КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podg_gr_ob_gr_dom_zadaniya.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА ДЕТЕЙ С ЗПР
УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Д (звук согласный звонкий)
- Какие слова можно составить из этих слогов? напишите внизу.
БОК ДУ / МИК ДО / ДИК СА
- Какой слог – ДУ или ДЫ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово?
. . ХИ . . МОК
- Какие слова можно составить из этих букв? напишите внизу.
Д М Ы Б Д Ы У Д М И А
- Напиши: духи, бидон.
- Напиши самостоятельно: Дима звал Лиду. – Дима разлил духи. – Шарик упал на сундук.
- Составьте предложения из слов. Напишите эти предложения в тетради для заданий:
прыгнул, сундук, мышонок, в / кот, крышу, залез, на
- Послушай. Назови слова, со звуками д и д,
Сын подумал: добрый ужин В декабре, в декабре
Был бы нам, однако, нужен. Все деревья в серебре.
(А.Пушкин) (С.Маршак)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ ИЗ
- Составить предложения из слов. Напишите эти предложения:
пришла, театра, из, бабушка/ принес, леса, из, грибы, дедушка / дети, лес, пришли, в / Хрюша, цирк, уехал, в
2. Уметь отвечать на вопрос: сколько слов в твоем предложении? Какое первое слово? (второе и т.д.) Какой предлог есть в предложении?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д-Т
1. Прочитать, а потом списать слова, вставляя вместо точек или букву Д, или букву Т.
СА . Ы / ШУ . Ы / ВОРО . А / СКОВОРО . А
2. Какой третий слог – ДА или ТА - в этих словах?
ПОСУ . . / ЛОПА . .
КАПУС . . / БОРО . .
Ж (звук согласный звонкий)
1. Какие слова можно составить из этих слогов? Напишите эти слова.
БА ЖА / ЖА ЛУ / ЖОК КРУ
2. Какой слог – ЖА или ЖИ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово? Напишите слова.
У . . / . . РИТ / . . ВОТ
3. Какие слова можно составить из этих букв? Напишите.
Ж К У / А Ж Б А /О А Ж Р
4. Составь предложения из слов: жаба, болота, выскочила, из / джинн, бутылки появился, из.
5. Выучить наизусть. Назвать слова со звуком Ж.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ У
- Придумать и написать предложения с предлогом У.
- Составить предложения из слов:
Жени, у, футболка, новая / котенка, у, хвостик, пушистый / землю, листик, падает, на / принцесса, замке, живет, в / пришли, музея, дети, из /
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ж-Ш
- Прочитать, потом списать предложения, вставляя вместо точек или букву Ж, или букву Ш.
У МА . И ПИ . АМА.
У МИ . И . ИЛИ У . И.
У . ОРЫ МА . ИНА.
У НАТА . И ЛЫ . И.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ж-З
- Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя или букву Ж, или букву З.
. ИМА / . АРИТ / . АБЫЛ
У . ИН / У . ОР / КОР . ИКИ
- Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ж, или букву З.
КО . Ы ПРИШЛИ НА ЛУ . ОК.
. ИНА ПРИШЛА НА У . ИН.
. ОРА НАРИСОВАЛ У . ОР.
У ЛИ . Ы ТАПКИ И . КО . И.
- Написать предложения: Зина жарит рыбу. Золушка гладит жабо.
Г (звук согласный звонкий)
- Какие слова можно составить из этих слогов?
РА ИГ / ША ГРУ
ГА РА ДУ / МА БУ ГА
- Какой слог – ГА или ГУ – надо поставить вместо точек, чтобы получилось слово?
РО . . / . . БЫ / . . МАК / . . ДОК
- Какие слова можно составить из этих букв?
И У С Г / Г Р О Ы / А Ш Р Г У
4.Написать: У Гали ангина. Глаша разбила градусник. У Гриши игрушка из глины.
- Составить предложения из слов: едет, машина, гараж, в / столе, на, гвоздики, стоят / вышел, из, Егор, вагона.
- Выучить стихотворение, назвать слова со звуком Г.
- Га-га-га, - гогочет гусь.
- Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу не нагляжусь!
(Н. Костров)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ НАД
1. Написать самостоятельно предложение: НАД ГРИБОМ ОСЫ.
- Послушай предложение: НАД ПОЛЕМ ГУСИ. Сколько слов в этом предложении? Назови третье слово предложения,… первое слово, …вторе. Напиши предложение.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Г-К
1. Прочитай стишок, вставляя вместо точек или букву Г, или букву К.
УЛИТ . А, УЛИТ . А!
ПО . АЖИ СВОИ РО . А,
ДАМ . УСО. ПИРО . А!
2. Написать предложения: Инга варит макароны. Гриша купил гитару. Кот прыгнул в кусты.
Э (звук гласный)
- Напиши: Эдик, эскимо.
- Напиши: Это окно вымыла Элла. Эти окна вымыл Эдик. У Эдика эскимо.
- Составь предложения из слов: комар, Эдиком, летает, над / наливает, воду, самовара, Элла, из / эскалаторе, Эмма, стоит, на.
- Выучить наизусть (по желанию). Назвать слова со звуком Э.
Эму
Я про страуса,
Про эму,
Прописал бы вам
Поэму.
Но никак я не пойму:
ЭМУ он
Или ЭМУ?
(Б.Заходер)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ ПОД
- Послушай предложение: Эдик сидит под кустом. Сколько слов в этом предложении? Назови третье слово этого предложения. Назови первое слово,… четвертое,… второе. Напиши предложение.
- Составь предложения из слов: под, сидел, котик деревом / под, спал, зайчик, кустиком / мышка, норку, пряталась, в / ласточка, полем, летела, над / воробей, ветку, сел, на / бабушки, шляпа, новая, у / мама, магазина, пришла, из.
- Послушай и назови предлог.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
(И. Токмакова)
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
(А. Пушкин)
Я (гласная БУКВА)
Консультация
*ЯША – это имя мальчика. Говори слово Яша, хлопай в ладоши и считай слоги в этом слове. Сколько слогов в слове Яша? Какой первый слог в этом слове?
*Повтори: ЯНА. Говори слово Яна, хлопай в ладоши и считай слоги в этом слове. Сколько слогов в слове Яна? Какой первый слог в этом слове?
* Прочитай:
Я – ША
Покажи и прочитай первый слог в слове Яша. Сколько букв в этом слоге?
- Прочитай:
Я – НА
Покажи и прочитай первый слог в слове Яна. Сколько букв в этом слоге?
Буква Я – гласная буква. Запомни это, пожалуйста.
- Послушай предложение: ВОЛК УПАЛ В ЯМУ. Какое первое слово в этом предложении? – второе? – третье? – четвертое?
Выполни это задание с предложениями: Я ИДУ В САДИК. ЯША СОБИРАЛ ЯГОДЫ.
- Напиши самостоятельно: Я иду в садик. Волк упал в яму.
- Повтори: УМНАЯ. Говори это слово, хлопай в ладоши и слушай слоги. Назови первый слог в слове УМНАЯ,… второй,… третий.
Выполни это задание со словами ДОБРАЯ, ГЛУПАЯ.
Какие буквы надо написать вместо точек?
УМ – Н . – Я ГЛУ – П . – Я
ДОБ – Р . – Я
Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.
Напиши: Мама добрая. Лиса умная. Кошка глупая.
Выполни это задание со словами: КРАСНАЯ, ГОЛУБАЯ, РОЗОВАЯ.
Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя пропущенные буквы:
КРАС – Н . – Я ГО – ЛУ – Б . – Я
РО – ЗО – В . – Я
- Написать (не списывать):
У Яши красная шапка.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
Я РА / ТА ЯХ / ЛИ ЯС
- Какое слово получится, если вместо точек написать букву Я?
ЛИНИ . / ТИХА . / СТА .
- Какое слово можно составить их этих букв?
А Я М / З Я О / А Ш Я
* Написать (не списать): линия, тихая, стая. (диктуй себе по слогам!)
* Написать: У Яны новая шапка. У Яши старая машинка.
* Составить предложения из слов: ящерица, камень, спряталась, под / ястреб, яблоню, сел, на.
Я после согласных
- Послушай предложение: НАШ ВОВА МАЛ. Какое третье слово в этом предложении?
Послушай еще одно предложение: ВОВА ТРАВУ МЯЛ. Какое третье слово в этом предложении?
Повтори: МАЛ. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук М? какую букву ты напишешь после буквы М?
Прочитай слово:
МАЛ
Повтори: МЯЛ. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук М,?
Какую же букву надо написать после буквы М, чтобы получилось слово МЯЛ? Если написать А, то получится слово МАЛ, а не МЯЛ. После буквы М надо писать букву Я и читать:
МЯЛ
Запомни , пожалуйста: после твердых согласных пишут букву А, после мягких – пишут букву Я:
МАЛ МЯЛ
- Напиши самостоятельно: дядя, Оля, Костя.
- Спиши (или напиши самостоятельно): РЯД, МЯСО.
- Напиши самостоятельно: возят, носят, ходят, ловят.
- Напиши: Малыши ходят в садик.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ А-Я
- Послушай слова: РАД, РЯД.
В каком слове первый звук твердый, а в каком мягкий?
- Прочитай, потом спиши слова, вставляя вместо точек или букву А, или букву Я:
М . СЛО / М . СО / МИЛ . / ОЛ .
- Какой второй слог – ТА или ТЯ - в этих словах?
ВА . . / КА . .
- Какой второй слог – НА или НЯ – в этих словах?
БА . . / РА . .
- Какой второй слог – МА или МЯ – в этих словах?
ДИ . . / И . .
- В каждом из этих слов есть и буква А, и буква Я. Если догадаешься, то прочитаешь очень теплые и родные слова. Напиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.
М . МУЛ . / П . ПУЛ . / Б . БУЛ .
- В каждом из этих слов есть и буква А, и буква Я. Если догадаешься, то прочитаешь очень милые и приятные слова. Напиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.
УТ . Т . / КОТ . Т . / ЛИС . Т .
- Напиши предложения (не списывать): У Нади няня. Коля измял траву. Раин пряник упал.
ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ А, ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Я |
- Послушай предложения. Назови слово, в котором надо писать букву Я, … А. расскажи, почему ты так думаешь.
У Маши резиновый мяч. Грач не любит грязь.
У Клавы есть любимый пляж. У Паши пять книг.
- Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву А, или букву Я:
В В . ЗАХ В . НУТ АСТРЫ.
У ИГОР . БР . Т МОР . К.
ИР . ПОЛОЛ . ГР . ДКИ.
ЛИС . ТА ИГР . ЛИ В ПР . ТКИ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ С
- Придумай предложения с предлогом С.
Уметь отвечать на вопросы: сколько слов в твоем предложении? – какое первое слово (второе и т.д.) слово в твоем предложении?
- Составь предложения из этих слов: листик, дерева, упал, с / Вова, бабушкой, книгу, читают, с / трубы, дым, идет, из / потолке, люстра, висит, на / яму, лиса, упала, в / Димы, куртка, красная, у / закатился, мячик, шкаф, под / облака, белые, плывут, лесом, над.
- Послушай и назови предлоги:
Заглянула в дверь коза. Бежит курочка с ведром
Очень грустные глаза. Заливать кошкин дом.
(Н. Полякова) (С.Маршак)
Тили-тили-тили-бом! Вдруг откуда-то шакал
Был у кошки новый дом… На кобыле прискакал…
(С.Маршак) (К.Чуковский)
Е (гласная буква)
ЕВА – это имя девочки. Говори слово ЕВА, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в слове ЕВА? Какой первый слог в слове ЕВА?
Повтори: ЕЛИ. Говори слово ЕЛИ, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в слове ЕЛИ? Какой первый слог в этом слове?
Прочитай слово:
ЕВА
Покажи и прочитай первый слог слова ЕВА. Сколько букв в этом слоге?
Прочитай слово:
ЕЛИ
Покажи и прочитай первый слог слова ЕЛИ. Сколько букв в этом слоге?
Буква Е – это гласная буква. Запомни это, пожалуйста.
- Сколько слогов в слове лает? Назови первый слог этого слова. назови второй слог.
Выполните это задание со словами МОЕТ, РИСУЕТ, СТИРАЕТ.
- Какие буквы надо вставить вместо точек? Прочитай, потом спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
ЛА . Т МО . Т СТИРА . Т РИСУ . Т
- Напиши самостоятельно: Ева рисует ели. Ева моет пол.
- Сколько слогов в слове НОВЫЕ? Назови первый слог этого слова, … второй, …третий.
Выполните это задание со словами ЗЛЫЕ, СТАРЫЕ, УМНЫЕ, ГЛУПЫЕ, ДОБРЫЕ.
- Напиши: новые, умные, старые, глупые, злые, добрые, красные.
- Напиши: Бараны глупые. Волки злые. У Евы красные тапки.
Назови предлог в последнем предложении.
- Какие слова можно составить из этих слогов:
ВА Е / ЖИ Е
- Какое слово получится, если вместо точек написать букву Е?
. ГОР / . НОТ
* Какое слово можно составить из этих букв?
Д Е А / Л Е И
* Напиши: Егор, енот.
* Напиши (самостоятельно): Егор ел кашу. Енот много ест.
* Составь предложения из слов: Егор, Еленой танцевал, с / Емеля, печкой, разговаривает с / Емеля, печке, лежит, на.
Е ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ
ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ Э, ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Е
- Повтори: РЕПКА. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Р,?
- Говори слово РЕПКА, хлопай в ладоши и считай слоги.
- Сколько слогов в слове РЕПКА? Назови первый слог, назови второй слог.
Выполните это задание со словами БЕЛКА, ВЕТКА.
- Какие буквы надо написать вместо точек?
Р . ПКА Б . ЛКА В . ТКА
- Напиши самостоятельно: белка, репка, ветка.
- Напиши: Белка села на ветку. Вера ела репку.
- Прочитай, потом спиши все, что написано, вставляя пропущенные буквы.
ЭТО РУБАШКА. ОН . ГОЛУБ . ..
ЭТО ВЕДРО. ОН . ГОЛУБ . ..
ЭТО СУМКА. ОН . ГОЛУБ . ..
ЭТО ОБЛАКО. ОН . БЕЛ . ..
ЭТО БЕЛКА. ОН . РЫЖ . ..
ЭТО ЯБЛОКО. ОН . КРАСН . ..
