Статья в сборнике ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ "Использование камней «Марблс» в коррекционно - развивающей работе с младшими дошкольниками"
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМНЕЙ «МАРБЛС» В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Комарова Анна Николаевна,
с.Красная звезда, Шадринский район, Россия
Статья посвящена использованию камней «Марблс» и «Кабашонов» в коррекционно-развивающей работе педагога – психолога.
Ключевые слова: камни «Марблс», «Кабашоны», шарики.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы.
ФГОС предъявляет особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста.
Основные из них:
1. Создание содержательно – насыщенной, вариативной и доступной среды.
2. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
3. Организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Что же такое «Марблс»? Небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик.
Упоминание об игре в шарики мы встречаем во Франции 12 века. Там она называлась «bille», что можно перевести, как «небольшой шар». В старинных рукописях, начиная с пятнадцатого столетия, довольно часто встречается упоминание о глиняных и мраморных шарах, предмете игр школяров. Свое нынешнее название Марблс (marbles) игра получила в Англии в 18 веке, когда туда были завезены мраморные шарики (напомню, что мрамор по-аглийски marble) из Германии, где были созданы первые шлифовальные машины (что позволило делать шарики из полудрагоценных камней в промышленном масштабе). Шарики из полудрагоценных камней были дорогими и их могли позволить себе только обеспеченные дети. Обычным же оставалось играть в керамические (к слову, они продержались вплоть до 19 века). Однако у них был один серьезный недостаток, – во время игры глиняные шарики легко разбивались.
Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Шарики «Марблс» очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. Так эстетическая привлекательность таких камней усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Новые технологии изготовления камней позволяют получить очень интересные расцветки, что позволяет поднять простые шарики на уровень художественных изделий. Именно этим эффектные «Марблс» полюбились дизайнерами для оформительского материала.
Игры с камнями «Марблс» – это физическое и умственное развитие ребенка.
Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать удобнее, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Игры с камнями «Марблс» приобретают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить множество коррекционных задач, но главной целью использования этих камешков является развитие общей и мелкой моторики рук.
К таким задачам относятся:
1. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;
2. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук;
3. Развитие мышления;
4. Развитие ориентировки на плоскости;
5. Работа над запоминанием цвета;
6. Обогащение словарного запаса;
7. Развитие внимания и памяти;
8. Развитие фантазии ребенка.
Занятия с камнями лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Так же дети очень любят играть в свободной деятельности, но под контролем взрослого.
В своей работе камни «Марблс» я использую на коррекционно-развивающих занятиях.
Так например: упражнение "Знакомство" в ходе, которого детям предлагается перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. Кроме этого педагог знакомит с текстурой камней.
Упражнение "Змейка". В этом упражнении детям предлагается выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета, а для усложнения чередовать определенные цвета.
Игра «Мозаика». Детям предлагается выложить узор по образцу. Эта игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.
Игра «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик «Марблс». Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Игра «Сухой бассейн». В ходе игры ребенок должен в глубокой чашке с камнями найти игрушку и на ощупь угадать ее, достать и описать.
Эти упражнения направлены на развитие и коррекцию мелкой моторики рук.
Для коррекции и развития внимания, воображения, памяти используются следующие упражнения и игры:
Упражнение «По дороге в гости к гному». Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.
Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что запутались, где они, а где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.
Игра «Абракадабра». Детям предлагает выбрать камешек «Марблс или кабошон, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое.
Игра «Заполни пустой кружок»
В этой игре детям необходимо заполнить пустой круг, тем самым они учатся ориентироваться в пространстве, формируется внимание.
Так же, разноцветные шарики и камешки можно успешно применять для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
У всех участников образовательного процесса была отмечена положительная динамика. В результате таких игр и упражнений дети стали лучше справляться со шнурованием обуви, застегивание пуговиц, с аппликациями и конструированием. Улучшилось эмоциональное состояние дошкольников. В дальнейшем я планирую усложнять игры и адаптировать их на старший дошкольный возраст.
Список используемых источников
1. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей// Логопед. 2009. № 7. с. 62
2. Климанова Г.Б. «Учебно – методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста//2015. – с. 28 - 37
3.http://analogindex.ru/image/221636/1024x1024/-umerskie-ary-koverty.jpeg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...
Презентация "Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе"
Рекомендации по использованию камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста....
Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием камешков марблс...
Использование камешек Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
В коррекционной работе специалисты для достижения хороших результатов применяют нестандартные, инновационные пособия. Одним из таких пособий являются камешки Марблс....
Методическое пособие "Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
В дидактическом пособии «Игры с камешками марблс» представлена собственная практика коррекционной и развивающей работы с детьми. Пособие направлено на развитие познавательных процессо...