Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема "Звуковая культура речи. Произношение звуков "л, ль", "р,рь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.11.gramota.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
22.11.2018
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Подготовила воспитатель Николаевская М.О.
Тема: «Звуковая культура речи. Произношение звуков л, ль, р, рь»
Цели: закрепить произношение звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ в речи;
Задачи: совершенствовать грамматический строй речи; развивать фонематический слух, связную речь, творческое воображение, внимание; упражнять детей в различении звуков [л, ль] —[ р, рь] в слогах, словах; учить слышать звук в слове, определять его положение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: мяч, предметные картинки.
Ход НОД:
- Мотивация
- Ребята, любите ли вы мультфильмы про Смешариков? А помните ли вы как их зовут?
Сегодня к нам на занятие пришли ваши любимые герои. Кто они? Лосяш и Крош.
- Назовите, пожалуйста, первый звук в имени этого смешарика («Л» – Лосяш).
- Назовите, пожалуйста, второй звук в имени этого смешарика («Р» – Крош).
Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение этих звуков.
У каждого звука есть буква. Найдите мне, пожалуйста, букву звука «Л», букву звука «Р». Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу.
Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
- Постановка цели
- Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания. Готовы справляться с ними?
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
1. Игра "Услышь звук» (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р, рь], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л, ль], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва,ля, на, ра, са, ла,ри, да, ра, фа,ря, ла, ка, ча, ле, ла, ра и т.д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают, ляля, река, листок, ребёнок и т.д.
2.Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).
Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р, рь]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л, ль.
3. Игра «Измени слово»:
– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)
- Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л, ЛЬ» или «Р,РЬ» должен быть первым (Рысь,Река, Лужи,Люк, Работа, Лапа, Рисунок, Лебедь)
4.Игра «Что у кого?»:
У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).
У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л,ЛЬ», а Мила любит предметы со звуком «Р,РЬ». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок, лейка-рейка).
Физминутка «Буратино»
5.Игра «Скажи, какой?» (образование относительных прилагательных)
Снасть для рыболова – рыболовная снасть
Матрац из поролона – поролоновый матрац
Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт
Каша из перловки – перловая каша
Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир
Скорлупа от яйца – яичная скорлупа
Браслет из кораллов – коралловый браслет
Лак из перламутра – перламутровый лак
Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер
6.Задание «Сказочное»:
Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?
«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»
7. Игра «Я начну, а ты закончи».
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ- нет машины без руля.
РА-РА-РА-мышкин домик звать нора.
ЛА-ЛА-ЛА- подметать нужна метла.
РИ-РИ-РИ-скрасной грудкой снегири.
ЛО-ЛО-ЛО- в раму вставлено стекло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- дали дворнику метлу.
РЫ-РЫ-РЫ- надуваем мы шары.
РУ-РУ-РУ – сосны стройные в бору.
- Самостоятельная деятельность воспитателя с детьми.
Определить место положения звука в слове. Воспитатель называет слова, дети выкладывают на схеме фишкой положение звука в слове.
- Рефлексия
Смешарикам очень понравилось, как вы занимались.
Что мы сегодня делали на занятии?
С какими звуками работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Закрепление звуков “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятии закрепляются представления детей о поня...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ» Цели: 1. Обучающие 1) Закрепить правильное произношение звуков ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР...