Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.
методическая разработка по развитию речи
Представляю Вашему вниманию мастер - класс для педагогов развитие экспрессивной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
“РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
629400, Россия, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Комсомольская, 18 а, телефон: (8-34992) 3-10-70, 3-12-12
E-mail: romashka@lbt.yanao.ru, ОКПО 26167697; ОГРН 1028900554869; ИНН/КПП 8902009510/890201001
Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.
Подготовила: учитель-логопед Дрожжина Е.О.
г.Лабытнанги,
2021 г.
Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.
Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.
Формы, относящиеся к экспрессивной речи - устная речь; письменная речь.
К важнейшим функциям экспрессивной речи относят: возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам); упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе; формирование предрасположенности к быстрой социализации (воpможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).
По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых: гуканье; гуление; смех; плач; лепет; имитация звуков, воспроизводимых родителями; умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»); словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет); способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года); расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов); активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей; способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок; освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — Согласно исследованиям, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.
Причины развития расстройства:
Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.
Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.
Ключевые причины развития отклонения:
- Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
- Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.
Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.
- Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
- Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
- Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
- Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.
Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.
- Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.
Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
«Сделай, как я» младший возраст
Взрослый говорит: | Взрослый показывает: |
Подними ладошки выше | Поднимает ладони. |
И сложи над головой. | Складывает ладони над головой под углом друг к другу. |
Что же вышло? |
|
Крыша вышла, а под крышей |
|
Мы с тобой. |
|
Положи ручки на коленочки. | Кладет свои руки на колени. |
Подними ладошки выше, | Поднимает ладони. |
Поскорее помаши. | Машет кистями рук. |
Что же вышло? |
|
Птички вышли, |
|
Птички очень хороши. |
|
Положи ручки на колени, | Кладет свои руки на колени. |
Подними ладошки выше, |
|
Изогни скорей дугой. | Сгибает ладони. |
Что же вышло? |
|
Гуси вышли. |
|
Вот один, а вот другой. |
|
У бабуси жили гуси; |
|
Вот один, а вот другой. |
|
Положи ручки на колени. | Кладет руки на колени. |
Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:
§ «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.
§ «У»: плавное движение обеих рук вперед.
§ «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
§ «И»: плавное движение обеих рук в стороны.
§ «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
§ «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.
«Волшебные очки» 5 лет
Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.
Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?» … и т.д.
«Волшебная труба» 4 года
Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
«Придумай необычное существо» 5 лет
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.
Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.
Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.
Вывод:
Своевременное выявление отклонении речевого развития при условии регулярных занятий с логопедом и психологической коррекции позволяет ребёнку нормально развиваться, и быть успешным в будущем!
Список используемой литературы:
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.
. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...
Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития связной речи...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на...
Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....
"Использование мнемотехники в развитии экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Начну с притчи. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было тру...