметы, соответственно их высоте).
  • “Сложи картинку” (составить из частей целую картинку).
  • “О чем я говорю?” (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
  • “Какое время года?” (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
  • “Угадай предмет” (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Игры для детей 5-7 лет

На ощупь

кол-во играющих: 5-10 человек.

Необходимые приспособления: Мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза. 

Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности 

  В мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребенок, ощупывая мешок должен сказать, что в нем находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовет больше всех предметов.

   Комментарии: детям младшего возраста предварительно показывают предметы, которые складывают в мешок.

   Лучше приготовить несколько наборов предметов, что бы дети не могли их запомнить.

   Во время обследования мешка ребенок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа.

     Детям 4-х лет время обследования можно увеличить

Пирамидка

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора;

развитие цветоразличения.

Дидактический материал: Пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания: Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Следом эту же работу проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать красный цвет, зеленый цвет, желтый цвет и т.д. Следующий этап - психолог показывает колечко красного цвета и просит ребенка показать в комнате какой-нибудь предмет такого же цвета. Можно предложить ребенку вспомнить, что еще бывает красным. Далее психолог поочередно показывает остальные колечки, просит показать в комнате предметы такого же цвета, как колечко и просит вспомнить, какие предметы бывают такого же цвета.

Актер

Цель: обучение детей способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.

Описание задания: Психолог рассказывает детям сказку: “Однажды шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елка и береза. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк”. Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

Дорисуй фигуры

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: Лист с изображением недорисованных квадратов и кругов.

Описание задания: Ребенку объясняется, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они “дырявые”. Ребенку предлагается дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми и одинаковыми.

Шапка-невидимка

Цель: Учить ребенка переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.

Описание: Психолог: “Представь, что у меня в руках шапка-невидимка. Когда шапка окажется на твоей голове, ты станешь невидимым и сможешь расслабиться, делать, что хочешь. Если шапки нет на твоей голове, ты должен сильно испугаться” Игра проводится 5-6 раз.

Форма

Цель: развитие наблюдательности, ориентировки на форму.

Дидактический материал: Три предмета круглой формы, три предмета прямоугольной формы.

Описание задания: Заранее в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой формы, три предмета прямоугольной формы. Ребенку предлагается за одну минуту принести три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы.

Дорисуй фигуры

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: Лист с изображением половины рыбы и половины стрекозы.

Описание задания: Ребенку предлагается дорисовать вторую половину рыбы и стрекозы.

Что забыл нарисовать художник?

Цель: развитию наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: Набор карточек (4 шт.). На одной карточке нарисована лиса без хвоста. На второй карточке - расческа без зубчиков. На третьей - машина без колес. На четвертой - рыба без плавников.

Описание задания: Ребенку предлагается поочередно каждая карточка и задается вопрос: “Что забыл нарисовать художник?”

В нашей группе 100 ребятишек

Цель: Развитие способности согласовывать движения с текстом, координации движения.

Описание задания: С детьми разучивается текст, который исполняется нараспев:

А в нашей группе 100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей группе.

Они играют, они смеются.

И не скучают никогда!

Правая рука! (психолог и ребенок “выносят” правую руку вперед, затем начинают напевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру).

А в нашей группе 100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей группе.

Они играют, они смеются.

И не скучают никогда!

Левая рука! (психолог и ребенок “выносят” левую руку вперед, затем начинают напевать текст сначала, похлопывая левой и правой руками по соответствующим бедрам).

А в нашей группе 100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей группе.

Они играют, они смеются.

И не скучают никогда!

Правая нога! (психолог и ребенок выставляют правую ногу вперед и, напевая текст,

притопывают правой ногой, похлопывают руками по бедрам).

А в нашей группе 100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей группе.

Они играют, они смеются.

И не скучают никогда!

Левая нога! (психолог и ребенок выставляют левую ногу вперед и, напевая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам).

Должно происходить одновременное звучание текста и выполнение всех движений.

Что нарисовано?

Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт.

Дидактический материал: Набор карточек с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.п. (4-10 карточек).

Описание задания: Ребенку поочередно показывают карточки и задают вопрос: “Что здесь нарисовано?”. Если ребенок затрудняется ответить, то можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.

Определи звуки

Цель: развитие фонематического восприятия.

Дидактический материал: Необходимы картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфлей, яблока, ложки, лимона.

Описание задания: Психолог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке тот предмет, название которого начинается с того же звука.

Шар-шуба; Петух-пуговица; Нож-ночь; Цветы-цыпленок; Самолет-сапоги; Машина-молоко; Туфли-трава; Яблоко-ягода; Ложка-лампа; Лошадь-лимон.

Точки

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Дидактический материал: Лист с заданием для ребенка, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и домик (в верхнем правом углу листа). Между зайчиком и домиком нарисовано большое количество точек. См. Психолог говорит ребенку: “Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, ты нарисуй дорожку от зайчика к его дому”.

Пуговицы

Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: Большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания: Перед ребенком раскладываются все пуговицы в хаотичном порядке и предлагают найти три одинаковых пуговицы.

Найди свой цвет

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.

Описание задания: По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде психолога: “Иди гулять!” ребенок ходит по комнате. По команде: “Найди свой цвет!” ребенок должен подойти к тому флажку, который соответствует цвету пуговицы, (игра проводится 4-5 раз).

Регистр

Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов.

Дидактический материал: Детское пианино или металлофон.

Описание задания: Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то будет звучать тонкая, высокая мелодия. А если нажимать клавиши с левой стороны, то музыка будет низкой, грубой. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку поиграть. Психолог нажимает клавиши верхнего регистра, а ребенок в это время должен лечь на коврик. Затем психолог нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок - ходит, бегает, выполняет любые движения, (игра выполняется 5-6 раз). Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок - нажимает клавиши, а психолог выполняет соответствующие действия).

Послушай, что за окном

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах.

Описание: Попросить ребенка сфокусировать свой слух на звуках, которые им удается услышать за окном (дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.

Вот он какой! (для детей 5-6 лет)

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий

«Ау!» (О.Хухлаева)

кол-во играющих: 5-6.Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятияОдин ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

   

 Узнай по   голосу      

кол-во играющих: 5-20.  Развитие групповой сплоченности, развитие слухового восприятия.   Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий – в центр круга) и идут вправо или влево, напевая:

        Мы немножко порезвились,

        По местам все разместились.

        Ты загадку отгадай,

        Кто назвал тебя, узнай.

  Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится водящим, а если нет – игра продолжается с тем же водящим.

Аквариум(Т.Зинкевич-Евстигнева),

кол-во играющих: 1-2, не более.

 Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности.  В миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.

    Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить.

   Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т.д. 

 Золушка

кол-во играющих: один или более.

 Необходимые приспособления: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.

  Цель:  Развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточеннос-ти, усидчивости, навыков счета. 

  Ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза.

   Комментарии: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (цвета, соотношения предметов по величине, на усвоение геометрических форм) у дошкольников и детей с ОВЗ....

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то...

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...