Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
консультация
Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_osnovnoy_obrazovatelnoy_programmy_do.docx | 860.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила старший воспитатель: Мохначёва Е.В.
Как разработать ООП ДОО по ФОП ДО
Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Данная статья будет полезна методистам дошкольных организаций и старшим воспитателям. Вы узнаете, как разработать ООП ДОО по ФОП ДО, что необходимо учесть при составлении образовательной программы сада, на какие нормативные документы должен опираться старший воспитатель при составлении программы.
Государственная политика в сфере образования
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы беспрерывного образования в нашей стране. Это целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта.
Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. На сегодняшний день есть основной документ, регламентирующий работу всех дошкольных учреждений в России – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028).
ФОП ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения садами основных образовательных программ (ООП). Давайте разберёмся, в чём особенности программы, выясним этапы разработки ООП по ФОП.
Особенности ООП ДОО по ФОП ДО
В основной образовательной программе ДОО можно встретить такие фразы: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть – это содержание работы учреждения для решения задач, прописанных в Федеральной образовательной программе. Обязательная часть оформляется в виде ссылки на ФОП. Федеральная программа определяет объем обязательной части ООП, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования. Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа.
Этапы разработки ООП ДОО по ФОП ДО
Структура основной образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный. Чтобы не запутаться и учесть все нюансы, открываем ФОП ДО и по его разделам собираем свою ООП.
Целевой раздел ООП ДОО
И так, целевой раздел, пояснительная записка. В пояснительной записке прописывают основные документы, на основе которых составлена ООП, указывают парциальные программы, которые реализуются в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Далее мы прописываем цели и задачи реализации ООП, принципы и подходы к формированию программы. Всё это содержит ФОП ДО, откуда мы списываем пункты 14.1 – 14.3. В целевом разделе так же необходимо прописать характеристики, значимые для разработки и реализации ООП. Основными участниками реализации ООП являются: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Вот мы и пишем, какие группы функционируют на базе ДОО, уделяем внимание возрастным особенностям детей дошкольного возраста, описываем контингент родителей и даём краткую информацию о педагогических сотрудниках (далее в ООП мы будем писать о сотрудниках более подробно).
Теперь пришло время прописать планируемые результаты освоения в ООП. Основную часть берём из ФОП ДО. Допустимо сослаться на страницы или пункты документа, в которых прописаны планируемые результаты или прописать их текстом.
Что касается части, формируемой участниками образовательного процесса, открываете свою парциальную программу и также можете указать страницу, на которой прописаны результаты или списать показатели.
Завершает целевой раздел пункт педагогической диагностики. Открываем ФОП ДО и списываем, или указываем пункт 16 ФОП ДО. Если у вас есть разработанные методики педагогической диагностики, можете оформить их приложением к программе и указать номер приложения.
Всё, с целевым разделом разобрались. Теперь мы знаем, чему должны научится дети в саду и как узнать, эффективно ли выстроена наша работа. Переходим к содержательному разделу ООП.
Содержательный раздел ООП ДОО
Опираясь на ФОП, мы прописываем задачи и содержание образовательной деятельности с детьми по образовательным областям (обязательная часть). Можно сделать ссылку на пункт 17. Но тут есть несколько подводных камней.
Во-первых, у вас в саду может не быть детей до года или даже до двух, во-вторых, не у всех есть условия для занятий плаванием, лыжами и коньками (смотрим раздел физическое развитие), а в-третьих, когда ваши педагоги на основе ООП начнут писать рабочие программы образования на группы, ссылка на ФОП не даст им возможности увидеть полноценную картину. Лучше всего потратить время на вычитку и прописать в виде таблицы основные задачи и содержание работы, которое вы сможете реализовать, опираясь на условия своего учреждения.
Теперь открываем парциальные программы и прописываем содержание работы из них.
Следуем далее по ФОП, заполняем раздел «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы». В федеральной программе в пункте 23 они раскрыты довольно широко, но необходимо внимательно прочитать и дописать методы и технологии, которые именно вы используете в работе. Наверняка, у вас есть изюминка! Здесь можно упомянуть о комплексно-тематическом планировании работы (если таковое имеется) и сделать ссылку на его подробное описание (ниже в программе в разделе особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик). В некоторых парциальных программах тоже описаны формы и методы, сделайте ссылку на страницу.
Так же поступаем с разделами «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» ФОП пункт 24 и «Способы и направления поддержки детской инициативы» пункт 25, «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (раньше писали воспитанников)» пункт 26.
Здесь главное не скопировать и вставить, а указать из предложенного то, что у вас есть. Например, если педагоги не проводят утренний и вечерний круги, то их не надо прописывать, а если вы планируете такие мероприятия, можно расписать их значение в ООП более подробно. Или у вас какая-то необычная форма работы с родителями, укажите обязательно. Но структуру каждого раздела соблюдаем, чтобы ничего не пропустить.
Это и будет отличать программу образования именно вашего учреждения от шаблонного ФОПа. И так, мы прописали, чему и каким образом мы будем учить дошкольников, а как же воспитание? Пришла очередь рабочей программы воспитания (о её особенностях поговорим в другой статье). По структуре из ФОП прописываем основные моменты (ценности, направления, воспитывающую среду и т.д.) и делаем ссылку на календарный план воспитания (ниже по программе в организационном разделе).
Идём дальше. Коррекционную часть выносим в ФАОП ДО, а сами приступаем к организационному разделу.
Организационный раздел ООП ДОО
В организационном разделе указывают кадровое и материально-техническое обеспечение ООП. Вы описываете свой педагогический коллектив (можно в таблице с категориями, стажем и т.д.), свои кабинеты, территорию, особенности групповых комнат. В ФОП есть подсказка, как оформить эти разделы. Далее нужно описать свою предметно-пространственную среду (в любом варианте, но основные понятия взять из пункта 31 ФОП ДО), психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы (подсматриваем пункт 30 ФОП ДО). Можно так же указать примерный перечень музыкальных и художественных произведений или вынести это в приложения.
В организационный раздел либо прописать, либо указать номер приложений: режимы дня, сетки занятий, комплексно-тематический план (общие темы на сад) и календарный план воспитания. Четвёртым разделом программы пишут краткое содержание программы, с которым могут ознакомится родители на сайте детского сада.
Разработка ООП ДО по ФОП ДО и ФГОС дело не одного дня. Это трудно и время затратное событие, а у старшего воспитателя ещё очень много других дел.
Мы предлагаем шаблон ООП по ФОП ДО на 176 страниц. Структура соответствует структуре ФОП ДО, в которую необходимо прописать свои парциальные программы и региональные моменты. В шаблоне ООП уже прописан комплексно-тематический план с общими темами на сад и календарный план воспитания. Для облегчения труда педагогов моменты, на которые нужно обратить особое внимание, выделены красным цветом. Документ составлен в текстовом редакторе Microsoft Word (в формате .docx) с возможностью редактирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет об организации развивающей предметно — пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и примерных основной образовательной программой дошкольного образования. »
Отчет об организации развивающей предметно-пронстранственной среды группы для аттестации...
Презентация " Требования к качеству основных образовательных программ дошкольных организаций на современном этапе"
В презентации представлен теоретический материал, полезный при разработке основной образовательной программы ДОО...
«Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО »
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9509866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Представляем вашему вниманию среду группы раннего в...
«Проектирование и разработка основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал поможет руководителям, методистам в составлении основной общеобразовательной программы ДОУ, выстроить систему работы по данному направлению...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
Вариант реализаии образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для решения задач эстетического, нравственного, фзического воспитания детей старшего возраста в самост...
Основная образовательная программа дошкольного образования на 2021 – 2025 учебный год по ФГОС ДО
Основная образовательная программа дошкольного образования на 2021 – 2025 учебный годпо ФГОС ДО...
Психолого-педагогические требования к созданию развивающей среды,обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП и ФГОС ДО
Данная консультация для педагогов поможет создать развивающую среду в соответствии с ФОП и ФГОС ДО...