Педагогический проект
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ежова Анастасия Николаевна

Педагогический проект по формированию осознанного отношения старших дошкольников с нарушением зрения к полисенсорному познанию окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_2.docx615.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

 Формирование осознанного отношения

старших дошкольников с нарушением зрения

к полисенсорному познанию окружающего мира

 МБОУ  СК « Начальная школа –

детский сад № 144»,

Ежова А.Н.

воспитатель, первая

квалификационная

категории

г. Дзержинск

- 2019-

Модернизация системы образования актуализировала проблемы, связанные с гуманизацией

Гуманизация процесса образования детей предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.

Поэтому необходимо совершенствовать коррекционную помощь детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствие ограниченных возможностей здоровья.

«Начальная школа - детский сад №144» - учреждение, компенсирующего вида, которое посещают дети с нарушением зрения. Задачи в учреждении направлены на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности.

           Зрение играет важнейшую роль в жизни человека. За счет этого анализатора человек воспринимает и познает окружающий мир, ориентируется в нем, наблюдает процессы и явления  и т. д. Поэтому патология зрения в той или иной степени приводит к вторичным  отклонениям в развитии детей с нарушением зрения.

             Нарушения зрения у детей обуславливают особенности их психического, личностного и физического развития. Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия. Ограниченность зрительного восприятия вызывает у детей трудности в овладении сенсорными эталонами, что обуславливает возникновение трудностей в определение цвета, формы, величины, пространственного расположения и других признаков предметов. Отсюда следуют вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения, которые в первую очередь проявляются в снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира. Многие представления у детей с патологией зрения формируются на основе словесного описания. При этом хорошая речь слабовидящего ребенка еще не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме, так как накопление значительного количества слов часто не связано с конкретным  содержанием. Поэтому необходимо наполнять словесные знания чувственным опытом.

             Большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию (т.е. с помощью зрения) приводят к разрыву между тем, о чем ребенок может рассказать, и тем, что он может практически делать. Недостаток опыта и трудности практической деятельности под контролем дефектного зрения вызывают у детей отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений.

             Трудности ориентировки в пространстве и формирования пространственных образов при нарушении зрения снижают мобильность и создают проблемы в самостоятельном передвижении. Вследствие этого у детей снижается двигательная активность, они начинают отставать от своих сверстников в физическом развитии.

             Перечисленные вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения обуславливают значительную специфику процесса формирования у них познавательной деятельности, навыков самообслуживания, пространственных представлений, способов получения и переработки информации и т.д.

При нарушении зрения мобилизуется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

              Исследования  педагогов (В.З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л.И Солнцева) показали, что зрительный дефект отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, они в основном полагаются на зрительную ориентацию и не стремятся использовать сохранные органы чувств, полностью доверяя  нарушенному зрению.

            Исходным теоретическим положением представленного проекта является теория Л. С. Выготского о развитии ребенка в норме и при патологии.   

        В теории влияния первичного дефекта на ход психофизического развития, разработанной Л.С. Выготским, указывается не только на необходимость «построить весь воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта», но и на поиск «окольных путей» приспособления к окружающей действительности, «обходных» и «надстраивающихся функций».

Это послужило основой для    понимания механизмов компенсации и построения системы коррекционно-развивающих мероприятий. 

             Компенсация частичного дефекта в дошкольном возрасте, как и при более глубоких нарушениях зрения, связана с включением в сенсорные акты познания высших познавательных процессов, а также во многом зависит от активности самого ребенка (Л.И. Солнцева, Г.А. Буткина, Т.П. Свиридюк и др.). Недостаточность знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях затрудняет дошкольнику с нарушением зрения действовать соответственно окружающей обстановке и ситуации.

             В то же время есть исследования, указывающие на наличие у ребенка возможностей уже в дошкольном возрасте оценивать себя как действующего и познающего субъекта и на основе  этого осуществлять регуляцию своего поведения (Д.И. Божович, И.Т. Димитров, К.И. Лисина). Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у плохо видящих на первый план другие анализаторы. (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова и др.).

Отечественная  тифлопедагогика исходит из положения, что в восприятии окружающего мира участвует вся система сохранных анализаторов.