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ К
- Послушай предложения и назови пропущенные предлоги.
Белка спит … дупле.
Воробей сидит … сосне.
Птицы летают … землей.
Зайчик спит … кустиком.
Лисята играют … лисой.
- Напиши самостоятельно предложения: Дети пришли к лесу. Лиса пришла к лисятам. Мышка пришла к мышатам, утка пришла к утятам.
- Составь предложения из слов: бельчата, маме, бегут, к / львята, папе, прибежали, к / щенок, мячиком, играет, с / норе, лисята, спят, в / Хрюша, лыжах, катается, на / жук, грибкам, сидит, под / цветами, бабочка, летает, над / кареты, царевна, вышла, из.
- Послушай и назови предлог.
Будет шубка хороша Ох, нелегкая это работа -
У большого малыша! Из болота тащить бегемота!
(И. Демьянов) (К. Чуковский)
Ю (гласная буква)
*Повтори: ЮРТА. Назови первый слог этого слова. назови второй слог.
Выполни это задание со словами ЮНГА, ЮБКА, ДАЮТ, ПОЮТ, КВАКАЮТ, КРЯКАЮТ.
*Напиши: Юля, юрта, юнга, дают, играют, квакают.
*Прочитай рассказ. Назови и подчеркни предлоги.
ЮЛЯ ПРИШЛА К ЮРЕ. У ЮЛИ КРАСНАЯ ЮБКА. У ЮЛИ ЮНГА. У ЮРЫ ЮЛА. ДЕТИ ВЕСЕЛО ИГРАЮТ.
К кому пришла Юля? Какая юбка у Юли? Какая игрушка у Юли? Какая игрушка у Юры? Что делают дети?
Придумай название рассказу.
*Напиши: У Юли юнга. У Юры юла. Дети играют.
*Какие слова можно составить из этих слов?
ТА ЮР / ЮН ГА / КА ЮТ КВА
*Какое слово получится, если вместо точки написать букву Ю?
КАТА . ЗНА . КА . ТА
*Какие слова можно составить из этих букв?
Л Ю А / Р Ю А / Л Ю Я
* Напиши самостоятельно: катаю, знаю, мою, каюта.
* Напиши: Я катаю Юру. Юля вышла из каюты.
* Составь предложения из слов: Юра, Юлей, играл, с / Юра, бабушке, прибежал, к / мальчик, юрты, вышел, из.
* Послушай загадку, отгадай её, назови слова, в которых надо писать букву Ю.
Летом вырастают, Целый день сегодня
Осенью опадают. Шью.
(листья) Я одела
Всю семью…
(Б. Заходер)
Ю ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ
Повтори: ТУК. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Т? Какую букву ты напишешь после буквы Т? Прочитай:
ТУК
Повтори: ТЮК. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Т,? Какую же букву надо написать после буквы Т, чтобы получилось слово ТЮК? Если написать букву У. то получится слово ТУК, а не ТЮК. После буквы Т надо написать букву Ю и читать: ТЮК. Прочитай:
ТЮК
ЗАПОМНИ, ПОЖАЛУЙСТА: ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПИШУТ БУКВУ У, А ПОСЛЕ МЯГКИХ – ПИШУТ БУКВУ Ю. |
*Повтори: Люда. Говори это слово, хлопай в ладоши и считай слоги. Назови первый слог в слове Люда. Назови второй слог. Какой первый звук в слове Люда? Этот звук твердый или мягкий?
Выполни это задание со словами ЛЮК, СЮДА, ЛЮСЯ, ВИШНЮ, ДЫНЮ, АНЮТА.
*Напиши слова: люк. Тюк, Люда, Люся, Анюта, Хрюша, брюки.
*Послушай предложение: ЛЮСЯ ГЛАДИТ БРЮКИ.
Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, - второе, - третье.
Выполните это задание с предложениями:
НА ДОРОГЕ ЛЮК.
ХРЮША ЛЮБИТ ВИШНЮ.
АНЮТА ЕЛА ДЫНЮ.
Напиши эти предложения.
*Напиши: лягушата, поросята.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ У – Ю
1. Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву У, или букву Ю.
ИЗ . М / З . БЫ / Р . КАВА / Р . КЗАК
- Какой второй слог – ТУ или ТЮ – в этих словах?
У . . ГИ ПЕ . . ХИ
- Какой второй слог – РУ или РЮ – в этих словах?
ХИТ . . ЛЯ КАСТ . . ЛЯ
- Какой первый слог – ЛУ или ЛЮ – в этих словах?
. . ДА . . ПА
- Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву У, или букву Ю.
ИНД . К СЕЛ НА СУНД . К.
У КАРК . ШИ БОЛИТ КЛ . ВИК.
ИВАН . ШКА Л . БИТ П . РЕ.
7. Напиши самостоятельно: Хрюшки ели ватрушки. Павлуша любит плюшки. Илюша ест клубнику.
Ё (гласная буква)
Повтори: ЁЖИК. Говори слово ЁЖИК, хлопай в ладоши и считай слоги. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог в слове ЁЖИК?
Прочитай слово:
Ё - ЖИК
Буква Ё – это гласная буква. Запомни это, пожалуйста.
- Какой первый слог в слове ЁЛКА? А какой в этом слове второй слог?
Выполните это задание со словами ЖУЁТ, ДАЁТ, МОЁ, ТВОЁ, ЁЖ.
- Напиши: ёлка, жуёт, клюёт, даёт.
- Напиши: Ёжик жуёт грибок. Маша даёт ёжику грибок. Павлин клюёт крошки.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
КА ЁЛ / ЖИК Ё / ЁТ КЛЮ
- Составь предложения из слов: сидит, ёлкой, под, ёжик / повесили, ёлку, на, игрушки / прибежали, ёлочке, медвежата, к.
- Отгадай загадку. Назови слова, в которых надо писать букву Ё.
Мохнатенькая, усатенькая, Из трубы вьётся,
Молоко пьёт, А в руки не даётся.
«Мур-мур» поёт. Дым
Кошка
Ё после согласных
Повтори: НОС. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Н?
Какую букву ты напишешь после буквы Н? Прочитай:
НОС
Повтори: НЁС. Какой первый звук в этом слове? Твердый или мягкий звук Н,?
Какую же букву надо написать после буквы Н, чтобы получилось слово НЁС? Если написать букву О, то получится слово НОС, а не НЁС. После буквы Н надо написать букву Ё и читать:
НЁС
Запомни, пожалуйста: после твердых согласных пишут букву О, после мягких – пишут букву Ё.
- Повтори: Лёня. Назови первый слог в этом слове. Назови второй слог. Какой первый звук в слове Лёня? Твердый или мягкий звук Л,?
Выполните это задание со словами нёс, вёл, рёва, тётя, идёт, живёт, грызёт.
- Напиши: нёс, вёл, Лёша, Лёня, Лёля, тётя, идёт, живёт.
- Напиши: Дядя Лёня принёс Лёшу. Тётя Лёля идёт из сада. Наш Лёва рёвушка.
Покажи и прочитай предлог.
- Отгадай загадки. Назови слова, в которых надо писать букву Ё.
В лесу живёт, Без рук, без топорёнка
В деревне кур крадёт. Построена избёнка.
Лиса Гнездо
Дифференциация О-Ё
* Покажи, не читая, слова, в которых первый согласный звук – мягкий. Как ты догадался? (см. предыдущую тему)
* Покажи, не читая, слова, в которых первый согласный звук – твердый. Как ты догадался?
Затем прочитай слова.
ТОМА ЛОЖА
ТЁМА ЛЁЖА
- Назови детёныша кошки, козы, коровы, лошади.
Напиши самостоятельно: котёнок, козлёнок, телёнок, жеребёнок.
- Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя или букву О, или букву Ё.
СТ . Л / Т . РКА / БР . ВИ / БР . ВНА
- Какой второй слог – РО или РЁ – в этих словах?
КО . . ВА / БЕ . . ЗА
- Какой второй слог – ЗО или ЗЁ – в этих словах?
У . . РЫ / О . . РА
- Какой второй слог – ЛО или ЛЁ – в этих словах?
ВО . . СЫ / КО . . СА
- Послушай предложения и назови слова, в которых надо писать букву Ё, затем назови слова, в которых надо писать букву О. расскажи, почему ты так думаешь?
Лёша сел на лошадь. Наш Егор хитёр.
По реке плывёт плот. В глазах у слоника слёзы.
- Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву О, или букву Ё.
СЛ . Н СЕЛ ПОД КЛ . Н.
АЛ . ША РАЗДАЛ Л . ЖКИ.
У Л . ДКИ НЕТ КОЛ . С.
ДЕДУШКА П . К ПИРОГ.
* Напиши предложения: Лёва мёл пол. Вова нёс вёсла. Матрос купил матрёшку.
* Послушай стихотворения. Назови сначала слова, в которых надо писать букву Ё, потом слова, в которых надо писать букву О.
Дам тебе я зёрен, О, если вы не придёте, -
А ты песню спой, Он утонет, утонет в болоте,
Что из стран далёких Умрёт, пропадёт
Принесла с собой. Бегемот!!!
Плещеев Чуковский
Ь (буква мягкий знак)
- Повтори слово: ЛОСЬ.
Назови все звуки по порядку в этом слове. Какой последний звук в слове ЛОСЬ? Твердый или мягкий звук С,? Сколько звуков в слове ЛОСЬ?
Прочитай слово:
ЛОСЬ
Сколько букв в слове ЛОСЬ? А сколько звуков в этом слове?
Выполни это задание со словом КОНЬ.
- Напиши слова: лось, конь.
- Какой последний звук в слове ХОРЬ? – УГОЛЬ? Прочитай слова:
ХОРЬ УГОЛЬ
- Закройте мягкий знак в этих словах.
Во что превратился хорь? (хор) Во что превратился уголь? (угол)
Никогда не забывай писать мягкий знак!
- Напиши: соль, боль, мать, пять, день, лень, тень, гулять.
- Напиши предложения: Лось сел на пень. Мать купила соль. Буратино лень ходить в школу. Хрюша спал весь день. Конь работал весь день.
Назови предлоги.
Ь в середине слова
- В середине слова тоже бывает мягкий знак. Дели слова не слоги и пиши: Ольга, пальто, коньки, больно, деньки, Мальвина.
- Прочитай рассказ.
МАЛЬВИНА И БУРАТИНО ПОШЛИ ГУЛЯТЬ. МАЛЬВИНА В НОВОМ ПАЛЬТО. У МАЛЬВИНЫ КУКЛА ОЛЬГА. МАЛЬВИНА КАТАЛА ОЛЬГУ НА САНКАХ. БУРАТИНО БЕГАЛ НА КОНЬКАХ. БУРАТИНО УПАЛ. ЕМУ БОЛЬНО.
В чем гуляла Мальвина?
Как звали ее куклу?
Как Мальвина играла с куклой?
Чем занимался на прогулке Буратино?
Что случилось с Буратино?
Как бы ты назвал этот рассказ?
Как ты думаешь, что было после того, как Буратино упал?
Расскажи об это невеселой прогулке с начала и до конца.
- Напиши: У Мальвины кукла Ольга. У Ольги два пальто. У Мальвины пять пальто.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
ТО ПАЛЬ / ГА ОЛЬ / ГИ ДЕНЬ
- Какое слово получится, если вместо точки поставить мягкий знак?
ИЮН . / ИЮЛ . / ПИС . МО
- Какие слова можно составить из этих букв?
Ь А Т М / С Л О Ь / Я Ь Т П
- Напиши (самостоятельно, конечно): июнь, июль, деньги, карась, альбом.
- Напиши: Я иду спать. Мать устала стирать. У Ольги два письма.
- Составь предложения из слов: Мальвина , Буратино, бежит, к / льду, Буратино, лежит, на.
Й (звук согласный звонкий)
- Напиши (диктуй себе по слогам): трамвай, розовый, голубой, зелёный, Айболит.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
КА ЗАЙ / КА МАЙ / ЛИТ АЙ БО
- Какие слова можно составить из этих букв?
В Й О / М Й А
- Напиши самостоятельно: сарай, муравей, попугай.
- Напиши: Зайка играл с лисой. Юрий искал лейку.
- Составь предложения из слов: муравей, муравейнику, бежит, к / соловей, саду, пел, в.
- Отгадать загадки, выучить их наизусть. Назвать слова со звуком й.
Кто в лесу зимой холодной Конь стальной,
Ходит злющий и голодный? Хвост льняной.
(волк) (иголка с ниткой)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ ЗА
- Назови предлоги, которые уже знаешь.
- Напиши самостоятельно: Мама ушла за грибами. За соснами домик. Лисята играют за кустами.
- Придумай предложения с предлогом ЗА.
- Составь предложения из слов: дерево, котёнок, спрятался, за / дверью, Вова, стоит, за / лиса, упала, колодец, в / крыше, снег, лежит, на / котёнок, дивана, спрыгнул, с / лакает, блюдца, молоко, котёнок, из / рекой, вертолёт, летит, над / спит, креслом, щенок, под / дедушке,
внучка, пришла, к / Машеньки, косы, длинные, у.
Ч (согласный глухой звук)
- Напиши (письмо под диктовку): бочонок, мамочка, белочка, Леночка, мяч, врач, чижик, лечит, вечер, мальчик, ключик, дочка, речка.
- Напиши предложения: Врач лечит мальчика. Дочка нашла ключик.
Звук Ч – всегда мягкий, но после буквы Ч никогда не пишут буквы Я и Ю. После буквы Ч пишут буквы А и У. Запомни это, пожалуйста. ЧА всегда пишем с буквой А ЧУ всегда пишем с буквой У |
- Напиши: дача, чулок, чудак, чашка, чайник, чулочки.
- Напиши предложения: Дочка пила чай. Мама купила чайник.
- Какие слова можно составить из этих слов?
ДАК ЧУ / ЧОК БА КА / НОК ЧО ВОЛ
- Какой слог – ЧА или ЧУ – надо написать вместо точек, чтобы получилось слово?
. . ЧЕЛО / ДОБЫ . .
- Какие слова можно составить из этих букв?
Й А Ч / Ч Т А У / Д Ч К О А
- Напиши: туча, учусь, кабачок, волчонок.
- Напиши: Синичка играла с жучком. Лисичка пришла к зайчику.
- Составь предложения из слов: сидит пчела цветке на / бежит курочка курятник в.
- Отгадай загадки, назови слова со звуком Ч.
Его бьют, а он не плачет, Спереди пятачок, сзади крючок.
Веселее только скачет.
Мяч Поросёнок
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - ТЬ
- Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или слово ЧИЖИК, или слово ТИХО.
НА ЛИПЕ СИДЕЛ . . . .
ВОВА ИГРАЛ . . . .
- Прочитай, потом спиши слова, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.
. ЕЛЕГА / . АСЫ / О . КИ / КОС . ЮМ
- Какой второй слог – ЧА или ТЯ – в этих словах?
КОС . . / ТУ . .
- Какой второй слог – ЧИ или ТИ – в этих словах?
ГРА . . / ГОС . .
- Какой второй слог – ЧИК или ТИК – в этих словах?
БАН . . / ПАЛЬ . .
- Какой второй слог – ЧО или ТЁ – в этих слогах?
ВОЛ . . НОК / У . . НОК
- Прочитай, потом спиши стишок, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.
ПОШЁЛ КО . ИК НА УЛО . КУ.
КУПИЛ КО . ИК БУЛО . КУ.
- Придумай два предложения: одно со словом ПЕЧКА, другое словом ПЕТЬКА.
- Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.
КОС . Я ЕЛ АЛЫ . У.
МАЛЬ . ИК ПРИБИЛ НА С . ЕНУ КРЮ . ОК.
ДЯДЯ ПЕ . Я КУПИЛ ОБРУ . И.
НАС . Я КА . АЛАСЬ НА КА . ЕЛЯХ.
Ц (звук согласный глухой)
- Какие слова можно составить из этих слогов?
У ЦА ЛИ / ТЕЦ О / О РЕЦ ГУ
- Какое слово получится, если вместо точек написать слог -цо? – ца?
ЯЙ - . .
- Какие слова можно составить из этих букв?
Ч И Л О / Й А З Ц Ы
- Напиши: лицо, яйцо, овца, яйца, улица, куница, курица, цукаты, цыплята, цапля, зайцы.
- Напиши: Курица вышла на улицу. Курица кормит цыплят. У курицы много яиц. Мама купила яйца.
- Составь предложения из слов: отца больницу, положили, в / хлеб, вынул, папа, хлебницы, из.
- Отгадай загадку. Выучи её наизусть. Назови слова со звуком Ц.
ДВА КОЛЬЦА, ДВА КОНЦА,
А ПОСЕРЕДИНЕ ГВОЗДИК.
Ножницы
* Вспомни и скажи слова, в которых есть звук Ц. Скажешь слово и рассказывай, в начале, в конце или в середине его звук Ц.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц-С
* Напиши слова: цирк, сыр, цепь, семь, кисель, луковица, боец, автобус, карась, молодец.
* Запоминай по два слова и пиши: цукат – судак; свет – цвет; бусинка – царапинка.
* Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ц, или букву С.
. АРЬ / . ОР / ОТЕ . / ЛЕ .
- Какой второй слог – ЦА или СА – в этих словах?
ЛИ . . ОВ . .
- Какой третий слог – ЦЫ или СЫ – в этих словах?
ОГУР . . ВОЛО . .
- Какой третий слог – СА или ЦА – в этих словах?
КОЛЁ . . БОЛЬНИ . .
- Прочитай, а потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или букву Ц, или букву С.
ЛАРИ . А ВЫШЛА НА УЛИ . У.
БАР . УК УПАЛ В КОЛОДЕ . .
У НА . МНОГО БЛЮДЕ . .
У А . И . ИНИЕ РУКВИ . Ы.
- Напиши предложения: Куница играла с лисой. У сына на руках цыпки. Соня искала ножницы.
Назови предлоги.
Щ (звук согласный глухой)
- Напиши: плащ, щенок, щётка, ящик, овощи.
- Напиши предложения: У папы новый плащ. В ящике спит щенок. Мама варит щи.
Назови предлоги.
Звук Щ – всегда мягкий, но после буквы Щ никогда не пишут буквы Я и Ю. После буквы Щ пишут буквы А и У. Запомни это, пожалуйста. ЩА всегда пишем с буквой А ЩУ всегда пишем с буквой У |
- Напиши: роща, пища, щука, пищат.
- Напиши: Щука искала пищу. Я ищу рощу. Щенки пищат.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
КА ЩЁТ / ВЕЛЬ ЩА / ЩИ КЛЕ
- Какие слова можно составить из этих букв?
А Щ О Р / А П Щ И / У К А Щ
- Напиши: лещ, плющ, вещи, клещи, плащи.
- Напиши: Мой папа гонщик. Мой брат выдумщик.
- Составь предложения из слов: мышка, щель, юркнула, в / болит, Вовы, щека, у.
- Назови слова со звуком Щ.
А совища из лесища
Глазами-то хлоп-хлоп!
А козлище из лесища –
Ногами-то топ-топ!
Дифференциация Щ – Ч
Запомни, пожалуйста, как правильно писать.
ЧА и ЩА ВСЕГДА ПИШЕМ С БУКВОЙ А ЧУ и ЩУ ВСЕГДА ПИШЕМ С БУКВОЙ У |
- Напиши: чёлка, щёлка, плач, плащ, чётко, щётка.
- Напиши: У Толи в руках щётка. Оля говорит чётко.
- Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.
МЕ . / ЛЕ . / ПЛЕ . И / КЛЕ . И
- Какой первый слог – ЧА или ЩА – в этих словах?
. . СИКИ / . . ВЕЛЬ
- Какой первый слог – ЧУ или ЩУ – в этих словах?
. . ПАТЬ / . . ДЕСА
- Какой первый слог – ЧИ или ЩИ – в этих словах?
. . ТАТЬ / . . ПАТЬ
- Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.
МАЛЬ . ИКИ ПРИШЛИ В ПЕ . ЕРУ.
ЛИСИ . КА ПРОСИТ ПРО . ЕНИЯ У ЗАЙ . ИКА.
БАБУШКА УГО . АЛА . АЕМ КРАСНУЮ ШАПО . КУ.
ЕМЕЛИНА . УКА – ЭТО . УДО.
- Прочитай, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Щ.
В СИНЕМ НЕБЕ ЗВЁЗДЫ БЛЕ . УТ,
В СИНЕМ МОРЕ ВОЛНЫ ХЛЕ . УТ.
ТУ . А ПО НЕБУ ИДЁТ,
ЛОДКА ПО МОРЮ ПЛЫВЁТ.
Из какой сказки эти строки? Назови имя, отчество и фамилию автора этой сказки.
Ф (звук согласный глухой)
*Напиши: Фёдор, Фёкла, кофта, туфля, много туфель.
* Напиши: Фёкла искала туфлю. У Фени много туфель. Кот Филя сидит под шкафом. У машины фары. Назови предлоги.
- Какие слова можно составить из этих слогов?
ФИР ЗЕ / ДОР ФЁ / ЛЯ ТУФ
- Какое слово получится, если вместо точек написать слог ФЕ?
КОН . . ТА / КО . .
- Какие слова можно составить из этих букв?
А А Р Ж / Е Я Ф Д / Ф О А Т К
- Напиши: жираф, фикус, форма, ферма, фабрика.
- Напиши: Федя искал фишку. Тётя Феня ушла на фабрику. У тётушки Фёклы синий сарафан. У дедушки Феди красный кафтан. У дядюшки Феди красный жилет.
- Составь предложения из слов: фольга, Федя, делал, фонарик, из / пришла, Золушке, фея, к.
- Прочитайте ребенку. Пусть назовёт слова со звуком Ф.
Флот плывет к родной земле, А фарфоровые блюдца
Флаг – на каждом корабле. Над Федорою смеются…
(С. Маршак) (К. Чуковский)
Дифференциация Ф – В
- Прочитай, потом спиши эти предложения, вставляя вместо точек или слово ФАРА, или слово ВАРЯ.
ИЗ ДОМА ВЫШЛА … .
У МАШИНЫ НОВАЯ … .
- Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Ф, или букву В.
. ЕРА / . ИКУС / ПО . АР / КЕ . ИР
- Какой первый слог – ФО или ВО – в этих словах?
. . КУС / . . РОН
- Какой второй слог – ФЫ или ВЫ – в этих словах?
СЛИ . . / ШАР . .
- Какой первый слог – ФА или ВА – в этих словах?
. . МИЛИЯ / . . ЛЕРИЯ
- Прочитай стихи, вставляя вместо точек или букву Ф. Или букву В.
НОСИТ ОДУ . АНЧИК
ЖЕЛТЫЙ САРА . АНЧИК.
ДЯДЯ . ЁДОР КУПИЛ ТЕ-ЛЕ- . И ЗОР.
ТЁТЯ С . ЕТА КУПИЛА Д . Е БАНКИ КО . Е.
ДЕЛЬ . ИН ХОРОШО ПЛА . АЕТ.
- Напиши самостоятельно предложения.
Ваня нюхал фиалки. Малыш вылил из флакона духи. Федя научился наливать воду из сифона.
Ъ (буква твёрдый знак)
* В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твёрдый знак.
* Произнеси: съела, съел, въехал, подъехал, объехал.
Все эти слова пишутся с твёрдым знаком.
*Теперь напиши под диктовку эти слова.
*Напиши: Хрюша съел груши. Котик объехал горку. Пушок въехал в лес. Барсик съел рыбку.
__________________________________________________________________ Литература
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. СПб., 1998
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб., 1999
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
Нищева Н.В. Мой букварь. – СПб., Детство-пресс, 2000
Гудкова Т.Н.,
учитель-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Закрепление звуков “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятии закрепляются представления детей о поня...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема "Звуковая культура речи. Произношение звуков "л, ль", "р,рь"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление....