Гиперактивные дети. Психологическое сопровождение и коррекция гиперактивности в рамках Дошкольной образовательной организации.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Личный опыт работы с гиперактивными детьми при помощи игровой психокоррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_giperaktivnymi_detmi_v_detskom_sadu1.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гиперактивность предполагает повышенную, неконтролируемую двигательную активность, такое состояние часто связано с нарушением центральной нервной систем ы . Джеймс Ч. Добсон
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ— неврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте Проявляется такими симптомами, как -трудности концентрации внимания, - гиперактивность -плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.
Понятие "невнимательность" в данном случае складывается из следующих признаков: - Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду). - Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. - Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте. - Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их. - Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти. Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
Причины СДВГ - Органические поражения головного мозга ( черепно – мозговая травма, нейроинфекции ) - Пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.) -Генетический фактор ( семейная предрасположенность, особенно по линии отца) -Психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы , испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей)
-Заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.) -Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС) -Влияние благоприятных факторов внешней среды ( предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения) -Социальные факторы ( непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий)
Психолого-педагогические особенности гиперактивных детей Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла.
Дети не умеют приспосабливаться к правилам детского сада. Не умеют налаживать контакты с детьми, при том, что общительность повышена. Не умеют выслушивать другого (чаще всего просто не могут перестать говорить). Не чувствуют «рамки» при общении со взрослыми. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. 1 этап - начинать с индивидуальной работы, 2 этап - привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах 3 этап - переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировка слабых функций также проводится поэтапно. 1 этап - подбор таких упражнений и игр, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. 2 этап - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности. 3 этап - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций. 4 этап - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.
Построение работы с детьми с СДВГ 1. Запрос. 2. Консультация для родителей. 3. Консультация для педагогов. 4. Работа непосредственно с ребенком с привлечением родителей и воспитателей.
Пример занятия по коррекции гиперактивности Индивидуальные и групповые занятия начинаются с ритуала приветствия, включающего элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики 1 . «Солнышко и тучка» Цель: Концентрация внимания на дыхании, укрепление верхних дыхательных путей.
2. Путешествие в воображаемый лес Цель: Развитие воображения, снижение проявлений импульсивности.
3. Кинезиологическое упражнение «Зевание» Цель: снятие напряжения, восстановление дыхания, расслабление голосовых связок.
4. Игра «Запрещенное движение» Цель: Эта игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровое эмоциональное возбуждение.
5 . Игра « Самый внимательный» цель : развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.
6. Рефлексия. Ритуал прощания.
Работа с родителями
О творческих занятиях с детьми с СДВГ
Аппликации из рваной бумаги. Сначала рисуем на бумаге силуэт, затем нарезать меленько цветную бумагу, можно не резать, а просто рвать… и приклеить. А это пример немного другой техники — бумагу не нарезать, а нарвать, скомкать и приклеить. получается тоже очень интересно
Рисование солью и красками Осенний лес. Веточки приклеили клеем ПВА. Им же густо залили кроны деревьев и траву и щедро присыпали солью. На следующее занятие уже можно поливать краской из пипеток.
Рисование пластилином
Спасибо за внимание .
Приложение: Игры на тренировку внимания
Игра «Что слышно?» цель: развитие произвольного внимания, устойчивости. возраст: с 3 лет. 1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
Игра «Найди такой же». цель: развитие произвольного внимания возраст: с 3 лет Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Игра «Тут что-то не так» цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления. возраст: с 4 лет Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы». Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал. Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.
Игра « Гимнастика внимания» цель: развитие произвольного внимания возраст: 4- 6 лет раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть вы ребята не зевайте слушайте, что вам скажу и при этом покажу. Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
Игра « Самый внимательный» цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться. возраст: с 4 лет Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
Игры, развивающие произвольность ребенка, снижающие импульсивность
Тихий колокольчик (для детей с 4 лет) Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности. Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Нужно отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это нужно сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.
Рисование ладонями (для детей с 4 лет) Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений. Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине. Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками) Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении) Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью) Небо, небо, небо…(снова поглаживания) Затем дети меняются ролями.
Растяжка «Струночка» Цель: развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в пространстве. Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым. Затем педагог (родитель) берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем - правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный"(старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак". Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).
Ходьба наперегонки Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности. От одной линии до другой дети двигаются наперегонки, но не бегом, а пешком. Кто побежал, возвращается на старт.
Игры на коррекцию излишней двигательной активности
Игра «Передай мяч» Цель: Игра помогает снять излишнюю двигательную активность. Содержание: Сидя на стульях или стоя, играющие дети стараются, как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Примечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами.
Игра «Зеваки» Цель: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развивать быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции. Содержание: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-то слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Примечание: Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Игра «Четыре стихии» Цель: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализатора. Содержание: Дети стоят или сидят в кругу. Повторяя за ведущим, они заучивают такие: если ведущий говорит слово «земля»- все опускают руки вниз, слово «вода»-вытягивают руки вперед, слово «воздух»-поднимают руки вверх, слово «огонь»-вращают руки вокруг себя. Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показывать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое. Примечание: Вместо предложенных слов можно использовать другие, например: плавание, волейбол, бокс, велосипед, горшок на голове.
Упражнение «Волшебный клубочек». Цель: тренировка навыков саморегуляции Ребенку во время игры нужно наматывать на руку клубок яркой пряжи. Детям рассказывается о том, что клубочек обладает необыкновенной силой, и то, кто его наматывает на руку, быстро успокаивается.
Игра «Кричу – шепчу – молчу». Цель: развитие произвольности и саморегуляции. Нужно вырезать 3 отпечатка ладони из разноцветного картона: красный, желтый и синий. Они будут изображать команды-сигналы. Взрослый поднимет красную ладонь - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - дети должны замереть на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию по теме:"Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста"....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях дошкольной образовательной организации
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это процесс социализации личности ребенка....
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ УСЛОВНО ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современные методические и дидактические пособия по когнитивному развитию детей дошкольного возраста научно обоснованы и дают возможность педагогам выбирать наиболее удобные в применении к конкретным ...
Перечень оборудования, необходимого для реализации работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в дошкольной образовательной организации
Содержание Уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией дет...
Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольной образовательной организации».
Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольного образовательного учреждения».«Ум ребенка...