КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podg_gr_ob_gr_dom_zadaniya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА ДЕТЕЙ С ЗПР

УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Д (звук согласный звонкий)

  1.  Какие слова можно составить из этих слогов?        напишите внизу.

БОК                ДУ        /        МИК                ДО        /        ДИК                СА

  1.  Какой слог – ДУ или ДЫ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово?

.  .  ХИ                                        .  .  МОК

  1.  Какие слова можно составить из этих букв? напишите внизу.

Д   М   Ы                        Б   Д   Ы   У                Д   М   И   А

  1. Напиши: духи, бидон.
  2. Напиши самостоятельно: Дима звал Лиду. – Дима разлил духи. – Шарик упал на сундук.
  3.  Составьте предложения из слов. Напишите эти предложения в тетради для заданий:

прыгнул, сундук, мышонок, в        /        кот, крышу, залез, на

  1. Послушай. Назови слова, со звуками д и д,

Сын подумал: добрый ужин                         В декабре, в декабре

Был бы нам, однако, нужен.                        Все деревья в серебре.

                        (А.Пушкин)                                        (С.Маршак)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ  ИЗ

  1. Составить предложения из слов. Напишите  эти предложения:

пришла, театра, из, бабушка/        принес, леса, из, грибы, дедушка / дети, лес, пришли, в /  Хрюша, цирк, уехал, в

2. Уметь отвечать на вопрос: сколько слов в твоем предложении? Какое первое слово? (второе и т.д.) Какой предлог есть в предложении?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   Д-Т

1. Прочитать, а потом списать слова, вставляя вместо точек или букву Д, или букву Т.

СА . Ы        /   ШУ . Ы        /  ВОРО . А        / СКОВОРО . А

2. Какой третий слог – ДА или ТА -  в этих словах?

ПОСУ  .  .        /        ЛОПА .  .

        

КАПУС .  .        /        БОРО .  .

Ж (звук согласный звонкий)

1.  Какие слова можно составить из этих слогов? Напишите эти слова.

БА        ЖА        /        ЖА                ЛУ        /        ЖОК           КРУ

2.  Какой слог – ЖА или ЖИ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово? Напишите слова.

У   .   .                /        .   .    РИТ        /        .   .   ВОТ

3. Какие слова можно составить из этих букв? Напишите.

Ж        К        У        /        А        Ж        Б        А        /О        А        Ж        Р

4. Составь предложения из слов: жаба, болота, выскочила, из / джинн, бутылки появился, из.

5. Выучить наизусть. Назвать слова со звуком Ж.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ  У

  1. Придумать и написать предложения с предлогом У.
  2. Составить предложения из слов:

Жени, у, футболка, новая        /        котенка, у, хвостик, пушистый        / землю, листик, падает, на        /        принцесса, замке, живет, в        / пришли,  музея, дети, из           /

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  Ж-Ш

  1. Прочитать, потом списать предложения, вставляя вместо точек или букву Ж, или букву Ш.

У         МА  .  И        ПИ  .  АМА.

У         МИ  .  И           .  ИЛИ          У  .  И.

У           .  ОРЫ        МА . ИНА.

У         НАТА  .  И                ЛЫ  .  И.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  Ж-З

  1. Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя или букву Ж, или букву З.

.  ИМА                /        .  АРИТ                /        .  АБЫЛ

У  .  ИН                /        У  .  ОР                /        КОР  .  ИКИ

  1. Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ж, или букву З.

КО  .  Ы                ПРИШЛИ        НА          ЛУ  .  ОК.

.  ИНА         ПРИШЛА                НА           У  .  ИН.

.  ОРА        НАРИСОВАЛ        У  .  ОР.

У                ЛИ  .  Ы                ТАПКИ                И  .                КО  .  И.

  1. Написать предложения: Зина жарит рыбу. Золушка гладит жабо.        

Г (звук согласный звонкий)

  1. Какие слова можно составить из этих слогов?

РА        ИГ        /        ША                ГРУ

ГА        РА          ДУ        /        МА                БУ                ГА

  1. Какой слог – ГА  или ГУ – надо поставить вместо точек, чтобы получилось слово?

РО   .  .                /        .  .  БЫ        /        .  .  МАК        /        .  .  ДОК

  1. Какие слова можно составить из этих букв?

И   У   С   Г  /        Г   Р   О   Ы        /        А   Ш   Р   Г   У

4.Написать: У Гали ангина. Глаша разбила градусник. У Гриши игрушка из глины.

  1. Составить предложения из слов: едет, машина, гараж, в /  столе, на, гвоздики, стоят / вышел, из, Егор, вагона.
  2. Выучить стихотворение, назвать слова со звуком Г.
  • Га-га-га, - гогочет гусь.
  • Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу не нагляжусь!

                        (Н. Костров)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ НАД

1.   Написать самостоятельно предложение: НАД ГРИБОМ ОСЫ.

  1. Послушай предложение: НАД ПОЛЕМ ГУСИ. Сколько слов в этом предложении? Назови третье слово предложения,… первое слово, …вторе. Напиши предложение.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Г-К

1. Прочитай стишок, вставляя вместо точек или букву Г, или букву К.

УЛИТ . А,         УЛИТ . А!

ПО . АЖИ        СВОИ         РО . А,

ДАМ         . УСО.         ПИРО . А!

2. Написать предложения: Инга варит макароны. Гриша купил гитару. Кот прыгнул в кусты.

        

Э (звук гласный)

  1. Напиши: Эдик, эскимо.
  2. Напиши: Это окно вымыла Элла. Эти окна вымыл Эдик. У Эдика эскимо.
  3. Составь предложения из слов: комар, Эдиком, летает, над / наливает, воду, самовара, Элла, из / эскалаторе, Эмма, стоит, на.
  4. Выучить наизусть (по желанию). Назвать слова со звуком Э.

Эму

Я про страуса,

Про эму,

Прописал бы вам

Поэму.

Но никак я не пойму:

ЭМУ он

Или ЭМУ?

                (Б.Заходер)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ  ПОД 

  1. Послушай предложение: Эдик сидит под кустом. Сколько слов в этом предложении? Назови третье слово этого предложения. Назови первое слово,… четвертое,… второе. Напиши предложение.

  1.  Составь предложения из слов: под, сидел, котик деревом / под, спал, зайчик, кустиком / мышка, норку, пряталась, в / ласточка, полем, летела, над / воробей, ветку, сел, на / бабушки, шляпа,         новая, у / мама, магазина, пришла, из.

  1. Послушай и назови предлог.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

                        (И. Токмакова)

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом.

                        (А. Пушкин)

Я (гласная БУКВА)

Консультация

ША – это имя мальчика. Говори слово Яша, хлопай в ладоши и считай слоги в этом слове. Сколько слогов в слове Яша? Какой первый слог в этом слове?

*Повтори: ЯНА. Говори слово Яна, хлопай в ладоши и считай слоги в этом слове. Сколько слогов в слове Яна? Какой первый слог в этом слове?

* Прочитай:

Я – ША

Покажи и прочитай первый слог в слове Яша. Сколько букв в этом слоге?

  • Прочитай:

Я – НА

Покажи и прочитай первый слог в слове Яна. Сколько букв в этом слоге?

Буква Я – гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

  • Послушай предложение: ВОЛК УПАЛ  В  ЯМУ. Какое первое слово в этом предложении? – второе? – третье? – четвертое?

Выполни это задание с предложениями:   Я  ИДУ  В  САДИК.   ЯША   СОБИРАЛ  ЯГОДЫ.

  • Напиши самостоятельно: Я иду в садик. Волк упал в яму.
  • Повтори: УМНАЯ. Говори это слово, хлопай в ладоши и слушай слоги. Назови первый слог в слове УМНАЯ,… второй,… третий.

Выполни это задание со словами ДОБРАЯ, ГЛУПАЯ.

Какие буквы надо написать вместо точек?

УМ – Н  .   – Я                 ГЛУ – П  .   – Я

ДОБ – Р  .   – Я

Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.

Напиши: Мама добрая. Лиса умная. Кошка глупая.

Выполни это задание со словами: КРАСНАЯ, ГОЛУБАЯ, РОЗОВАЯ.

Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя пропущенные буквы:

КРАС – Н  .  – Я                ГО – ЛУ – Б  .  – Я

РО – ЗО – В  .   – Я

  • Написать (не списывать):

У Яши красная шапка.

  • Какие слова можно составить из этих слогов?

Я         РА        /        ТА           ЯХ        /        ЛИ          ЯС

  • Какое слово получится, если вместо точек написать букву Я?

ЛИНИ  .         /        ТИХА  .        /        СТА  .

  • Какое слово можно составить их этих букв?

А        Я        М        /        З        Я        О        /        А        Ш        Я

*  Написать (не списать): линия, тихая, стая. (диктуй себе по слогам!)

* Написать: У Яны новая шапка. У Яши старая машинка.

* Составить предложения из слов: ящерица, камень, спряталась, под /  ястреб, яблоню, сел, на.

Я   после согласных

  • Послушай предложение: НАШ ВОВА МАЛ. Какое третье слово в этом предложении?

Послушай еще одно предложение: ВОВА ТРАВУ МЯЛ. Какое третье слово в этом предложении?

Повтори: МАЛ. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук М? какую букву ты напишешь после буквы М?

Прочитай слово:

МАЛ

Повтори: МЯЛ. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук М,?

Какую же букву надо написать после буквы М, чтобы получилось слово МЯЛ? Если написать А, то получится слово МАЛ, а не МЯЛ. После буквы М надо писать букву Я и читать:

МЯЛ

Запомни , пожалуйста: после твердых согласных пишут букву А, после мягких – пишут букву Я:

МАЛ                        МЯЛ

  • Напиши самостоятельно: дядя, Оля, Костя.
  • Спиши (или напиши самостоятельно): РЯД, МЯСО.
  • Напиши самостоятельно: возят, носят, ходят, ловят.
  • Напиши: Малыши ходят в садик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   А-Я

  • Послушай слова: РАД, РЯД.

В каком слове первый звук твердый, а в каком мягкий?

  • Прочитай, потом спиши слова, вставляя вместо точек или букву А, или букву Я:

М  .  СЛО        /        М  .  СО        /         МИЛ  .        /        ОЛ  .

  • Какой второй слог – ТА  или ТЯ -   в этих словах?

ВА  .  .        /        КА  .  .

  • Какой второй слог – НА  или НЯ  – в этих словах?

БА  .  .        /        РА  .  .

  • Какой второй слог – МА  или МЯ – в этих словах?

ДИ  .  .        /        И  .  .

  • В каждом  из этих слов есть и буква А, и буква Я. Если  догадаешься, то прочитаешь очень теплые и родные слова. Напиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.

М  .  МУЛ  .        /        П  .  ПУЛ  .        /        Б  .  БУЛ  .

  •  В каждом из этих слов есть и буква А, и буква Я. Если  догадаешься, то прочитаешь очень милые и приятные слова. Напиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.

УТ  .  Т  .        /        КОТ  .  Т  .          /        ЛИС  .  Т  .

  • Напиши  предложения (не списывать): У Нади няня. Коля измял траву. Раин пряник упал.

ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ А, ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Я

  • Послушай предложения. Назови слово, в котором надо писать букву Я, … А. расскажи, почему ты так думаешь.

У Маши резиновый мяч. Грач не любит грязь.

У Клавы есть любимый пляж. У Паши пять книг.

  • Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву А, или букву Я:

В      В  .  ЗАХ      В  .  НУТ    АСТРЫ.

У   ИГОР  .       БР  .  Т     МОР  .  К.

ИР  .      ПОЛОЛ   .       ГР  .  ДКИ.

ЛИС  .  ТА     ИГР  .  ЛИ     В     ПР  .  ТКИ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ  С

  1. Придумай предложения с предлогом С.

Уметь отвечать на вопросы: сколько слов в твоем предложении? – какое первое слово (второе и т.д.) слово в твоем предложении?

  1. Составь предложения из этих слов: листик, дерева,  упал, с / Вова, бабушкой, книгу, читают, с / трубы, дым, идет, из / потолке, люстра, висит, на / яму, лиса, упала, в / Димы, куртка, красная, у / закатился, мячик, шкаф, под / облака, белые, плывут, лесом, над.

  1. Послушай и назови предлоги:

Заглянула в дверь коза.                        Бежит курочка с ведром

Очень грустные глаза.                        Заливать кошкин дом.

        (Н. Полякова)                                        (С.Маршак)

Тили-тили-тили-бом!                        Вдруг откуда-то шакал

Был у кошки новый дом…                На кобыле прискакал…

                (С.Маршак)                                        (К.Чуковский)

Е (гласная буква)

ЕВА – это имя девочки. Говори слово ЕВА, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в слове ЕВА? Какой первый слог в слове ЕВА?

Повтори: ЕЛИ. Говори слово ЕЛИ, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в слове ЕЛИ? Какой первый слог в этом слове?

Прочитай слово:

ЕВА

Покажи и прочитай первый слог слова ЕВА. Сколько букв в этом слоге?

Прочитай слово:

ЕЛИ

Покажи и прочитай первый слог слова ЕЛИ. Сколько букв в этом слоге?

Буква Е – это гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

  • Сколько слогов в слове лает? Назови первый слог этого слова. назови второй слог.

Выполните это задание со словами МОЕТ, РИСУЕТ, СТИРАЕТ.

  • Какие буквы надо вставить вместо точек? Прочитай, потом спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

ЛА  .  Т                МО  .  Т            СТИРА  .  Т        РИСУ  .  Т

  • Напиши самостоятельно: Ева рисует ели. Ева моет пол.
  • Сколько слогов в слове НОВЫЕ? Назови первый слог этого слова, … второй, …третий.

Выполните это задание со словами ЗЛЫЕ, СТАРЫЕ, УМНЫЕ, ГЛУПЫЕ, ДОБРЫЕ.

  • Напиши: новые, умные, старые, глупые, злые, добрые, красные.
  • Напиши: Бараны глупые. Волки злые. У Евы красные тапки. 

Назови предлог в последнем предложении.

  • Какие слова можно составить из этих слогов:

ВА        Е        /        ЖИ                Е

  • Какое слово получится, если вместо точек написать букву Е?

.  ГОР        /        .  НОТ

* Какое слово можно составить из этих букв?

Д        Е        А        /        Л        Е        И

* Напиши: Егор, енот.

* Напиши (самостоятельно): Егор ел кашу. Енот много ест.

*  Составь предложения из слов: Егор, Еленой танцевал, с / Емеля, печкой, разговаривает с / Емеля, печке, лежит, на.

Е  ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ

ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ Э, ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Е

  • Повтори: РЕПКА. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Р,?
  • Говори слово РЕПКА, хлопай в ладоши и считай слоги.
  • Сколько слогов в слове РЕПКА? Назови первый слог, назови второй слог.

Выполните это задание со словами БЕЛКА, ВЕТКА.

  • Какие буквы надо написать вместо точек?

Р  .  ПКА                Б  .  ЛКА                В  .  ТКА

  • Напиши самостоятельно: белка, репка, ветка.
  • Напиши: Белка села на ветку. Вера ела репку.

  • Прочитай, потом спиши все, что написано, вставляя пропущенные буквы.

ЭТО   РУБАШКА.   ОН  .    ГОЛУБ  .  ..

ЭТО   ВЕДРО.   ОН  .    ГОЛУБ  .  ..

ЭТО   СУМКА.   ОН  .    ГОЛУБ  .  ..

ЭТО   ОБЛАКО.   ОН  .    БЕЛ  .  ..

ЭТО БЕЛКА.  ОН  .    РЫЖ  .  ..

ЭТО  ЯБЛОКО.  ОН  .   КРАСН  .  ..

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ   К

  1. Послушай предложения и назови пропущенные предлоги.

Белка спит … дупле.

Воробей сидит … сосне.

Птицы летают … землей.

Зайчик спит … кустиком.

Лисята играют … лисой.

  1. Напиши самостоятельно предложения: Дети пришли к лесу. Лиса пришла к лисятам. Мышка пришла к мышатам, утка пришла к утятам.
  2. Составь предложения из слов: бельчата, маме, бегут, к / львята, папе, прибежали, к / щенок, мячиком, играет, с / норе, лисята, спят, в / Хрюша, лыжах, катается, на / жук, грибкам, сидит, под / цветами, бабочка, летает, над / кареты, царевна, вышла, из.
  3. Послушай и назови предлог.

Будет шубка хороша                        Ох, нелегкая это работа -

У большого малыша!                        Из болота тащить бегемота!

(И. Демьянов)                                        (К. Чуковский)

Ю (гласная буква)

*Повтори: ЮРТА. Назови первый слог этого слова. назови второй слог.

Выполни это задание со словами ЮНГА, ЮБКА, ДАЮТ, ПОЮТ, КВАКАЮТ, КРЯКАЮТ.

*Напиши: Юля, юрта, юнга, дают, играют, квакают.

*Прочитай рассказ. Назови и подчеркни предлоги.

ЮЛЯ   ПРИШЛА   К   ЮРЕ. У ЮЛИ  КРАСНАЯ ЮБКА. У ЮЛИ   ЮНГА. У   ЮРЫ   ЮЛА.  ДЕТИ  ВЕСЕЛО   ИГРАЮТ.

К кому пришла Юля? Какая юбка у Юли? Какая игрушка у Юли? Какая игрушка у Юры? Что делают дети?

Придумай название рассказу.

*Напиши: У Юли юнга. У Юры юла. Дети играют.

*Какие слова можно составить из этих слов?

ТА        ЮР         /         ЮН                ГА        /        КА        ЮТ        КВА

*Какое слово получится, если вместо точки написать букву Ю?

КАТА  .                ЗНА  .                КА  .  ТА

*Какие слова можно составить из этих букв?

Л          Ю        А        /        Р        Ю        А        /        Л        Ю        Я

* Напиши самостоятельно: катаю, знаю, мою, каюта.

* Напиши: Я катаю Юру. Юля вышла из каюты.

* Составь предложения из слов: Юра, Юлей, играл, с /  Юра, бабушке, прибежал, к / мальчик, юрты, вышел, из.

* Послушай загадку, отгадай её, назови слова, в которых надо писать букву Ю.

Летом вырастают,                                        Целый день сегодня

Осенью опадают.                                        Шью.

                (листья)                                        Я одела

                                                                Всю семью…

                                                                        (Б. Заходер)

Ю   ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ

Повтори: ТУК. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Т? Какую букву ты напишешь после буквы Т? Прочитай:

ТУК

Повтори: ТЮК. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Т,? Какую же букву надо написать после буквы Т, чтобы получилось слово ТЮК? Если написать букву У. то получится слово ТУК, а не ТЮК. После буквы Т надо написать букву Ю и читать: ТЮК. Прочитай:

ТЮК

ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ  У, А ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Ю.

*Повтори: Люда. Говори это слово, хлопай в ладоши и считай слоги. Назови первый слог в слове Люда. Назови второй слог. Какой первый звук в слове Люда? Этот звук твердый или мягкий?

Выполни это задание со словами ЛЮК, СЮДА, ЛЮСЯ, ВИШНЮ, ДЫНЮ, АНЮТА.

*Напиши слова: люк. Тюк, Люда, Люся, Анюта, Хрюша, брюки.

*Послушай предложение: ЛЮСЯ ГЛАДИТ БРЮКИ.

Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, - второе, - третье.

Выполните это задание с предложениями:

НА ДОРОГЕ ЛЮК.

ХРЮША ЛЮБИТ ВИШНЮ.

АНЮТА ЕЛА ДЫНЮ.

Напиши эти предложения.

*Напиши: лягушата, поросята.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   У – Ю

1.  Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву У, или букву Ю.

ИЗ  .  М        /        З  .  БЫ        /        Р  .  КАВА        /        Р  .  КЗАК

  1. Какой второй слог – ТУ или ТЮ – в этих словах?

У  .  .  ГИ                                ПЕ  .  .  ХИ

  1. Какой второй слог – РУ или РЮ – в этих словах?

ХИТ  .  .  ЛЯ                        КАСТ  .  .  ЛЯ

  1. Какой первый слог – ЛУ или ЛЮ – в этих словах?

.  .  ДА                                 .  .  ПА

  1. Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву У, или букву Ю.

ИНД  .  К   СЕЛ   НА   СУНД  .  К.

У   КАРК  .  ШИ   БОЛИТ    КЛ  .  ВИК.

ИВАН  .  ШКА    Л  .  БИТ    П  .  РЕ.

7. Напиши самостоятельно: Хрюшки ели ватрушки. Павлуша любит плюшки. Илюша ест клубнику.

Ё (гласная буква)

Повтори:  ЁЖИК. Говори слово ЁЖИК, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог в слове ЁЖИК?

Прочитай слово:

Ё  -  ЖИК

Буква Ё – это гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

  1. Какой первый слог в слове ЁЛКА? А какой в этом слове второй слог?

Выполните это задание со словами  ЖУЁТ, ДАЁТ, МОЁ, ТВОЁ, ЁЖ.

  1. Напиши: ёлка, жуёт, клюёт, даёт.
  2. Напиши: Ёжик жуёт грибок. Маша даёт ёжику грибок. Павлин клюёт крошки.
  3. Какие слова можно составить из этих слогов?

КА        ЁЛ        /        ЖИК        Ё        /        ЁТ        КЛЮ

  1. Составь предложения из слов: сидит, ёлкой, под, ёжик / повесили, ёлку, на, игрушки / прибежали, ёлочке, медвежата, к.
  2. Отгадай загадку. Назови слова, в которых надо писать букву Ё.

Мохнатенькая, усатенькая,                                Из трубы вьётся,

Молоко пьёт,                                                        А в руки не даётся.

«Мур-мур» поёт.                                                                Дым

                Кошка

Ё после согласных

Повтори: НОС. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Н?

Какую букву ты напишешь после буквы Н? Прочитай:

НОС

Повтори: НЁС. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Н,?

Какую же букву надо написать после буквы Н, чтобы получилось слово НЁС? Если написать букву О, то получится слово НОС, а не НЁС. После буквы Н надо написать букву Ё и читать:

НЁС

Запомни, пожалуйста: после твердых согласных пишут букву О, после мягких – пишут букву Ё.

  1. Повтори: Лёня. Назови первый слог в этом слове. Назови второй слог. Какой первый звук в слове Лёня? Твердый или мягкий звук Л,?

Выполните это задание со словами нёс, вёл, рёва, тётя, идёт, живёт, грызёт.

  1. Напиши: нёс, вёл, Лёша, Лёня, Лёля, тётя, идёт, живёт.
  2. Напиши: Дядя Лёня принёс Лёшу. Тётя Лёля идёт из сада. Наш Лёва рёвушка.

Покажи и прочитай предлог.

  1. Отгадай загадки. Назови слова, в которых надо писать букву Ё.

В лесу живёт,                                                Без рук, без топорёнка

В деревне кур крадёт.                                Построена избёнка.

                Лиса                                                                        Гнездо  

        Дифференциация О-Ё

* Покажи, не читая, слова, в которых первый согласный звук – мягкий. Как ты догадался? (см. предыдущую тему)

*  Покажи, не читая, слова, в которых первый согласный звук – твердый. Как ты догадался?

Затем прочитай слова.

ТОМА        ЛОЖА

ТЁМА        ЛЁЖА

  •  Назови детёныша кошки,   козы,   коровы,   лошади.

Напиши самостоятельно: котёнок, козлёнок, телёнок, жеребёнок.

  • Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя или букву О, или букву Ё.

СТ  .  Л                /        Т  .  РКА        /        БР  .  ВИ        /         БР  .  ВНА

  • Какой второй слог – РО или РЁ – в этих словах?

КО  .  .  ВА                /                БЕ  .  .  ЗА

  • Какой второй слог – ЗО или ЗЁ – в этих словах?

У  .  .  РЫ                /                О  .  .  РА

  • Какой второй слог – ЛО или ЛЁ – в этих словах?

ВО  .  .  СЫ                /                КО  .  .  СА

  • Послушай предложения и назови слова, в которых надо писать букву Ё, затем назови слова, в которых надо писать букву О. расскажи, почему ты так думаешь?

Лёша сел на лошадь. Наш Егор хитёр.

По реке плывёт плот. В глазах у слоника слёзы.

  • Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву О, или букву Ё.

СЛ  .  Н    СЕЛ    ПОД    КЛ  .  Н.

АЛ  .  ША    РАЗДАЛ    Л  .  ЖКИ.

У   Л  .  ДКИ   НЕТ   КОЛ  .  С.

ДЕДУШКА    П  .  К    ПИРОГ.

* Напиши предложения: Лёва мёл пол. Вова нёс вёсла. Матрос купил матрёшку.

* Послушай стихотворения. Назови сначала слова, в которых надо писать букву Ё, потом слова, в которых надо писать букву О.

Дам тебе я зёрен,                                        О, если вы не придёте, -

А ты песню спой,                                        Он утонет, утонет в болоте,

Что из стран далёких                                Умрёт, пропадёт

Принесла с собой.                                        Бегемот!!!

                Плещеев                                                        Чуковский

Ь   (буква мягкий знак)

  • Повтори слово: ЛОСЬ.

Назови все звуки по порядку в этом слове. Какой последний звук в слове ЛОСЬ? Твердый или мягкий звук С,? Сколько звуков в слове ЛОСЬ?

Прочитай слово:

ЛОСЬ

Сколько букв в слове ЛОСЬ? А сколько звуков в этом слове?

Выполни это задание со словом КОНЬ.

  • Напиши слова: лось, конь.
  • Какой последний звук в слове ХОРЬ? – УГОЛЬ? Прочитай слова:

ХОРЬ                        УГОЛЬ

  • Закройте мягкий знак в этих словах.

Во что превратился хорь? (хор) Во что превратился уголь? (угол)

Никогда не забывай писать мягкий знак!

  • Напиши: соль, боль, мать, пять, день, лень, тень, гулять.
  • Напиши предложения: Лось сел на пень. Мать купила соль. Буратино лень ходить в школу. Хрюша спал весь день. Конь работал весь день.

Назови предлоги.

Ь в середине слова

  • В середине слова тоже бывает мягкий знак. Дели слова не слоги и пиши: Ольга, пальто, коньки, больно, деньки, Мальвина.
  • Прочитай рассказ.

МАЛЬВИНА   И   БУРАТИНО   ПОШЛИ   ГУЛЯТЬ. МАЛЬВИНА   В   НОВОМ   ПАЛЬТО.   У   МАЛЬВИНЫ КУКЛА   ОЛЬГА.   МАЛЬВИНА   КАТАЛА   ОЛЬГУ   НА САНКАХ.   БУРАТИНО   БЕГАЛ   НА   КОНЬКАХ.   БУРАТИНО   УПАЛ.   ЕМУ   БОЛЬНО. 

 В чем гуляла Мальвина?

Как звали ее куклу?

Как Мальвина играла с куклой?

Чем занимался на прогулке Буратино?

Что случилось с Буратино?

Как бы ты назвал этот рассказ?

Как ты думаешь, что было после того, как Буратино упал?

Расскажи об это невеселой прогулке с начала и до конца.

  •  Напиши: У Мальвины кукла Ольга. У Ольги два пальто. У Мальвины пять пальто.
  •  Какие слова можно составить из этих слогов?

ТО        ПАЛЬ        /        ГА                ОЛЬ                /        ГИ        ДЕНЬ

  •  Какое слово получится, если вместо точки поставить мягкий знак?

ИЮН  .                  /        ИЮЛ  .        /        ПИС  .  МО

  •  Какие слова можно составить из этих букв?

Ь          А        Т        М        /   С   Л        О        Ь   /  Я        Ь        Т        П

  •  Напиши (самостоятельно, конечно): июнь, июль, деньги, карась, альбом.
  •  Напиши: Я иду спать. Мать устала стирать. У Ольги два письма.
  • Составь предложения из слов: Мальвина , Буратино, бежит, к / льду, Буратино, лежит, на.

Й (звук согласный звонкий)

  • Напиши (диктуй себе по слогам): трамвай, розовый, голубой, зелёный, Айболит.

  • Какие слова можно составить из этих слогов?

КА        ЗАЙ           /         КА        МАЙ                /        ЛИТ            АЙ            БО

  • Какие слова можно составить из этих букв?

В                Й        О        /        М        Й        А

  • Напиши самостоятельно: сарай, муравей, попугай.
  • Напиши: Зайка играл с лисой. Юрий искал лейку.
  • Составь предложения из слов: муравей, муравейнику, бежит, к / соловей, саду, пел, в.
  • Отгадать загадки, выучить их наизусть. Назвать слова со звуком й.

Кто в лесу зимой холодной                                Конь стальной,

Ходит злющий и голодный?                                Хвост льняной.

                                (волк)                                                (иголка с ниткой)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ   ЗА

  • Назови предлоги, которые уже знаешь.
  • Напиши самостоятельно: Мама ушла за грибами. За соснами домик. Лисята играют за кустами.
  • Придумай предложения с предлогом ЗА.
  • Составь предложения из слов: дерево, котёнок, спрятался, за / дверью, Вова, стоит, за / лиса, упала, колодец, в / крыше, снег, лежит, на / котёнок, дивана, спрыгнул, с / лакает, блюдца, молоко, котёнок, из / рекой, вертолёт, летит, над / спит, креслом, щенок, под / дедушке,

     внучка, пришла, к / Машеньки, косы, длинные, у.

Ч  (согласный глухой звук)

  • Напиши (письмо под диктовку): бочонок, мамочка, белочка, Леночка, мяч, врач, чижик, лечит, вечер, мальчик, ключик, дочка, речка.
  • Напиши предложения: Врач лечит мальчика. Дочка нашла ключик.

Звук Ч – всегда мягкий, но после буквы Ч никогда не пишут буквы

Я и Ю. 

После буквы Ч пишут буквы А и У.

Запомни это, пожалуйста.

ЧА  всегда пишем с буквой А

ЧУ всегда пишем с буквой У

  • Напиши: дача, чулок, чудак, чашка, чайник, чулочки.
  • Напиши предложения: Дочка пила чай. Мама купила чайник.
  • Какие слова можно составить из этих слов?

ДАК                ЧУ        /        ЧОК                БА        КА        /        НОК          ЧО        ВОЛ

  • Какой слог – ЧА или ЧУ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово?

.  .  ЧЕЛО        /        ДОБЫ  .  .

  • Какие слова можно составить из этих букв?

Й          А        Ч        /        Ч        Т        А        У        /    Д      Ч     К   О    А

  • Напиши: туча, учусь, кабачок, волчонок.
  • Напиши: Синичка играла с жучком. Лисичка пришла к зайчику.
  • Составь предложения из слов: сидит пчела цветке на / бежит курочка курятник в.
  • Отгадай загадки, назови слова со звуком Ч.

Его бьют, а он не плачет,                Спереди пятачок, сзади крючок.

Веселее только скачет.

        Мяч                                                         Поросёнок  

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   Ч - ТЬ

  • Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или слово ЧИЖИК, или слово ТИХО.

    НА ЛИПЕ СИДЕЛ . . .  .

ВОВА ИГРАЛ . . .  .

  • Прочитай, потом спиши слова, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

.  ЕЛЕГА        /        .  АСЫ        /        О  .  КИ        /        КОС  .  ЮМ

  • Какой второй слог – ЧА или ТЯ – в этих словах?

КОС  .  .                        /                ТУ  .  .

  •  Какой второй слог – ЧИ или ТИ – в этих словах?

ГРА  .  .                /                ГОС  .  .

  •  Какой второй слог – ЧИК или ТИК – в этих словах?

БАН  . .                /                ПАЛЬ  .  .

  • Какой второй слог – ЧО или ТЁ – в этих слогах?

ВОЛ  .  .  НОК                /                У  .  .  НОК

  •  Прочитай, потом спиши стишок, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

ПОШЁЛ   КО  .  ИК   НА   УЛО  .  КУ.

               КУПИЛ  КО  .  ИК   БУЛО  .  КУ.

  •  Придумай два предложения: одно со словом ПЕЧКА, другое словом ПЕТЬКА.
  • Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

КОС  .  Я    ЕЛ   АЛЫ  .  У.

МАЛЬ  .  ИК    ПРИБИЛ    НА   С  .  ЕНУ    КРЮ  .  ОК.

ДЯДЯ   ПЕ  .  Я   КУПИЛ    ОБРУ  .  И.

НАС  .  Я   КА  .  АЛАСЬ    НА   КА  .  ЕЛЯХ.

Ц  (звук согласный глухой)

  • Какие слова можно составить из этих слогов?

У    ЦА    ЛИ    /    ТЕЦ     О    /    О   РЕЦ    ГУ

  • Какое слово получится, если вместо точек написать слог    -цо? – ца?

ЯЙ - .  .

  • Какие слова можно составить из этих букв?

      Ч     И     Л     О        /        Й    А    З     Ц     Ы

  • Напиши: лицо, яйцо, овца, яйца, улица, куница, курица, цукаты, цыплята, цапля, зайцы.
  • Напиши: Курица вышла на улицу. Курица кормит цыплят. У курицы много яиц. Мама купила яйца.
  • Составь предложения из слов: отца больницу, положили, в / хлеб, вынул, папа, хлебницы, из.
  • Отгадай загадку. Выучи её наизусть. Назови слова со звуком Ц.

ДВА   КОЛЬЦА,   ДВА   КОНЦА,

А   ПОСЕРЕДИНЕ   ГВОЗДИК.

Ножницы

* Вспомни и скажи слова, в которых есть звук Ц. Скажешь слово и рассказывай, в начале, в конце или в середине его звук Ц.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  Ц-С

* Напиши слова: цирк, сыр, цепь, семь, кисель, луковица, боец, автобус, карась, молодец.

* Запоминай по два слова и пиши: цукат – судак; свет – цвет; бусинка – царапинка.

* Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ц, или букву С.

.  АРЬ        /        .  ОР        /        ОТЕ  .        /        ЛЕ  .

  • Какой  второй слог – ЦА или СА – в этих словах?

ЛИ  .  .                                ОВ  .  .

  • Какой третий слог – ЦЫ или СЫ – в этих словах?

ОГУР  .  .                        ВОЛО  .  .

  • Какой третий слог – СА  или ЦА – в этих словах?

КОЛЁ  .  .                        БОЛЬНИ  .  .

  • Прочитай, а потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ц, или букву С.

ЛАРИ  .  А   ВЫШЛА   НА   УЛИ  .  У.

БАР  .  УК   УПАЛ   В   КОЛОДЕ  .   .

   У НА  .     МНОГО   БЛЮДЕ  .    .

   У   А  . И        .  ИНИЕ     РУКВИ  .  Ы.

  • Напиши предложения: Куница играла с лисой. У сына на руках цыпки. Соня искала ножницы.

Назови предлоги.

Щ  (звук согласный глухой)

  • Напиши: плащ, щенок, щётка, ящик, овощи.
  • Напиши предложения: У папы новый плащ. В ящике спит щенок. Мама варит щи.

Назови предлоги.

Звук Щ – всегда мягкий, но после буквы Щ никогда не пишут буквы Я и Ю.

После буквы Щ пишут буквы А и У.

Запомни это, пожалуйста.

ЩА всегда пишем с буквой А

ЩУ всегда пишем с буквой У

  • Напиши: роща, пища, щука, пищат.
  • Напиши: Щука искала пищу. Я ищу рощу. Щенки пищат.
  • Какие слова можно составить из этих слогов?

КА        ЩЁТ        /        ВЕЛЬ        ЩА        /        ЩИ        КЛЕ

  • Какие слова можно составить из этих букв?

А         Щ        О        Р         /        А        П        Щ        И        /        У        К  А        Щ

  • Напиши: лещ, плющ, вещи, клещи, плащи.
  • Напиши: Мой папа гонщик. Мой брат выдумщик.
  • Составь предложения из слов: мышка, щель, юркнула, в / болит, Вовы, щека, у.
  • Назови слова со звуком Щ.

А совища из лесища

Глазами-то хлоп-хлоп!

А козлище из лесища –

Ногами-то топ-топ!

Дифференциация    Щ – Ч

Запомни, пожалуйста, как правильно писать.

ЧА  и    ЩА  ВСЕГДА ПИШЕМ С БУКВОЙ А

ЧУ  и    ЩУ  ВСЕГДА ПИШЕМ С БУКВОЙ  У

  • Напиши: чёлка, щёлка, плач, плащ, чётко, щётка.
  • Напиши: У Толи в руках щётка. Оля говорит чётко.
  • Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.

МЕ  .                /         ЛЕ  .                /        ПЛЕ  .  И        /        КЛЕ  .  И

  • Какой первый слог – ЧА или ЩА – в этих словах?

        

.  .  СИКИ        /        .  .  ВЕЛЬ

  • Какой первый слог – ЧУ или ЩУ – в этих словах?

.  .  ПАТЬ        /        .  .  ДЕСА

  • Какой первый слог – ЧИ или ЩИ – в этих словах?

.  .  ТАТЬ        /        .  .  ПАТЬ

  • Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.

МАЛЬ . ИКИ   ПРИШЛИ   В   ПЕ . ЕРУ.

ЛИСИ . КА ПРОСИТ       ПРО . ЕНИЯ   У    ЗАЙ . ИКА.

БАБУШКА      УГО . АЛА        . АЕМ  КРАСНУЮ  ШАПО . КУ.

ЕМЕЛИНА        . УКА – ЭТО         . УДО.

  • Прочитай, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.

В   СИНЕМ   НЕБЕ   ЗВЁЗДЫ   БЛЕ . УТ,

В  СИНЕМ   МОРЕ   ВОЛНЫ   ХЛЕ . УТ.

ТУ . А   ПО   НЕБУ   ИДЁТ,

ЛОДКА   ПО   МОРЮ   ПЛЫВЁТ.

Из какой сказки эти строки? Назови имя, отчество и фамилию автора этой сказки.

        Ф   (звук согласный глухой)

*Напиши: Фёдор, Фёкла, кофта, туфля, много туфель.

* Напиши: Фёкла искала туфлю. У  Фени много туфель. Кот Филя сидит под шкафом. У машины фары. Назови предлоги.

  • Какие слова можно составить из этих слогов?

ФИР                ЗЕ        /        ДОР                ФЁ        /        ЛЯ                ТУФ

  • Какое слово получится, если вместо точек написать слог ФЕ?

КОН  .  .  ТА                /        КО  .  .

  • Какие слова можно составить из этих букв?

А          А        Р        Ж  /  Е        Я        Ф        Д  /  Ф        О        А        Т        К

  • Напиши: жираф, фикус, форма, ферма, фабрика.
  • Напиши: Федя искал фишку. Тётя Феня ушла на фабрику. У тётушки Фёклы синий сарафан. У дедушки Феди красный кафтан.  У дядюшки Феди красный жилет.
  • Составь предложения из слов: фольга, Федя, делал, фонарик, из / пришла, Золушке, фея, к.
  • Прочитайте ребенку. Пусть назовёт слова со звуком Ф.

Флот плывет к родной земле,                        А фарфоровые блюдца

Флаг – на каждом корабле.                        Над Федорою смеются…

                (С. Маршак)                                        (К. Чуковский)

Дифференциация Ф – В

  • Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или слово ФАРА, или слово ВАРЯ.

ИЗ  ДОМА ВЫШЛА  …  .

У МАШИНЫ НОВАЯ  …  .

  • Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ф, или букву В.

.  ЕРА        /        .  ИКУС        /        ПО  .  АР        /        КЕ  .  ИР

  • Какой первый слог – ФО или ВО – в этих словах?

.  .  КУС                /                .  .  РОН

  • Какой второй слог – ФЫ или ВЫ – в этих словах?

СЛИ  .  .                /                ШАР  .  .

  • Какой первый слог – ФА или ВА – в этих словах?

.  . МИЛИЯ                /                .  .  ЛЕРИЯ

  •  Прочитай стихи, вставляя вместо точек или букву Ф. Или букву В.

НОСИТ ОДУ . АНЧИК

ЖЕЛТЫЙ САРА . АНЧИК.

ДЯДЯ     .  ЁДОР   КУПИЛ   ТЕ-ЛЕ- . И ЗОР.

ТЁТЯ     С  .  ЕТА    КУПИЛА    Д  .  Е  БАНКИ   КО  .  Е.  

ДЕЛЬ  .  ИН    ХОРОШО   ПЛА  .  АЕТ.

  • Напиши самостоятельно предложения.

Ваня нюхал фиалки. Малыш вылил из флакона духи. Федя научился наливать воду из сифона.

Ъ  (буква твёрдый знак)

* В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твёрдый знак.

* Произнеси: съела, съел, въехал, подъехал, объехал.

Все эти слова пишутся с твёрдым знаком.

*Теперь напиши под диктовку эти слова.

*Напиши: Хрюша съел груши. Котик объехал горку. Пушок въехал в лес. Барсик съел рыбку.

 __________________________________________________________________ Литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. СПб., 1998

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб., 1999

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990. 

Нищева Н.В. Мой букварь. – СПб., Детство-пресс, 2000

Гудкова Т.Н.,

учитель-дефектолог        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Закрепление звуков “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятии закрепляются представления детей о поня...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема "Звуковая культура речи. Произношение звуков "л, ль", "р,рь"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление....