"Учимся слушать звуки"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Развитие фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_slyshat_zvuki.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно говорит.

Ниже предложенные вашему вниманию игровые упражнения научат ребенка слушать и слышать.

«Отгадай что звучит»

Возьмите несколько звучащих по-разному игрушек (дудочка, колокольчик, погремушка и др. не более пяти). Предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем поверните ребенка спиной, отойдите на 3-4м. и воспроизведите звучание одной из них.  Звуки должны быть ясными и контрастными. Малыш должен подойти и взять звучащую игрушку.

«Похлопаем»

Предложите ребенку повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка. Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Волшебная палочка»

Предложите ребенку послушать, как звучат предметы, постукивая по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и др. предметы. Ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет зазвучал.

«Далеко-близко»

Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова громко и тихо. Если произносите слово тихо, то ребенок отвечает: «ДАЛЕКО». Если произносите слово громко, то малыш отвечает: «БЛИЗКО». 

«О чем говорит улица»

Предложите ребенку определить звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, пенье птиц, ветер, дождь, разговор людей…

«Доскажи словечко»

Подберите считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или звук:

Руки мыть пошла Людмила

Ей понадобилось … (мыло)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

В реке большая драка

Поссорились два р… (рака)

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши … (каша) и др.

«Фломастеры» Возьмите 12 фломастеров  разного цвета. Загадайте цвет одного из них, если ребенок догадается, он берет у вас этот фломастер в руки:

[Ж]…, [К]…, [З’] …, [Ч’] …, [С’] …

Попросите малыша показать фломастером все предметы, названия которых начинается

с того же звука, что и цвет.

«Первый звук»

Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-хо, о-о-обруч, и-и-ива и т.д.).

«Цепочка слов»

Вы вместе с ребенком поочередно произносите слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово:

мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос…

«Съедобное-несъедобное»

Произнесите три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

банан – диван – барабан

пироги – сапоги – утюги

лимон – вагон – бульон и т.д.

Используемая литература:

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.

Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся слушать звуки

Занятие в подготовительной к школе группе.Цель: Научить детей различать звуки....

Памятка для родителей "Учимся слушать звуки и правильно их произносить"

В данной памятке родителям предлагаются игровые методы и приемы для автоматизации поставленных звуков...

Учимся слушать и слышать звуки.

Картотека игр для развития слухового внимания...

Учимся слушать звуки и правильно их произносить.

Фонематический слух — это умение различать звуки речи. Он является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Дети со слабо развитым фонематическим слухом путают слова схожи...

Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.

Консультации для родителей  Слушаем звуки, играем со звуками....

консультация для родителей "Учимся слушать и произносить звуки"

консультация для родителей "Учимся слушать и произносить звуки"...