Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Николаевская Марина Олеговна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема "Звуковая культура речи. Произношение звуков "л, ль", "р,рь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.11.gramota.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

22.11.2018

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Подготовила воспитатель Николаевская М.О.

Тема: «Звуковая культура речи. Произношение звуков л, ль, р, рь»

Цели: закрепить произношение звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ в речи;

Задачи: совершенствовать грамматический  строй речи; развивать фонематический  слух, связную речь, творческое воображение, внимание; упражнять детей в различении звуков [л, ль] —[ р, рь] в слогах, словах; учить слышать звук в слове, определять его положение; воспитывать доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Оборудование: мяч, предметные картинки.

Ход НОД:

  1. Мотивация

- Ребята, любите ли вы мультфильмы про Смешариков? А помните ли вы как их зовут?

Сегодня к нам на занятие пришли ваши любимые герои. Кто они? Лосяш и Крош.

- Назовите, пожалуйста, первый звук в имени этого смешарика («Л» – Лосяш).

- Назовите, пожалуйста, второй звук в имени этого смешарика («Р» – Крош).

Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение этих звуков.

У каждого звука есть буква. Найдите мне, пожалуйста, букву звука «Л», букву звука «Р». Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу.

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

  1. Постановка цели

- Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания. Готовы справляться с ними?

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

1. Игра "Услышь звук» (определение наличия звука в слогах и словах).

 Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р, рь], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л, ль], попробуйте позвонить  в «колокольчик».

Будьте внимательны: ла, ва,ля, на, ра, са, ла,ри, да, ра, фа,ря, ла, ка, ча, ле, ла, ра и т.д.

(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)

Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи,  ползают, прыгают, ляля, река, листок, ребёнок и т.д.

2.Игра "Подбери  слово" (подбор слов на заданный звук).

Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р, рь]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)

А теперь назовите мне слова со звуком л, ль.

3. Игра «Измени слово»:

– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)

- Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л, ЛЬ» или «Р,РЬ» должен быть первым (Рысь,Река, Лужи,Люк, Работа, Лапа, Рисунок, Лебедь)

4.Игра  «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л,ЛЬ», а Мила любит предметы со звуком «Р,РЬ». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок, лейка-рейка).

Физминутка «Буратино»

5.Игра «Скажи, какой?» (образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова – рыболовная снасть

Матрац из поролона – поролоновый матрац

Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт

Каша из перловки – перловая каша

Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир

Скорлупа от яйца – яичная скорлупа

Браслет из кораллов – коралловый браслет

Лак из перламутра – перламутровый лак

Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

6.Задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

7. Игра «Я начну, а ты закончи».

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ- нет машины без руля.

РА-РА-РА-мышкин домик звать нора.

ЛА-ЛА-ЛА- подметать нужна метла.

РИ-РИ-РИ-скрасной грудкой снегири.

ЛО-ЛО-ЛО- в раму вставлено стекло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- дали дворнику метлу.

 РЫ-РЫ-РЫ- надуваем мы шары.

РУ-РУ-РУ – сосны стройные в бору.

  1. Самостоятельная деятельность воспитателя с детьми.

Определить место положения звука в слове. Воспитатель называет слова, дети выкладывают на схеме фишкой положение звука в слове.

  1. Рефлексия

Смешарикам очень понравилось, как вы занимались.

Что мы сегодня делали на занятии?

С какими звуками работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Закрепление звуков “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятии закрепляются представления детей о поня...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте  Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ» Цели: 1. Обучающие 1) Закрепить правильное произношение звуков ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР...