ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Аннотация.
Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощи
детям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологического изучения.
В данной статье анализируются особенности познавательной деятельности и поведения детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gribkova.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.37
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Грибкова М. С.,
Российский государственный социальный университет
Москва, Россия
Научный руководитель:
Удодов А. Г.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии труда и специальной психологии
Российский государственный социальный университет
Москва, Россия
Аннотация. Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощи детям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологического изучения. В данной статье анализируются особенности познавательной деятельности и поведения детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: речь, психологические особенности, социализация, дети с нарушениями речи.
Введение. В настоящее время остро стоит проблема повышения активности процесса коррекции нарушений речи у дошкольников, так как самую значительную группу среди детей, которые имеют проблемы социализации, образовывают дети с речевыми нарушениями.
Методы. Наблюдение, сравнительный метод (сопоставление групп детей с разным уровнем развития речи), проективные методики.
Речь – это форма общения людей при помощи языка. Речевая коммуникация реализовывается по законам данного языка, представляющего собой систематизированные фонетические, лексические, грамматические и стилистические средства и правила общения. Речь и язык являются сложным диалектическим единством [1].
При помощи речи формируются многие психические процессы. Развитие речи - процесс трудный и многогранный. Речь – это не врожденная способность. Она формируется у человека во время онтогенеза. Чем больше словарный запас человека, тем проще и легче ему выражать свои мысли, тем больше его возможности познать окружающий мир, тем полноценнее его взаимоотношения с другими людьми, следовательно, личность человека развивается более полно и гармонично [2].
Стоит отметить, что, если дошкольнику дается от взрослых грамотный образец речи, когда воспитатели и родители проводят с ребенком регулярную работу по формированию правильного произношения, которая оказывает помощь в овладении ребенком звуковой системы языка, то физиологически обусловленное неправильное произношение звуков возможно устранить примерно к началу шестилетнего возраста.
Однако, у детей, которые имеют нарушения речи, обычно проявляются значительные отклонения от нормы в психомоторном и речевом развитии. Обычно отмечаются недоразвитие мелкой и артикуляторной моторики [2].
Данные нарушения свойственны для всей моторной сферы. Поскольку эти нарушения влияют на развитие всех остальных сторон речи, то становится трудным процесс обучения в школе, и, как следствие, снижается его результативность.
Стоит заметить, что дети, у которых имеются речевые нарушения, не усваивают общественный опыт самопроизвольно, особенно в раннем возрасте. Ученые, которые занимаются данной проблематикой отмечают, что у таких детей имеет место отсутствие интереса к окружающему миру.
Именно поэтому в организации воспитания и обучения этих детей важную роль исполняют способы воздействия, которые направлены на стимуляцию их познавательной деятельности, где особенное место занимает целенаправленная организация коррекционно-развивающих игр [4].
Устранение нарушений речи у дошкольников имеет большое значение в дальнейшем. Недостатки при звукопроизношении могут стать причинами отклонений в развитии памяти, мышления, воображения.
При нарушении в нижних лобных отделах сенсомоторной области коры больших полушарий фонематические особенности могут характеризоваться плохо понимаемой речью окружающих. Так же при этом нарушена моторика, и имеет место преобладание тормозных реакций. Словарный запас таких детей беден, активность речи низкая, а фразы короткие и односложные.
При нарушении в нижних теменных отделах сенсомоторной области коры фонематический слух практически не сформирован, имеют место выраженная нечеткость и смазанность речи, неустойчивые звуковые замены. Заметны учащенный темп речи, нарушена плавность.
При нарушении верхних височных отделов коры нет чувства ритма; при быстро развивающейся речевой активности может быть заметна потеря или замена слогов, а также замена звука, перестановки и т.д. [6].
У детей, имеющих с нарушения речи, как правило, имеет место функциональное или органическое отклонение в состоянии ЦНС.
Такие дети устают значительно быстрее. Очень часто они раздражены, постоянно перебирают что-то в руках. Их настроение быстро меняется. Часто у них может возникнуть чувство беспокойства. В большинстве случаев, у этих детей отмечается рассеянность внимания, недостаточный уровень памяти, понимания вербальных инструкций, низкое контролирование своей деятельности, пониженная умственная работоспособность [6].
Психическое состояние у таких дошкольников непостоянно, поэтому их уровень работоспособности часто изменяется. Однако во время психосоматического благополучия дошкольники могут достигнуть хороших результатов в обучении.
При функциональных отклонениях в центральной нервной системе у таких детей наблюдается эмоциональная неустойчивость, у них легко появляются невротические реакции в ответ на критику, неудовлетворительную оценку. Их поведение может характеризоваться повышением возбудимости, агрессией или, наоборот, может быть повышена застенчивость, нерешительность, пугливость [10].
В основном, у детей, имеющих нарушения речи, возможны такие особенности познавательной деятельности: несформированность мотивационной сферы, низкая устойчивость внимания и концентрации, низкий уровень развитии моторики.
При отсутствии коррекционной работы данные проблемы в дальнейшем могут привести к отсутствию интереса к обучению, а так же возможному снижению объема памяти, трудностям в овладении письмом, слабому овладению грамматикой [9].
Снижение устойчивости, концентрации из-за общей усталости, например, если нарушается основной режим дня дошкольника, а также при соматических заболеваниях – таковы особенности внимания детей с нарушениями речи.
Дети с расстройствами речи плохо сосредотачиваются и не могут долго поддерживать оптимальный уровень внимания. Все основные показатели внимания у них хуже, чем у детей того же возраста с нормальным развитием. Так же у «речевых» детей страдает и саморегуляция: запоминание и осознание инструкции, выработка и содержание внутреннего плана действий, самоконтроль [13].
Так же у детей, у которых наблюдается осложненное общее речевое недоразвитие, возможно повышение расторможенности поведения. Такое поведение ребенка не нравится родителям. Это обычно может привести к тому, что они чаще применяют негативные средства воздействия на ребёнка, чем положительные. Все дело в том, что у такого дошкольника очень возбудимая нервная система, именно поэтому он часто может озлобляться и агрессивно себя вести [12].
Такой ребенок чрезмерно шумный, очень подвижный, не умеет играть со сверстниками и вследствие этого обычно отвергнут другими детьми. У него слаборазвитая мелкая моторика, в связи с чем ему трудно вырезать, лепить и рисовать.
Однако, у таких дошкольников может быть и гиподинамический синдром. Признаком данного синдрома является слабость и вялость мышц. Из-за этого ребенок малоподвижен, может иметь избыточный вес, недостаточно координированные движения. Такой ребенок обычно не любит играть с детьми, поскольку он неуклюж и неповоротлив. Таких детей трудно чем-то заинтересовать, процессы мышления замедленны [9].
У этих детей часто не складываются отношения с другими ребятами того же возраста. «Речевые» дошкольники чаще всего отказываются поиграть во что-то новое, научиться делать новое изделие, поскольку лучше чувствуют себя в привычных условиях [11].
Гиподинамическому ребенку очень сложно привыкнуть к детскому саду. На занятиях малыш работает очень медленно, неуверенно, постоянно нуждается в помощи воспитателя, ее одобрении.
Продолжительное время такие дети остаются неуклюжими. Также дети с речевыми нарушениями во время овладения новым навыком, в отличие от других детей, очень быстро утомляются.
Результаты. Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что у «речевых» дошкольников, по сравнению с детьми с нормальным развитием, - учебные и трудовые навыки формируются намного медленнее и сложнее.
Стоит так же заметить, что на формирование личности влияет не только сам дефект, но и тот фактор, что дошкольник видит свой дефект и ощущает особенное отношение к нему от окружающих. Поэтому, когда ребенок адаптируется к своему дефекту, он создает накладывающие отпечаток на его личностное развитие определенные механизмы защиты.
Заключение. Главную роль в предупреждении нарушений речи играет как можно более ранняя коррекционная и воспитательная работа. Устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста необходимо совершать на ранних этапах, поскольку то или иное нарушение речи в будущем может отразиться не только на развитии речи, а так же и на поведении ребенка.
В связи с этим, применение специализированной психологической помощи, совместно с коррекционно-логопедической работой, которая направлена на исправление дефектов речи, значительно уменьшает проявления вторичных нарушений и способствует полноценному формированию личности ребенка.
Список литературы
- Большой психологический словарь. Мещеряков Б., Зинченко В. Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. СПб.: прайм - Еврознак, 2004. – 672 с.
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» Изд. 5-е. М.: В. Секачев, 2014. — 132 с.
- Винарская Е.Н. «Дизартрия». — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.
- Власенко И.Т. «Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи». - М., 1999 г. — 183 с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи». Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014 г. – 96 с.
- Выготский Л.С. «Лекции по психологии. Психология ребенка» СПб.: Союз, 1997 г . – 140 с.
- Екжанова Е.А. «Методика готовности к школьному обучению и технология ее применения». Корр. педагогика. Москва, 2012 г. – 120 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160с.
- Левина Р.Е. «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)». - М., 1936 г. – 78 с.
- Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. «Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте». 1981 г. — 192с.
- Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка. Вопросы детской психологии». Санкт-Петербург. 2013г., — 220с.
- Филичева Т.Б., «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста». - М.,1999 г. — 314 с.
- Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Айрис-пресс 2007 г. — 120 с.
- Чиркина Г.В., Соловьева Л.Г. «Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция» — Архангельск, 2009 г., — 403с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
Развитие познавательных способностей детей с нарушениями речи в совместной деятельности по экспериментированию.
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ...
Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекци...
презентация на тему: "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"
Презентация к статье "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"...
Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....
Особенности познавательной сферы детей с нарушением речи
Дети с речевой патологией имеют ряд особенностей в развитии познавательной сферы, что стоит учитывать в коррекционной работе при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ....
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи
В настоящее время не существует единого мнения о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.В исследованиях, посвященных изучению состояния мышления у детей, страдающих речевой...