Особенности речи матери, обращенной к ребенку с задержкой экспрессивной речи.
статья по коррекционной педагогике
Часто нормой в развитии речи ребенка является то, что многие дети в определенный момент времени испытывают трудности в ее становлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rechi_materi.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речи матери, обращенной к ребенку с задержкой экспрессивной речи.
Часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период времени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому очень трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом: то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности.
Дж. Лешли [ цит. по: Аверин В. А.] выделял несколько причин, затрудняющих речевое развитие:
- В отдельных случаях они определяются как физические. Это может быть частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба.
- Языковые трудности могут вызвать и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и собственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакция на поведение взрослых, на какие - либо события в жизни.
- Недостаточный опыт общения со взрослыми будет влиять на развитие речи тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослыми. Взрослые сводят до минимума свое общение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа "нельзя" и "замолчи". Кроме того, играет роль и сама речь взрослого - ее правильность, эмоциональность, учет точки зрения ребенка и др.??.
- Ребенок может оказаться заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания погрешностей в его речи.
- Еще одной причиной отставания может быть слабая координация движений (малыш плохо удерживает вещи в руках, роняет их).
Чем же речь матери ребенка с задержкой развития экспрессивной речи отличается от речи матери более типично развивающегося ребенка? Мы рассмотрели этот вопрос на примере видеозаписи с таким ребенком и сделали следующие выводы:
1. Речь матери Тани содержит больше уточнений и повторов одного и того же слова или фразы, чем речь других матерей . Это служит для лучшего запоминания ребенком слова или фразы и для удержания его внимания.
1.03.07
Мама: Доченька, а где твоя киска?
Мама: Дочка, смотри, вон киска лежит в корзинке.
Мама: Принеси киску маме.
Мама: Вот молодец!
Мама: Принеси мне киску.
Мама: Вот умница.
Мама: Дай кису маме.
Мама: Киска!
2. Таня (1.07.01) почти не говорит, очень часто употребляет звук "у", который у нее обозначает почти все что угодно, но мать Тани понимает все, что хочет сказать ее дочь, при этом речь матери богата, она употребляет большое количество повествовательных и вопросительных предложений, как будто Таня на самом деле ведет с ней диалог.
1.07.01
Мама: А как ежик глазами хлопает?
Хлопает глазками. Разлила воду на столе. Сама взяла полотенце и вытирает. Потрогала полотенце и показала его мне.
Т: У!
Мама: Ну давай.
Мама:Я повешу его сушить.
Таня снова берет игрушку.
Т: Ам, ам, у.
Увидела у меня в руках книжку.
Т: Мама. А!
Мама: Ты хочешь книжку, ну возьми, почитай мишке.
Таня раскрыла книжку.
3. Многие вопросы Таниной матери направлены на предложение выполнить действия, обозначенные словами, которые существуют в импрессивной речи ребенка.
1.07.01
Мама: А как папа спит?
Таня кладет ручку под головку.
Мама: А как птички делают?
Т: Кх-кх-кх.
Мама: А как птички крылышками машут?
Таня машет ручками.
Мама: А где папа?
Таня показывает пальцем на дверь.
Мама: Папа кушать готовит.
Т: Ам?
Мама: Как Танечка кушает?
Таня раскрывает ротик.
Мама: А как Танечка спит?
Таня наклоняется на бок, кладет ручку под щечку.
Мама: А как Таня плачет?
Таня хнычет.
4. Мать Тани задает очень много вопросов, пытаясь выяснить, чего хочется Тане в данный момент, она терпеливо, не раздражаясь, ждет Таниных обьяснений.
Таня (2.03.04)
Таня с куклой.
Мама: Катя маленькая, да?
Мама: А положи ее в коляску.
Т: А? А! Ба!
Таня показывает Кате рукой на коляску.
Мама: Она "бабайки" хочет?
Т: У!
Таня: Мотает головой.
Мама: Нет, не хочет?
Таня идет с куклой на кухню.
Мама: Что она хочет?
Т: Пи-пи. (пить)
Мама: Пить?
Т: Пи.
5. Мать помогает Тане, произнося то, что та хочет, но не может сказать. Наверное, это делается матерью интуитивно, еще и для того, чтобы ребенок не чувствовал себя потерянным и непонятым.
Таня (2.03.04)
Т: У, ду, ду, у.
Мама: Ну что, нет никого, ушли?
Т: У (да).
Таня показывает рукой на окно.
Мама: Туда ушли?
Т: О, о, пи, пи, бе-бе.
Мама: Ты сказала, что пить хочешь?
Т: У (да).
6. Интересно то, что мать употребляет слова, которые употребляет Таня, называя ими предметы или знакомых. Это не так часто встречается в речи матерей нормально развивающихся детей.
Таня (2.03.04)
Мама: А "бебе" с тобой разговаривал?
"Бе(э)бе" - деда Роба.
Т: У (Да).
Из данных примеров видно, насколько отличается речь матери позднозаговорившего ребенка ,насколько терпеливее должна быть мать такого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....
Иллюстрационный материал к разработкам. методического направления в использовании предметных и сюжетных картинок для развития импрессивной и экспрессивной речи.
Иллюстрационный материал к разработкам.методического направления представлен в виде видеозаписей занятий, которые можно посмотреть в интернете по приведенным ссылкам...
Особенности речи детей с задержкой психического развития
Особенности речи детей с задержкой психического развития...
Особенности письменной речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития
В данной статье описываются особенности писменной речи детей с ЗПР....
Речь взрослых, обращенная к ребенку, как важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе.
Главную задачу овладения языком в коммуникативном плане можно сформулировать следующим образом: необходимо научить ребенка, подростка говорить и писать так, как должен говорить или писать взрослый нос...
Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.
Представляю Вашему вниманию мастер - класс для педагогов развитие экспрессивной речи....