ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике
Образовательный процесс в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи, проводится с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и задач коррекционно-образовательной работы, стимулирует развитие потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка, включает его в активную познавательную деятельность, является эффективным средством коррекции имеющихся нарушений и имеет определённые особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Корхалева Маргарита Сергеевна,
старший воспитатель ГБДОУ
д/с № 67 компенсирующего вида
Московского района
Санкт-Петербурга
Коррекционно-образовательный процесс, задачи, содержание и формы организации, направление деятельности по коррекции нарушений, имеющихся у воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, регламентируются основными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ1, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17), с учетом, которой разработана Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга (далее – Программа).
В Программе отражена структура образовательной среды для детей с нарушениями речи включающая в себя предметно-пространственную развивающую образовательную среду, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, а также сам образовательный процесс, логопедическое воздействие, психолого-педагогическое сопровождение, медико - реабилитационную помощь, социальное взаимодействие. Важнейшей частью Программы в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, является раздел «Содержание коррекционной работы в ДОУ», в котором отражаются особенности деятельности по квалифицированной коррекции тяжёлых нарушений речи, обеспечения равных стартовых возможностей обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Образовательный процесс в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является эффективным средством коррекции имеющихся нарушений у детей и имеет определённые особенности:
- осуществляется с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) на основе мониторинга динамики развития детей, стимулирует развитие потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка, включает ребёнка в активную познавательную деятельность;
- реализация общеобразовательного блока в 5-ти образовательных областях носит коррекционную направленность, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих освоение образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществляется на основе взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов, медицинских работников ДОУ и родителей воспитанников;
- осуществляется с использованием адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания ребёнка (например, реализуется с учётом метода «обходных путей» обучения), специальных методических пособий и дидактических материалов, видов деятельности, не включенных в общеобразовательные программы для детей без нарушений речи;
- проводится в соответствии с принципом концентризма, который предусматривает распределение образовательного материала по циклам (речевой материал располагается в пределах одной лексической темы и отражается во всех видах детской деятельности);
- проводится в соответствии с принципом последовательности: на подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности - слуховое, зрительное восприятие, внимание и т.д., формируется когнитивная сфера ребёнка, на основном этапе коррекционной работы формируются специфические механизмы речевой деятельности - произношение, лексика, грамматический строй, связная речь и т. д., на заключительном этапе коррекционно-образовательного процесса оцениваются результаты проведенного логопедического воздействия и намечаются планы коррекционной работы на будущее;
- формирует социально-адаптивные знания, навыки и умения самостоятельной жизнедеятельности воспитанников.
Детский сад - это первая ступень в системе образования, поэтому основной задачей педагогов, специалистов, работающих в ДОУ для детей с нарушениями речи, является реализация коррекционно-образовательного процесса. Особенности проводимого образовательного процесса, способствуют коррекции речи детей, полноценному развитию всех её средств и функций воспитанников, сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, формируют интерес к процессу обучения и его мотивации.
Таким образом, коррекционная работа по преодолению нарушений речи у детей осуществляется, как комплекс медико-психолого-педагогической помощи. А, реализуемый педагогами детского сада коррекционно-образовательный процесс обеспечивает эффективное преодоление речевых нарушений, формирует представления ребенка об окружающей действительности и помогает воспитанникам обретать социальный опыт.
Список, используемой литературы.
1. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении», ООО «ТЦ Сфера», 2003.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений», - М.: Профессиональное образование, 1993.
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекци...
Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощидетям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологическ...
Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....
Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»
Статья на тему:«Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...
Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...