В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем.

            Экспериментальные исследования (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.) доказали, что адекватное приспособление ребенка к  условиям окружающей среды достигается за счет активного использования, наряду с нарушенным зрительным анализатором, сохранных анализаторов: осязания, обоняния, вкуса и слуха. Таким образом, полноценное развитие ребенка с нарушением зрения будет осуществляться за счет активного развития у него компенсаторных процессов.

Компенсация нарушенных функций – совокупность реакций, направленная на частичное или полное возмещение нарушенных функций. Компенсаторные механизмы являются составной частью резервных сил организма.

          В связи  этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребенка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами.

           Но процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения зрительная информация выступает основной при опознании предмета. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обуславливает положительный результат в процессе познания окружающего мира. 

             Знакомство со своими сенсорно-перцептивными  возможностями позволит дошкольникам с нарушенными функциями зрительного анализатора  научиться целенаправлено пользоваться сенсорной системой в познании окружающей действительности. Таким образом, процесс коррекции

дефекта становится активным не только со стороны родителей и педагогов, но и самого ребенка, что способствует повышению эффективности коррекционной работы для успешной социализации ребенка.

             Все это говорит о необходимости    специально организованного процесса познания ребенком своих слабых и сильных сторон, поскольку отсутствие адекватных представлений о себе и своих возможностях может иметь для дальнейшего развития ребенка, имеющего нарушение зрения, негативные последствия.

Для выявления оптимальных условий формирования осознанного использования дефектного и сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения старшего возраста возникла необходимость изучить особенности их знаний об органах чувств и умения ими пользоваться.

С целью изучения особенностей обследования детьми объекта с помощью органов чувств проведено педагогическое наблюдение  по критериям, выделенными нами:

- пользуется только зрительным анализатором;

- пользуется зрительным и осязательным анализаторами;

- пользуется всеми органами чувств;

В результате педагогического наблюдения были получены следующие результаты:

40%  детей – используют только зрительный анализатор, не обращая  

         внимания на то, что информация неполная и неточная.

36%  детей – используют при обследовании объекта зрительный и

         осязательный анализатор.

24%  детей – используют весь комплекс анализаторов; 

Результаты педагогического наблюдения сведены в следующую

диаграмму: 

Диаграмма 2.jpg

        

Для выявления оптимальных условий формирования осознанного использования дефектного и сохранных анализаторов (у детей с нарушением зрения старшего возраста) возникла необходимость изучить особенности их знаний об органах чувств. Необходимо было выявить их представления о назначении глаз, ушей, носа, рук, языка как органов, обеспечивающих получение чувственной информации о предметах и объектах. В ходе беседы были получены сведения о представлении детей о функциональной значимости органов чувств.

         Полученные ответы говорят о том, что дети используют свое зрение лишь с целью обозрения тех предметов, которые находятся перед глазами, а не с целью познания их особенностей и контроля за своими действиями.

             Функцию рук дети в основном связывают с выполнением какой-либо деятельности или отдельных действий (рисовать, играть, что-либо брать, держать, резать и т.д.). А вот про осязательную функцию руки как органа дети говорили редко.    

Отмечая значение органа слуха, большинство ребят осозновали его как средство, обеспечивающее восприятие речи, объясняя это так: «нужны, чтобы слышать, что мама говорит», «что воспитательница рассказывает», «что ребята говорят». Дети редко высказывали суждения относительно значимости слуха при ориентировке в окружающем мире.

             Для большинства детей нос – это орган, обеспечивающий функцию дыхания, и только некоторые отметили его как орган обоняния.

Говоря о роли языка, ребята отмечали его роль в общении и значимость при употреблении пищи, но  не выделяли познавательную функцию языка.  

Результаты анкетирования представлены в следующей диаграмме:

        

Диаграмма 1.jpg

Для  определения уровня развития чувствительности анализаторов у дошкольников с нарушением зрения была выбрана  методика  Т. В. Чередниковой.

             С целью определения уровня осязательного различения формы и качества материалов, из которых сделаны предметы,  использовано игровое упражнение «Волшебный мешочек».

             С целью определения уровня слухового различения качества звуков использовано и/у «Шумы».

             С помощью и/у  «Вкус и запах» проверена способность ребят различать объекты по качеству и интенсивности их вкуса и запаха.

             

На основании полученных данных составлена диаграмма, представленная ниже:

Диаграмма 3.jpg

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что в работе с ребенком, имеющим нарушение зрения, нельзя рассчитывать лишь на спонтанное  накопление знаний о самом себе. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нем. Такой подход к осуществлению коррекционной работы позволит ребенку осознанно включиться во взаимодействие с окружающей действительностью.  

         По результатам исследований была определена цель и задачи образовательного проекта.

Цель:

формирование представлений детей об органах чувств как источниках получения дополнительной информации об окружающем; осознанного их

использования в процессе познания действительности. 

Задачи:

- познакомить детей со строением и значением органов чувств в жизни человека;                                        

- закреплять представления детей о том, что информацию об окружающем можно получить с помощью органов чувств;

- развивать познавательный интерес, навыки экспериментальной деятельности;

- расширять представления детей о предметном мире;

- познакомить с особенностями гигиенического ухода за органами чувств;

- приобщать к ценностям здорового образа жизни.

Участники проекта: воспитатели, учитель–дефектолог, дети старшего дошкольного возраста, их родители.

Длительность проекта: 9 месяцев.

Беседы, чтение литературы, обсуждение прочитанного по теме проекта проводятся во второй половине дня с учетом равномерного распределения умственной и физических нагрузок в течение недели.

Ожидаемый результат

в процессе взаимодействия воспитатель - дети - родители в реализации проекта:

дети:                                                                                                                                                                                        

  • знают об особенностях своего нарушенного зрительного анализатора;
  • овладевают знаниями соответствующих их возрасту о строении и значении органов чувств;
  • активно познают окружающий мир с помощью всех органов чувств;
  • проявляют интерес к наблюдению и самонаблюдению;
  • проявляют бережное отношение к своему организму;

родители: 

  • обогащают родительский  опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком;
  • повышают свою компетентность в рамках темы проекта;

педагоги:

  • повышают профессиональные знания и личный потенциал, качество своей работы с детьми.

Этапы работы

I . Подготовительный этап (сентябрь 2018г.).

Содержание  этапа:

  1. Изучение имеющегося опыта в методических пособиях и периодической печати по теме проекта.
  2. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
  3. Выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех его участников.

Результат: обобщен имеющийся опыт работы по данной теме. Выявлен уровень знаний детей. Определены возможности, средства для реализации проекта, содержание деятельности всех его участников.  

II . Основной этап (октябрь 2018г. - май 2019г.)

Содержание этапа:

1. Реализовать систему мероприятий по формированию у детей  представлений о значимости органов чувств.

«Мои глаза»

Работа с детьми

Познавательная            деятельность

-  познавательное занятие:  «Наши помощники -  глаза».

Игровая

деятельность

 - дидактические игры: «Близко - далеко»,

   « Вижу – не вижу», «Опиши предмет»,

   «Найди лишний предмет»,

   «Помоги Неумейке определить из чего сделан предмет», «Определи температуру»;

 - игровые упражнения: «Холодно – горячо», «Определи поверхность»;

- коммуникативные игры: «Назови ласково».

Художественно -

речевая

деятельность

- чтение книги:  Г. Юдина «Главное чудо

   света»;

- чтение стихотворения:  Н. Орлова «Ребятишкам    

   про глаза»;

- отгадывание загадок;

- чтение пословиц;

Экспериментальная  деятельность

- «Большой – маленький»,

- «Проверка зрения»,

- «Для чего нужны брови?»,

- «Можно ли обойтись без глаз?»,

- «Если не видишь».

Здоровье и физическое развитие

- составление правил ухода за глазами;

- дидактическая игра

   «Опасно –  безопасно».

Продуктивная деятельность

-  дидактическая игра «Дорисуй, чего не хватает».

         Взаимодействие

           с родителями

- родительское собрание:

  «Пути компенсации зрительного  

  дефекта» (памятка для родителей);

- пополнение предметно – игровой среды

  индивидуальными зеркальцами.

«Все о моих руках»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

-  познавательное занятие: «Мои ручки».

Игровая

деятельность

- дидактические игры: «Зачем человеку руки?», «Чудесный мешочек»,

   «Умные ручки», «Веселые

    жмурки», «Собери на ощупь»,

   «Ловкие руки», «Пирожки»,

    «Лабиринт», «Золушка», «Мои помощники»;

- коммуникативные игры: «Где мы  

   были, мы не скажем, а что делали - покажем»;

- пальчиковые игры

 

Художественно- речевая

деятельность

- чтение: рассказ Г. Сапгир «Десять пальцев» (из  

   сборника «Румяные щеки»)

   

Экспериментальная деятельность

- «Какими способами можно очистить  

    свои руки?», «Можно ли обойтись без рук?»

- сюжетно-ролевая игра  «Как правильно сделать      

   перевязку»,                            

- дидактическая игра «Будь здоров!»,

Здоровье  и физическое развитие

- развлечение  «Что могут делать руки?»

- беседа «Как сохранить свои руки

   здоровыми?»,

- упражнения с кистевым эспандером,

- перекладывание мяча из руки в руку;

Продуктивная деятельность

- конструирование «Разноцветные человечки».

Взаимодействие с           родителями

- практикум по обучению родителей методике тактильно-осязательного обследования

«Зачем мне нужен нос»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

- беседа-рассуждение «Зачем нам нос?».

 

Игровая

деятельность

-  дидактические игры: 

-  «Узнай по запаху, что это было»,

- «Угадай, какие специи были баночках»,

- «Какие продукты принес Буратино»,

-  «Найди одинаковые  по запаху баночки»,

-  «Где сильнее пахнет».

Художественно- речевая

деятельность

-  чтение стихотворений:  из книги С.Волкова    

   «Азбука здоровья»,

   Э. Мошковской «Мой замечательный нос»;

-  чтение отрывка из рассказа  В. Берестова

    «Как найти дорожку»,

    В. Бианки «Кто, чем поет»;

-  «Откуда пришли выражения?»

    (объяснение крылатых выражений о носе);

-  отгадывание загадок;

-   «Замечательные носы в      

    сказках, мифах и в жизни».

Экспериментальная деятельность

- «Зачем нужен нос»,

- «Нос заменил глаза и язык»;

Здоровье и физическое развитие

- составление правил гигиены полости носа;

- правила профилактики насморка;

Продуктивная деятельность

 рисование «Мамин портрет».

Взаимодействие с родителями

- консультации для родителей по их запросам;

        

«Звук и уши»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

- познавательное занятие

 «Наши помощники – уши».

Игровая

деятельность

- дидактические игры:

  «Угадай, чей голос», «Кто позвал»,

 «С какой стороны слышишь звук?»,

 «Музыкальная викторина»,

 «Кто разбудил  Мишутку?»,

 «Замри», «Колпачок и палочка»,

 «Что выбрал Неумейка», «Кто это?»,

 «Стеклянный – деревянный»,

 «Что за шум, что за звон?», «Кто что услышит?»,

 «Где прячется звук?», «Найди, где одинаково

  шумит», «Угадай направление, откуда идет звук»,

 «Громко – тихо»;

- сюжетно-ролевая игра:  «Поликлиника.

   На приеме у врача  «ухо-горло-нос»;

- подвижная игра «Стоп»;

Художественно- речевая

деятельность

- чтение:  Г. Юдина «Главное чудо света»,

   В. Бианки «Глаза и уши», С.Могилевская «Сказка о громком барабане»;                                                 

- чтение стихотворений:  Э. Мошковой «Уши»,

   В. Суслова «Тишина», В.Бианки «Глаза и уши»,  Б. Заходер «Дождик», Н.Некрасова  «Лягушка»,

В. Шумилин  «Мышка»,  Б. Пак «Дятел»  

Г. Ладонщиков «Строитель», Б. Троцюк «Часы»,  Пришельц «Вовин барабан» ;

Экспериментальная деятельность

- «Уши работают вместо глаз».

Продуктивная

деятельность

- лепка «Свет мой, зеркальце, скажи…»;

- рисование «Автопортрет»;

Взаимодействие с родителями

- привлечение к пополнению предметно-  

  развивающей среды по теме проекта

   

«Язык и вкус»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

- познавательная беседа  «Для чего нужен язык».

Игровая

деятельность

- упражнения для языка:  «Вкусное варенье»,

  «Чашечка», «Трубочка», «Змейка» и др.;

- дидактические игры:  «Угадай на вкус», «Горячо –

   холодно»;

-  сюжетно-ролевая игра «Научим своих детей вести

   себя правильно за столом»;

Художественно- речевая

деятельность

- чтение детской энциклопедии Г. Юдина  «Главное        

   чудо света»

Экспериментальная деятельность

- «Язык воспринимает вкус пищи»,

- «Язык нужен, чтобы жевать»,

- «Язык нужен, чтобы говорить»,

- «Горячо – холодно»;

Здоровье и физическое развитие

- составление правил ухода за полостью рта;

Продуктивная деятельность

- рисование:  «Нарисуй вкус любимого блюда»,  

  «Нарисуй вкус сладенького»,

  «Нарисуй вкус мороженного»;

 

Взаимодействие с родителями

- оформление ширмы с рекомендациями

по развитию у детей чувствительности языка

как органа вкуса в домашних условиях

«Мои  помощники»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

- беседа «Мои помощники».

Игровая

деятельность

- дидактические игры:  «Мои помощники»,

  «Будь здоров!», «Полезная и вредная пища»,

  «Пойми меня», «Угадай по описанию»,

  «Человек»;

- подвижные игры:  «Угадай, что это?»;

Художественно- речевая

деятельность

- чтение стихотворений:  С. Маршак «Четыре  

   глаза»,    

   Н. Носов «Грипп», «Прививка»,

   И. Семенова «Как стать Неболейкой»;  

Экспериментальная деятельность

- «Зачем нужны глаза?»,

- «Зачем нам нужен нос?»,

- «Зачем нам нужны уши»,        

- «Что мы можем делать руками?»,

- «Зачем нам руки»;

 

Продуктивная деятельность

- аппликация:  « Из бумажного листа сделаю себе  

  дружка»,

 «Веселый хоровод»;

Здоровье и физическое развитие

- беседа: « Из чего я сделан?»,

  «Как устроено наше тело?»;

- беседа с врачом о правильно поведении при  

  профилактике простудных заболеваний;

      Взаимодействие с      

           родителями

- сообщение о  результатах  проекта  на  собрании по итогам работы за год

Результат:  проведена система мероприятий по теме проекта.

III. Заключительный этап (май 2019).

Содержание  этапа:

1. Оценка результата работы всех участников проекта.

2. Обобщение опыта и разработка тактики  последующих  

    педагогических действий.

Результат: дана оценка итогам работы всех участников проекта. Сделаны заключения и выводы по результатам проекта.

        Для определения результативности работы по теме проекта было проведено педагогическое наблюдение. Наблюдались особенности обследования детьми объекта с помощью органов чувств (по тем же критериям, что и при анализе исходной ситуации).

Полученные данные позволяют говорить, что на сегодняшний момент при обследовании детьми объекта с помощью органов чувств, наиболее часто используют орган зрения  и осязания (с 36% до 43%). Вырос процент детей, которые пользуются всеми органами чувств (с 24% до 30%).

Результаты представлены в следующей диаграмме:

Диаграмма 2.jpg

Проведена беседа  с целью получения сведений о том, как изменились представления детей о функциональной значимости органов чувств. Заметно вырос показатель уровня знаний анализаторной функции органа осязания (с 15% до 70%) и органа зрения (с 17% до 66%). 50% детей осознают анализаторную функцию органа слуха, разница по сравнению с началом года составляет 33%.  

 

         Результаты представлены в следующей диаграмме:

Диаграмма 1.jpg

Проведена диагностика  по методике Т.В. Чередниковой - определены изменения уровня развития чувствительности анализаторов у дошкольников.

За счет постоянного включения анализаторов в различные виды деятельности возросла чувствительность осязательного различения формы и качества материала (на 20% и 18%). Хорошие результаты достигнуты по развитию слухового различения звуков, средний уровень вырос на 13% . Удалось поднять уровень различения объекта по запаху и интенсивности запаха на 12%-13% .  

Результаты измерений представлены в следующей диаграмме:

Диаграмма 3.jpg

Показатель уровня знаний анализаторной функции органа вкуса и различения его интенсивности на сегодняшний день изменился незначительно. В первую очередь мы связываем это с тем, что основное содержание работы в разделе «Язык и вкус» запланировано на апрель этого года, а также ограниченными возможностями представить в предметно-развивающей среде материалы для развития данного анализатора.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это положительно повлияло на различные виды их деятельности (познавательную, игровую, художественно–речевую, а так же физическое развитие);

- проведение системы мероприятий по теме проекта способствовало развитию активности детей в познании окружающего мира с помощью сохранных анализаторов;

- у детей появился устойчивый интерес к самонаблюдению;

- возросла  частота инициативных обращений родителей воспитанников не только по теме проекта, но и по другим вопросам компенсации зрительного дефекта детей.

Литература.

1. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года № 1155.

2. АООП ДО

3. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание четвертое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. —  c. 336  

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений

   IV  вида (для детей с нарушением зрения)  под ред.  Л.И. Плаксиной. – М.:

  «Экзамен», 2003.

5. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие

    по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего

    дошкольного возраста. – СПб., «Детство – пресс», 2015.

6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. – Помоги себе сам: система работы по

    воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к

    своему здоровью: Пособие для воспитателей. – Н.Н., 2015.

7. В.С. Изотова. Методы работы по развитию речи младших слабовидящих

    дошкольников в процессе предметно – практической деятельности (часть

    II). – Душанбе, 1988.

8. А.И. Иванова. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в

      детском саду. Человек.  – М.: ТЦ Сфера, 2012.

9. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для

      дошкольников (отв. ред. О.В. Дыбина). – М.: ТЦ Сфера, 2015.

10. Бердышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик! – М.: Карапуз, 2014.

11. Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в

      сочетании  с медико-педагогическими мероприятиями в  

      специализированных дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез,  

      2007.

12. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие,

      обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие

      для  студентов высших учебных заведений. - М., Просвещение, 2000.

15. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с

      нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

16. Коррекционно – развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как

      условие социализации детей дошкольного возраста. Материалы

      международной научно – практической конференции 17-19 октября 2006

      г. - Н.Н., ООО «Типография «Поволжье», 2006.

18. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей нарушением

      зрения. М.: ВОС, 1985.

19. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в

      условиях сенсорного восприятия // Проблемы воспитания и социальной

      адаптации детей с нарушением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.:

      1995.

20. Перспективы развития социального образования. Сборник научных  

      трудов (под ред. Л.С. Сековец.)  - Н.Н., 2002.

21. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб.:  ООО «Издательский дом

      «Кристалл», 2000.

22. Системный подход в организации лечебно – восстановительной и

      коррекционно – педагогической работы детского сада для детей с

      проблемами в развитии (с нарушением зрения) / Сост.: Т.М. Тихонова,

      Н.Ю. Торгова. – М.: ТИИЦ, 2004.  

23. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и

      школьного возраста.  – М.: Полиграф – сервис, 1997.

24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей

      5 – 8 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.

25. Узорова О.В. Физкультурные минутки: материал для проведения

      физкультурных пауз. – М.: Астрель, АСТ Ермак, 2014.

26. Чередникова Т.В. Проверьте развитее ребенка: 105 психологических

       тестов. – СПб.: Речь, 2007.

27. Бутнева М.В. Проблема интеграции слепого ребенка со сложной    

      структурой дефекта в дошкольном учреждении компенсирующего вида  

      для детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с

      нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2015. - №6. – С.

      64 – 84.

28. В.З. Денискина, Г.Г. Петрова. Развитие обоняния у детей с нарушениями

      зрения. // Дефектология.- 2015. -№4. – С. 68 – 52.

29. Л.М. Милова. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых  

      младших школьников. // Воспитание и обучение детей с нарушениями

      развития.- 2014. -№3. – С. 19 – 22.

30. Т.А. Дорофеева. Особенности использования органов чувств в учебной

      деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения. //

      Дефектология. – 2012. - №1. – С. 14 – 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...