Проектирование основных лексических тем
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Проектирование основных лексических тем посредством лексико-грамматических составляющих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектирование | 116.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматическая составляющая перспективного плана занятий по развитию речи | |||||||
Лексическая тема | Словарь | Грамматический строй | |||||
Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, | Подбор определений к словам- | ||||||
Семья. | кормить, одевать, обувать, купать, расти, красный, | существительным женского и | |||||
Знакомство с | желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, | мужского рода, согласование | |||||
группой. | существительных с | ||||||
прилагательными и глаголами. | |||||||
Подружись со | Друг, группа, один, много, я, мы, мой, моя, хорошо, | Согласование местоимений с | |||||
мной. Имена | плохо, дружить, делиться, помогать, защищать | существительными, подбор | |||||
детей | глаголов к существительным. | ||||||
Комнатные | Растение, фиалка, герань, фикус, бальзамин, корень, | Подбор определений к словам- | |||||
растения | стебель, цветок, листья, земля, вода, свет, подоконник, | существительным женского и | |||||
сажать, поливать, рыхлить, распускаться, вянуть, | мужского рода, правильное | ||||||
ухаживать, расти, цвести, пахнуть, комнатный, яркий, | согласование. | ||||||
красивый, нежный, ароматный, цветущий. | |||||||
Любимые | Мяч, кубики, кукла, машинка, мишка, колесо, круг, | Подбор | определений | к | |||
игрушки | голова, рука, нога, лапа, бросать, катать, играть, строить, | существительным | мужского | и | |||
хороший, плохой, круглый, красивый, быстрый, он, она | женского | рода, | правильное | ||||
согласование; | подбор глаголов | к | |||||
существительным. | |||||||
Осень, трава, цветы, листья, лужи, деревья, дождь, небо, | Подбор определений к словам: | ||||
Осень | тучи, наступить, прийти, капать, опадать, желтеть, | листочки, погода, трава и т.д.; | |||
вянуть, идти (дождь), золотая, теплая, солнечная, | усвоение предлогов «у, на, в, к». | ||||
пасмурная, дождливая, хмурая, желтая, серое (небо). | |||||
Овощи | Капуста, морковь, огурец, картофель, помидор, редис, | Уменьшительная форма слова: | |||
свекла, перец, лук, срывать, мыть, чистить, варить, | огурец – огурчик, морковь - | ||||
кислый, грязный, сочный, свежий, зеленый, красный, | морковка. Подбор действий к | ||||
желтый, круглый, овальный, маленький, большой. | существительным: огурцы | ||||
срывают, картошку копают. | |||||
Описание по схеме: «Морковь | |||||
сладкая, оранжевая, твердая». | |||||
Фрукты | Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива, срывать, | Уменьшительная форма слова: | |||
мыть, резать, варить, есть, сладкий, душистый, кислый, | яблоко – яблочко, множественное | ||||
сочный, вкусный, зеленый, красный, желтый, синий, | число существительных: яблоки, | ||||
круглый, овальный, маленький, большой. | груши, сливы. Описание по схеме: | ||||
яблоко круглое, зеленое, кислое, | |||||
твердое. | |||||
Деревья. | Лес, листья, береза, ель, клен, ствол, ветки, корень, | Согласование прилагательных с | |||
Грибы, ягоды | лукошко (корзинка); ножка, шляпка, брусника, малина, | существительными: березовый | |||
клюква, расти, прятаться, собирать, срезать, жарить, | лист. Множественное число | ||||
варить, кушать, белый, темный, желтые, зеленые, | существительных: стволы, корни и | ||||
красные, съедобный, большой, маленький, красивый, | т.д. Уменьшительная форма слов: | ||||
несъедобный. | елочка, грибочек. Усвоение | ||||
предлогов «в, на под, за». | |||||
Брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, | Согласование существительных с | |||||
носки, колготки, рукава, карман, пуговица, ботинки, | прилагательными в роде, числе и | |||||
Осенняя | ||||||
одежда и | сапоги, день, ночь, чистая, грязная, красивая, одеваться, | падеже: теплая кофта, теплые | ||||
обувь | надевать, снимать, застегивать, расстегивать, бегать, | кофты, пришили пуговицы к кофте, | ||||
прыгать, тепло, холодно, впереди, сзади, вверху, внизу. | застегнули пуговицы на кофте. | |||||
Дикие | Осень, лес, медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, | Согласование существительных с | ||||
животные | медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, ежонок, | прилагательными в роде и числе: | ||||
осенью | бельчонок, морда, шерсть, иголки, хвост, лапы, жить, | трусливый заяц, трусливые зайцы; | ||||
прыгать, скакать, ловить, охотиться, спасаться, сильный, | быстрая белка, быстрые белки. | |||||
слабый, косолапый, трусливый, пушистый, колючий, | Уменьшительная форма: заяц – | |||||
зубастый, быстрый, хитрая, ловкая. | зайчик, белка – белочка и т.д. | |||||
Домашние | Собака, кошка, лошадь, коза, корова, свинья, рога, | Образование множественного | ||||
животные | копыта, грива, морда, шерсть, доить, ухаживать, | числа существительных: лошади, | ||||
кормить, мыть, пасти, жевать, бодать, лаять, мяукать, | коровы, козы и т.д. Образование | |||||
сторожить, злая, рогатая, быстрая, домашняя, ласковая, | существительных винительного | |||||
пушистая, большая, маленькая. | падежа множественного числа: | |||||
коров, собак, кошек, лошадей. | ||||||
Мишка- | Глаз, нос, ухо, рот, спина, живот, руки, ноги, лапы, хвост, | Употребление имен | ||||
топтыжка | есть, пить, сидеть, лежать, ходить, смотреть, говорить, | существительных в родительном | ||||
(части лица и | слушать, вот, здесь, на, у. | падеже: много ушей, рук, ног, лап. | ||||
тела) | Соотнесение действий со словом: | |||||
глаза …видят, уши …слышат. | ||||||
Составление сложных | ||||||
предложений: глаза нужны, чтобы | ||||||
смотреть и т.д. |
Зима, снег, мороз, ветер, вьюга, снегопад, сугробы, лед, | Согласование существительных с | ||||
Зима. Зимние | снежинка, снеговик, лыжи, санки, снежки, коньки, | глаголами: катаюсь на санках, | |||
забавы | мести, дуть, падать, катать, скользить, сверкать, | ловлю снежинки, леплю снеговика. | |||
морозная, холодная, сильный, легкий, пушистый, | Правильное употребление | ||||
красивый, блестящий, холодно, морозно, ветрено. | существительных в предложном | ||||
падеже: на лыжах, на коньках, на | |||||
санках. | |||||
Мебель | Стол, стул, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, | Употребление существительных с | |||
красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, | предлогами в предложном падеже: | ||||
круглый, квадратный, длинный, короткий, вверху, внизу, | на стуле; творительном падеже: за | ||||
много, мало, в, на, у. | столом; в родительном падеже: со | ||||
стула, со шкафа. | |||||
Зима (зимняя | Шапка, шуба, штаны, кофта, шарф, валенки, сапоги, | Уменьшительная форма слов: | |||
одежда и | варежки, брюки, надеть, застегнуть, постирать, беречь, | шапка – шапочка, брюки – брючки. | |||
обувь) | красивая, новая, старая, длинная, короткая, теплая, | Образование множественного | |||
верхняя. | числа существительных в | ||||
родительном падеже: нет шапок, | |||||
много кофт. Употребление | |||||
существительных с предлогами: за, | |||||
около, у. | |||||
Новогодний | Зима, снег, елка, праздник, треугольник, треугольный, | Образование существительных в | |||
праздник | Дед Мороз, Снегурочка, подарок, зеленый, красивый, | различных падежах: родительном: | |||
«Елка» | радостный, веселый, добрый, украшать, играть, петь, | много шаров, игрушек; дательном: | |||
веселиться, приносить, дарить, холодно, получать, | радуюсь елке, празднику; | ||||
много, вверху, внизу, один, два, три, в, на, у. | Согласование существительных с | ||||
прилагательными: красивая елка, | |||||
добрый Дед Мороз, большие шары. |
День, утро, вечер, ночь, солнышко, спать, зарядка, | Совершенствование умения детей | ||||
День и ночь | ложиться, вставать, темно, светло. | согласовывать прилагательные с | |||
существительными в роде, числе, | |||||
падеже, употреблять | |||||
существительные с предлогами «в, | |||||
на, за» при составлении | |||||
предложений по картинкам. | |||||
Продукты | Суп, сок, чай, молоко, хлеб, булочка, рыба, колбаса, | Употребление имен | |||
питания. Труд | тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, сладкий, горький, | существительных и | |||
продавца | кислый, вкусный, холодный, горячий, круглый, | прилагательных в форме | |||
квадратный, треугольный, есть, пить, вкусно, много, | родительного падежа, имен | ||||
мало, утро, день, вечер, ночь. | существительных в форме | ||||
единственного и множественного | |||||
числа. | |||||
Труд врача | Врач, доктор, шпатель, шприц, укол, лекарство, больной, | Активизация прилагательных, | |||
здоровый, добрый, умный, ласковый, заботливый, | составление распространенных и | ||||
болеть, лечить. | сложных предложений по | ||||
картинкам. |
Дикие птицы | Птица, клюв, крылья, лапки, ворона, воробей, голубь, | Построение конструкций с |
зимой | сорока, сова, дятел, синица, снегирь, грудка, стая, гнездо, | предлогами «в, на, за», выполнение |
кормушка, летать, садиться, прыгать, клевать, зимовать, | трехступенчатых инструкций; | |
кормить, добывать, ловить, стучать. | согласование числительных с | |
белый, черный, маленький, большой, дикая, желтая, | существительными: «одна ворона, | |
красная, острые, длинный, короткий, толстый. | две вороны, много ворон». |
Тарелка, чашка, ложка, вилка, круг, квадрат, треугольник, | Образование имен | |||||
красный, желтый, синий, зеленый, большой, маленький, | прилагательных от | |||||
Посуда. Труд | ||||||
повара | круглый, квадратный, треугольный, короткий, длинный, мне, | существительных: мясной, | ||||
тебе. | овощной и т.д. Составление | |||||
предложений с однородными | ||||||
членами: «Я поставил на стол | ||||||
тарелку, положил ложку, вилку». | ||||||
Домашние птицы | Утка, гусь, индюк, курица, петух, хвост, лапки, голова, глаза, | Употребление существительных с | ||||
туловище, крылья, перья, клюв, клевать, пить, летать, | предлогами «в, под», образование | |||||
плавать, пищать, крякать, махать, бегать, ходить, красивый, | уменьшительной формы | |||||
большой, маленький, голосистый, маленький, задиристый, | существительного, согласование | |||||
один, много, один, два, три, больше, меньше, в, на, у. | существительных с | |||||
числительными. | ||||||
Дикие животные | Зима, лес, медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, морда, | Подбор определений к словам, | ||||
зимой | шерсть, иголки, хвост, лапы, жить, прыгать, скакать, ловить, | правильное их согласование; | ||||
охотиться, спасаться, холодный, сильный, слабый, | использование предлогов: «на, | |||||
косолапый, трусливый, пушистый, колючий, | зубастый, | под»; построение фразы из 3-4 | ||||
быстрый, хитрая, ловкая. | слов: «Зайка грызет морковку под | |||||
елкой» с использованием схем. | ||||||
Домашние | Собака, кошка, лошадь, коза, корова, свинья, рога, копыта, | Употребление существительных | ||||
животные и их | грива, морда, шерсть, щенок, котенок, жеребенок, козленок, | единственного и множественного | ||||
детеныши | теленок, поросенок, доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, | числа, обозначающих детенышей | ||||
жевать, бодать, лаять, мяукать, сторожить, злая, рогатая, | животных. | |||||
быстрая, домашняя, ласковая, пушистая, большая, маленькая. |
Мама, бабушка, девочка, праздник, мимоза, цветок, солнце, | Подбор определений к | ||||
длинный, короткий, такой же, одинаковый, поздравлять, | существительным и правильное | ||||
Мамин праздник | |||||
любить, петь, танцевать, рисовать, дарить, в, на, у. | согласование; актуализация | ||||
прилагательных: длинный, | |||||
короткий, одинаковый, разный. | |||||
Знакомство с | Вода, вкус, запах, дождь, снег, лед, лягушка, рыбка, лебедь, | Подбор определений к | |||
водой | гусь, рак, переливается, течет, льется, растворяться, купаться, | существительным и правильное | |||
мыться, варить, мыть, холодная, теплая, прозрачная, | согласование; согласование имен | ||||
безвкусная, текучая. | существительных с | ||||
местоимениями «моя рыбка», | |||||
мой стакан». | |||||
Весна | Весна, лужи, ручьи, льдины, птицы, почки, листочки, трава, | Образование уменьшительной | |||
подснежник, сосульки, гнездо, скворечник, грач, ласточка, | формы существительного: | ||||
наступить, прийти, шуметь, прилетать, журчать, таять, греть, | снежок, водичка, ручеек, лодочка, | ||||
светить, темнеть, чирикать, щебетать, теплая, холодная, | кораблик; употребление | ||||
радостная, веселые. | существительных | ||||
множественного числа в | |||||
родительном падеже. | |||||
Дикие птицы | Грач, скворец, воробей, ворона, сорока, кукушка, дятел, | Употребление существительных | |||
весной | ласточка, соловей, гнездо, скворечник, птенец, летать, | единственного и множественного | |||
кормить, клевать, щебетать, прилетать, взлетать, быстрые, | числа в родительном падеже, | ||||
веселые, дружные, звонкие, мелкие, острый, короткий, | подбор признаков к словам. | ||||
пушистый. | |||||
Бумага, ткань, шуршать, мять, рвать, шить, шероховатая, гладкая, | Подбор определений и | ||||
Свойства бумаги и | прочная, толстая, тонкая, разноцветная. | глаголов к существительным: | |||
ткани | «бумага, ткань»; употребление | ||||
сложных предложений. | |||||
Дикие животные | Весна, лес, медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, морда, шерсть, | Употребление предлогов «в, | |||
весной | иголки, хвост, лапы, жить, прыгать, скакать, ловить, охотиться, | на, под, за, около», | |||
спасаться, холодный, сильный, слабый, косолапый, трусливый, | сравнительных | ||||
пушистый, колючий, зубастый, быстрый, хитрая, ловкая. | прилагательных; | ||||
использование детьми | |||||
сложных предложений при | |||||
ответах на вопросы. | |||||
Транспорт. Труд | Машина, автобус, трамвай, троллейбус, руль, сидение, круг, | Использование предлогов «в, | |||
водителя | круглый, треугольник, дорога, тротуар, переход, светофор, ехать, | на, около, перед, за, от»; | |||
идти, много, мало, тут, там, впереди, сзади, в, на, у. | образование приставочных | ||||
глаголов от слова «ехали»; | |||||
образование существительных | |||||
в родительном падеже. | |||||
Дома | Город, дом, соседи, улица, памятник, двор, цирк, школа, парк, | Употребление | |||
почта, магазин, смотреть, любоваться, сажать, покупать, | существительных в | ||||
продавать, убирать, ходить, ездить, любить, работать, чистая, | творительном и предложном | ||||
красивая, кирпичный, деревянный, одноэтажный, многоэтажный. | падежах; составление | ||||
предложений с однородными | |||||
членами, сложных | |||||
предложений по картинам и | |||||
схемам. |
Стекло, металл, дерево, стучать, биться, звенеть, сравнивать, ломать, | Употребление | ||||||||
Знакомство с | слушать, холодный, прозрачный, тяжелый, звонкий, стеклянный, | сравнительных | «тверже, | ||||||
качествами | металлический, деревянный, твердый, гладкий, шершавый, мягкий, | прилагательных: | |||||||
предметов | тяжелее, | звонче, | прочнее»; | ||||||
легкий, прочный. | |||||||||
подбор | определений | и | |||||||
глаголов | к | ||||||||
существительным, | |||||||||
правильное согласование. | |||||||||
Насекомые | Бабочка, стрекоза, жук, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, | Понимание | |||||||
крылья, усики, туловище, божья коровка, летать, ползать, прыгать, | пространственных | ||||||||
жужжать, звенеть, стрекотать, есть, пить, опылять (цветы), | отношений, | выраженных | |||||||
уничтожать, полезные, вредные, красивые, разноцветные, мелкие, | предлогами | «на, | под, | за, | |||||
красный, черный, зеленый. | около», наречиями «вверху- | ||||||||
внизу, | справа-слева»; | ||||||||
составление предложений с | |||||||||
однородными членами. | |||||||||
Цветы на лугу | Цветок, одуванчик, лютик, клевер, ромашка, поле, стебель, | Согласование | |||||||
лепесток, корень, аромат, расти, цвести, распускаться, засыхать, | прилагательных | с | |||||||
вянуть, полевые, красивые, пахучие, душистые, свежие, крупные, | существительными | в | |||||||
мелкие. | мужском и женском роде в | ||||||||
единственном | и | ||||||||
множественном числе. | |||||||||
Лето (одежда и | Лето, солнце, одуванчик, цветок, лист, трава, дерево, небо, туча, | Подбор | определений | и | |||||
обувь летняя) | дождь, лужа, утро, день, вечер, ночь, футболка, шорты, платье, | действий | к | словам, | |||||
туфли, сандалии, гулять, бегать, прыгать, один, два, три, вверху, | правильное | согласование; | |||||||
внизу. | составление | сложных | |||||||
предложений | по | вопросам | |||||||
педагога и схемам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития»
Доклад «Организация предметно – развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с требованиями ФГТ»...
открытое занятие "4 КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА".
Не пропустите сегодня, 30 октября в 13:00 (по мск), открытую лекцию-семинар "4 КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА".Адрес проведения указан на сайте h...
Словарь по основным лексическим темам для дошкольников
Примерный лексический материал соответствует условной возрастной норме детей 5-6 лет. Включает предметный, глагольный словарь и словарь признаков....
Планы составления описательных рассказов по основным лексическим темам (для дошкольников)
Заключительный этап изучения лексических тем составление описательного рассказа. Планы помогут взрослым и детям подготовить связный рассказ....
Презентация. Проектирование основной образовательной программы ДОО. Основная часть
В презентации представлен опыт работы по проектированию ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО...
Проектирование основных лексических тем
Проектирование основных лексических тем посредством лексико-грамматических составляющих...
Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО....