Особенности речи матери, обращенной к ребенку с задержкой экспрессивной речи.
статья по коррекционной педагогике

Часто нормой в развитии речи ребенка является то, что многие дети в определенный момент времени испытывают трудности в ее становлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechi_materi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речи матери, обращенной к ребенку с задержкой экспрессивной речи.

Часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период времени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому очень трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом: то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности.

Дж. Лешли [ цит. по: Аверин В. А.] выделял несколько причин, затрудняющих речевое развитие:

  • В отдельных случаях они определяются как физические. Это может быть частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба.
  • Языковые трудности могут вызвать и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и собственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакция на поведение взрослых, на какие - либо события в жизни.
  • Недостаточный опыт общения со взрослыми будет влиять на развитие речи тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослыми. Взрослые сводят до минимума свое общение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа "нельзя" и "замолчи". Кроме того, играет роль и сама речь взрослого - ее правильность, эмоциональность, учет точки зрения ребенка и др.??.
  • Ребенок может оказаться заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания погрешностей в его речи.
  • Еще одной причиной отставания может быть слабая координация движений (малыш плохо удерживает вещи в руках, роняет их).

Чем же речь матери ребенка с задержкой развития экспрессивной речи отличается от речи матери  более типично развивающегося ребенка? Мы рассмотрели этот вопрос на примере видеозаписи с таким ребенком и сделали следующие выводы:

1. Речь матери Тани содержит больше уточнений и повторов одного и того же слова или фразы, чем речь  других матерей . Это служит для лучшего запоминания ребенком слова или фразы и для удержания его внимания.

1.03.07

Мама:    Доченька, а где твоя киска?

Мама:    Дочка, смотри, вон киска лежит в корзинке.

Мама:    Принеси киску маме.

Мама:    Вот молодец!

Мама:    Принеси мне киску.

Мама:    Вот умница.

Мама:    Дай кису маме.

Мама:    Киска!

2. Таня (1.07.01) почти не говорит, очень часто употребляет звук "у", который у нее обозначает почти все что угодно, но мать Тани понимает все, что хочет сказать ее дочь, при этом речь матери богата, она употребляет большое количество повествовательных и вопросительных предложений, как будто Таня на самом деле ведет с ней диалог.

1.07.01

Мама:    А как ежик глазами хлопает?

Хлопает глазками. Разлила воду на столе. Сама взяла полотенце и вытирает. Потрогала полотенце и  показала его мне.

Т: У!

Мама: Ну давай.

Мама:Я  повешу его сушить.

Таня снова берет игрушку.

Т: Ам, ам, у.

Увидела у меня в руках книжку.

Т: Мама. А!

Мама: Ты хочешь книжку, ну возьми, почитай мишке.

Таня  раскрыла книжку.

3. Многие вопросы Таниной матери направлены на предложение выполнить действия, обозначенные словами, которые существуют в  импрессивной речи ребенка.

1.07.01

Мама: А как папа спит?

Таня  кладет ручку под головку.

Мама: А как птички делают?

Т: Кх-кх-кх.

Мама:    А как птички крылышками машут?

Таня машет ручками.

Мама:    А где папа?

Таня показывает пальцем на дверь.

Мама: Папа кушать готовит.

Т: Ам?

Мама: Как Танечка кушает?

Таня раскрывает ротик.

Мама: А как Танечка спит?

Таня наклоняется на бок, кладет ручку под щечку.

Мама: А как Таня плачет?

Таня хнычет.

4. Мать Тани задает очень много вопросов, пытаясь выяснить, чего хочется Тане в данный момент, она терпеливо, не раздражаясь, ждет Таниных обьяснений.

Таня (2.03.04)        

Таня с куклой.

Мама: Катя маленькая, да?

Мама: А положи ее в коляску.

Т: А? А! Ба!

Таня показывает Кате рукой на коляску.

Мама: Она "бабайки" хочет?

Т: У!

Таня: Мотает головой.

Мама: Нет, не хочет?

Таня идет с куклой на кухню.

Мама: Что она хочет?

Т: Пи-пи. (пить)

Мама: Пить?

Т: Пи.

5. Мать помогает Тане, произнося то, что та хочет, но  не может сказать. Наверное, это делается матерью интуитивно,  еще и для того, чтобы ребенок не чувствовал себя потерянным и непонятым.

Таня (2.03.04)

Т:  У, ду, ду, у.

Мама: Ну что, нет никого, ушли?

Т: У (да).

Таня показывает рукой на окно.

Мама: Туда ушли?

Т: О, о, пи, пи, бе-бе.

Мама: Ты сказала, что пить хочешь?

Т: У (да).

6. Интересно то, что мать употребляет слова, которые употребляет Таня, называя ими предметы или знакомых. Это не так часто встречается в речи матерей нормально развивающихся детей.

Таня (2.03.04)

Мама: А "бебе" с тобой разговаривал?

"Бе(э)бе" - деда Роба.

Т: У (Да).

Из данных примеров видно, насколько отличается речь матери позднозаговорившего ребенка ,насколько терпеливее должна быть мать такого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.

Индивидуальный  маршрут развития выстраивается  с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Иллюстрационный материал к разработкам. методического направления в использовании предметных и сюжетных картинок для развития импрессивной и экспрессивной речи.

Иллюстрационный материал к разработкам.методического направления представлен в виде видеозаписей занятий, которые можно посмотреть в интернете по приведенным  ссылкам...

Особенности речи детей с задержкой психического развития

Особенности речи детей с задержкой психического развития...

Особенности письменной речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития

В данной статье описываются особенности писменной речи детей с ЗПР....

Речь взрослых, обращенная к ребенку, как важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Главную задачу овладения языком в коммуникативном плане можно сформулировать следующим образом: необходимо научить ребенка, подростка говорить и писать так, как должен говорить или писать взрослый нос...

Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.

Представляю Вашему вниманию мастер - класс для педагогов    развитие экспрессивной речи....