Специфика использования дидактических игр в логопедической работе с детьми
статья по коррекционной педагогике
Игры имеют большое значение для физического и психического развития детей, для становления индивидуальности каждого ребенка. Использование игр и занимательных заданий повышает интерес детей к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_ispolzovaniya_didakticheskih_igr_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика использования дидактических игр в логопедической работе с детьми
Результаты специальных исследований и практических наблюдений способствовали тому, что в условиях современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста играм отводится ведущее место. Игры имеют большое значение для физического и психического развития детей, для становления индивидуальности каждого ребенка. Использование игр и занимательных заданий повышает интерес детей к занятиям. Психологами доказано, что дошкольниками в повседневной жизни не используются знания, усвоенные без интереса, не окрашенные эмоциями, положительным отношением к процессу познания. В играх у детей уточняются представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку, раскрывают творческие способности детей и снимают психологическое напряжение.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и в совместной нерегламентированной деятельности детей и взрослых.
В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем.
Во втором (в свободное от занятий время) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в тоже время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
Перед логопедом при использовании игры в логопедической практике стоят две основные задачи:
- широко использовать игры в коррекционной работе в качестве средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;
- при проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения и уровень речевого развития детей с различными речевыми расстройствами.
Наиболее часто в условиях коррекционно-логопедической работы используется дидактическая игра. В дидактических играх создаются такие условия, при которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, преобразуя собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к занятию. Для ребенка эмоциональность игры – важнейшее условие ее привлекательности, следовательно, взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима и доброжелательность взрослого, благодаря которой развивается сотрудничество, обеспечивается желание ребенка действовать вместе с взрослыми и добиваться положительного результата.
Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определённым содержанием и правилами. Дидактическая игра имеет определённую структуру, отличную от других видов игр и упражнений. Игры должны содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Обучающие задачи наиболее распространённых дидактических игр в основном следующие: формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи детей. Играя, дети решают эти задачи в такой занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями, составляющими основу дидактической игры. Обязательный компонент дидактической игры – правила, благодаря которым логопед управляет поведением детей, а также процессом обучения и коррекции.
Задача дидактических игр – организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей. Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителем является интерес чисто игрового характера – занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д. Дети с удовольствием относятся к игровым задачам, где требуется что-либо отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи, например, сложить красивый узор, правильно подобрать картинку и т.д.
Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Используются игры: «Кто скорее соберет башенку», «Собери колечки», «Чудесный мешочек» и др. Игра в лото расширяет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально–дидактические игры: «Узнай по голосу», «Солнышко, дождик» и др.
К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как «Магазин», «Подбери пару», «Сложи картинку», «Домино», «Зоологическое лото» и др. Музыкально–дидактические игры очень полезны для развития слухового внимания и фонематического слуха: «Громко – тихо», «Какой барабан играет» (выше – ниже), «Узнай инструмент» (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики) и др.
В играх используются полученные знания и умения (домино, счетное лото «Учусь считать», «АБВ», лото «От звука к букве», игры – головоломки, словесные игры: «Море волнуется», «Черное и белое» и др.).(50.8)
Используя игровой материал, и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее, основной задачей в логопедических занятиях с детьми, имеющими дислалию, остается формирование у них правильной речи, и эта задача должна быть полностью решена в период дошкольного детства.
На занятиях проводятся дидактические игры для развития речедвигательного аппарата и правильной артикуляции согласных и гласных звуков, игры со звукоподражанием животным и звучащим предметам: «Угадай кто как кричит», «Поезд», «Лошадки»), а также подвижные или хороводные игры с песенками и потешками («Пузырь», «Два весёлых гуся», «У медведя во бору»). Эти игры способствуют не только закреплению правильного звукопроизношения и формированию у детей выразительности речи.
В развитии правильного звукопроизношения большое значение имеет подготовка речедвигательного аппарата. Так, например, для постановки звука «Р» необходимы гибкость языка, быстрая вибрация его кончика и т.д. Эта задача успешно решается в процессе дидактической игры «Лошадки и кучер». Изображая лошадок, дети цокают языком; изображая кучеров, щёлкают языком – и в том и в другом случае дети играют, выполняют игровое действие, которое направленно на разработку подвижности языка.
Для постановки правильного произношения большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие игры, как «Пузырь», «Футбол», «Задуй свечку», «Бабочки».
Одной из предпосылок к овладению правильным звукопроизношением является развитие у детей слуховых восприятий. Такая задача поставлена в дидактических играх: «Узнай по голосу», «Угадай, что я сказала», «Кто лучше слышит», «Эхо» и др. Игровое действие в них направленно на то, чтобы приучить детей внимательно слушать и слышать, например, что делает логопед (шуршит бумагой, стучит молоточком); замечать оттенки звуков в сказанных словах, вспомнить, кому принадлежит голос.
Дидактические игры, обучающая задача которых направлена на активизацию того или другого звука речи, могут быть использованы на занятии как наиболее эффективная форма упражнения, закрепления и отработки правильного произношения звуков. Разучивая с детьми текст к играм, диалоги между отдельными персонажами, логопед формирует звукопроизношение и выразительность речи путём пояснения и образца. Когда же дети переходят к игре, то уже нет необходимости отвлекать их указаниями. Дети увлечены игрой и незаметно закрепляют в речи нужные звуки. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в «Лото»: «У кого земляника?» - «У меня земляника». – «Я кладу землянику».
В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово - и фразообразование, увеличивается словарный запас.
Игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна положительно влиять на все стороны психофизического развития ребенка.
Дидактические игры способствуют развитию у детей умения последовательно и логично излагать свои желания, мысли, формированию навыка правильного поведения во время речевой коммуникации.
В дидактических играх дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при всём этом у детей в играх поддерживается бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.
--
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий»
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозолог...