Проблема нормы развития
презентация по коррекционной педагогике

Вахитова Алена Геннадиевна

Понятие  «норма» (от латинского - правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии(от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_normy_razvitiya.pptx81.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема нормы развития

Слайд 2

Понятие «норма» (от латинского - правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии(от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.

Слайд 3

А спекты в понимании психической нормы: 1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование). 2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования. 3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). 4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).

Слайд 4

Виды норм: 1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. 2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. 3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы. 4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. 5. Психическое здоровье - комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Слайд 5

Критерии, характеризующие норму психического здоровья: - соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности; - соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; - соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности; - возможность адаптации в микросоциальных отношениях; - возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств; - разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении; - критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

Слайд 6

Основными показателями отклонений от нормы являются: 1) социальная дезадаптация ; 2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям; 3) замедление темпов развития или регресс психики. Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.

Слайд 7

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.

Слайд 8

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер . Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса , речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем. Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности. Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Слайд 9

Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.

Слайд 10

Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание. Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.

Слайд 11

Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы развития речи

Памятка для родителей о развитие речи детей....

Возрастные нормы развития речи

Примерные возрастные нормы возникновения звуков у детей...

Возрастные нормы развития детей 6-7 лет

Информация поможет  родителям  будущих первокласников оценить детей к школе....

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка "

В настоящее время перед обществом необычайно остро  стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в разви...

"Понятие возрастной нормы развития. Проблема готовности ребёнка к школе"

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовл...