«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка "
презентация

Захарова С.Н.

В настоящее время перед обществом необычайно остро  стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в развитии личности в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2015_psih_razvitie.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка» Выполнила: Захарова С.Н.

Слайд 2

Актуальность исследования: в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в развитии личности в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Объект исследования – проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста. Цель исследования – определение проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска. Предмет исследования – особенности организации работы по выявлению детей дошкольного возраста с патологиями в развитии. Гипотеза исследования – процесс выявления детей дошкольного возраста с патологиями в развитии будет эффективным в том случае, если: но представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка.

Слайд 3

Структурно данная итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. В первой главе «Характеристика нормы и патологии в психическом развитии дошкольников» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, раскрываются сущностные характеристики проблемы, нормы и патологии развития дошкольников, а также рассматривается психологический аспект проблемы аномального развития детей дошкольного возраста. Во второй главе «Эмпирическое исследование гиперактивности детей дошкольного возраста» проводится анализ психологических методов и методик, направленных на выявление гиперактивных детей на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска, разрабатываются пути помощи гиперактивным детям дошкольного возраста. В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска.

Слайд 4

Основные новообразования дошкольного возраста: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе - моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребёнка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребёнка к себе и своим возможностям. Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка, именно он является периодом фактического складывания психологических механизмов личности.

Слайд 5

Норма - это такое состояние системы, которое характеризует её как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология - крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение. Проблема нормы и её вариантов: одна из самых сложных в современной психологической науке. Проблема нормы включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной); норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.); норма регуляции; эмоциональная норма; - норма личности и т.д. Процесс обучения аномальных детей дошкольного возраста опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребёнка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребёнка.

Слайд 6

Гиперактивность (синдром дефицита внимания) – это нарушения поведения у детей дошкольного возраста. Не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребёнком. Причины возникновения гиперактивности : 1. Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; 2. Генетические факторы; 3. Негативное действие внутрисемейных отношений.

Слайд 7

Методы и методики, используемые для выделения гиперактивных детей: Анкетный опрос воспитателей и родителей. « Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская ). «Схематизация» (Р.И. Бардина). «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская ). «Корректурная проба». Сочетание двух таких методов как анкетирование взрослых (воспитателей и родителей), с одной стороны, и диагностических методик, выявляющих особенности не только внимания гиперактивных дошкольников, но дающих возможность судить об уровне развития наглядно-образного мышления и о степени сформированности предпосылок учебной деятельности даёт возможность поставить диагноз гиперактивности .

Слайд 8

- использование данных работы А.А. Рояк ; - опора на эмоциональную оценку детьми гиперактивных сверстников; - упражнения, четверостишия, на основании которых дети усваивали бы привычку делать всё достойно, благоразумно; - просвещение и обучение родителей и воспитателей, как лучше взаимодействовать с гиперактивным ребёнком. Приёмы «вхождения» гиперактивных детей в группу сверстников:

Слайд 9

Цикл занятий, направленный на вхождение гиперактивных детей в группу: 1. Беседы на темы: «Кого мы называем добрым». С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества. 2. Игры-упражнения «Варежки». Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги варежка, каждая имеет свою форму и узор, одинаковых половинок – две, они образуют пару. Задача детей - найти свою пару. 3. Игры-упражнения «Поводырь». Выполняется в парах, образованных после предыдущего упражнения. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. 4. Заучивание одной из вежливых фраз: - «Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, Здравствуйте»; - «Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день»; - «Если больше есть не в силах, скажем маме мы: «Спасибо»; - «Обидев друга шалостью, говорим: «Прости, пожалуйста»; - «Растает даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо»; - «И в России, и в Польше, и в Дании на прощание говорят: «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для педагогов «Норма и патология возрастного развития».

Цель: Психологическое просвещение. Ознакомление педагогов МДОУ с идеями психологов  Э. Эриксона и А. Маслоу о развитии личности, основных возрастных этапах, структуре самоактуализирующей ли...

Нормы речевого и психического развития ребёнка 3-4 лет

В данной консультации вы познакомитесь с нормами психоречевого развития ребёнка 3-4 лет....

Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка

Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека....

Диагностика нервно-психического развития ребёнка от 1-го года до 3-х лет с возможностью выявить уровни развития в баллах.

Для диагностики нервно-психического развития  на основе  «Программы воспитания и обучения детей  в условиях дома ребенка» Р.В.Тонковой - Ямпольской, Э.Л.Фрухт, карт НПР, раз...

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...

консультация для родителей "Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка"

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивн...