Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гурей Татьяна Семеновна

Конспект подгрупповой  коррекционно-развивающей деятельности

«Приключения ужа Шурика.  Постановка звука [Ш]»

Старшая группа

Логопедия

Этап: Постановка  звука [Ш].

Цели:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять правильный артикуляционный уклад  [Ш] и произношение звука изолированно;

-учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах;

 -закреплять умение находить место звука в ряде других звуков;

-активизировать словарь ребенка.

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать физиологическое дыхание;

- развивать фонематический слух:

- расширять и обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к образовательной деятельности;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, слушать речь других детей;

- воспитывать умение слышать и контролировать собственную речь;

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- воспитывать положительную самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по логопедии 26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой  коррекционно-развивающей деятельности

«Приключения ужа Шурика.  Постановка звука [Ш]»

Старшая группа

Логопедия

11.12.19г                                                                             Логопед Гурей Т. С.

Этап: Постановка  звука [Ш].

Цели:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять правильный артикуляционный уклад  [Ш] и произношение звука изолированно;

-учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах;

 -закреплять умение находить место звука в ряде других звуков;

-активизировать словарь ребенка.

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать физиологическое дыхание;

- развивать фонематический слух:

- расширять и обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к образовательной деятельности;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, слушать речь других детей;

- воспитывать умение слышать и контролировать собственную речь;

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- воспитывать положительную самооценку.

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], картинки с изображением

артикуляционных упражнений, упражнений дыхательной гимнастики, карандаши, игрушка на руку «уж Шурик»,  логопедические карточки Батяевой на звук [Ш].

Ход деятельности:

  1. Организационный момент
  2. Организация к деятельности ребенка
  3. Знакомство с органами артикуляции
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Дыхательная гимнастика
  6. Уточнение артикуляции  звука  [Ш]
  7. Показ правильной артикуляции звука [Ш] логопедом и детьми. Постановка звука [Ш].
  8. Динамическая пауза
  9. Игра «Ловишка» по развитию фонематического слуха
  10. Игры с логопедическими карточками Батяевой
  11. Задание «Змейки-художницы»
  12. Подведение итогов. Рефлексия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! (Дети заходят в кабинет.) Я вас с нетерпением жду в этом прекрасном кабинете. Посмотрите, сколько здесь сегодня гостей. Подойдите ко мне. Поприветствуем гостей.

Приветствие. (дети повторяют движения за логопедом.)

Здравствуй, солнце золотое! (правая рука вверх)
Здравствуй , небо голубое! (левая рука вверх). 
Здравствуй, вольный ветерок, 
(“колышем руками”)
Здравствуй, маленький дубок ! (показывать руками величину)
Мы живем в одном краю
, (развести руки в стороны)
Всех я вас приветствую! (руки на область сердца)

2.  Организация к деятельности ребенка

 - Послушайте, ребята, вы ничего не слышите? (за дверью слышится звук плача. Дети прислушиваются).

Вам не кажется, что кто- то плачет? Может я пойду посмотрю?  ( логопед спрашивает совета у детей, дети разрешают . логопед выходит и  появляется с игрушкой Ужа на руке).

-Ребята, надо спросить, почему ужик Шурик плачет? Он забыл, как нужно разговаривать, он забыл, как нужно шипеть. Ужик Шурик очень стесняется и просит нас помочь ему: рассказать и показать, как нужно шипеть. Поможем найти звук? С чего нужно начинать? (Ответы детей)  Правильно, с артикуляционной гимнастики. Но сначала вспомним части лица, которые участвуют в артикуляционной гимнастике.

3. Знакомство с органами артикуляции

Игра “Сказочка-указочка”

Логопед читает стихотворение и вместе с детьми  показывает части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:

Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.

А вокруг-то — целый ряд
Зубки белые  стоят.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!

4. Артикуляционная гимнастика

(дети садятся перед зеркалом, по очереди показывают упражнения  и выполняют артикуляционную  гимнастику, сверяясь с карточками над зеркалом)

  1. «Блинчик»
  2. «Приклей конфетку»
  3. «Грибок»
  4. «Вкусное варенье»
  5. «Чашечка»
  6. «Окошко»
  7. «Месим тесто»

5.  Дыхательная гимнастика

«Загони мяч»

«Фокус»

6. Уточнение артикуляции  звука  [Ш]

Алгоритм артикуляции: губы, зубы, язык, воздушная струя.
(Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [Ш])

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сомкнуты, либо сближены

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

- звук «Ш» произносится без голоса - глухой

7. Постановка звука [Ш]. Показ правильной артикуляции звука [Ш] логопедом и детьми.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

8. Динамическая пауза

«ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА»

Очень холодно зимой,

Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем

Гулять с тобой

Имитируют ходьбу, высоко поднимая ноги на месте

Я надену шубку

Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку

Двумя руками поглаживают голову

Я надену шарфик  

И  еще платок.

Поглаживают шею одной ладонью

А потом красивые

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну

Поглаживают по очереди руки, как бы надевая

И хотя я маленький,

У меня есть валенки.

Вот одену валенки

И пойду гулять.

Выставляют по очереди, то одну ногу, то другую

9.  Игра «Ловишка» по развитию фонематического слуха

(хлопнуть в ладоши, услышав звук [ш]):          С, Ш, Ч, Ш, З, М Ш, С, Ц, Ш, Ч, Ж...

(хлопнуть по коленкам, услышав слог со звуком [ш]): ша, мА, СА, ца, аш, ас, ач, аш…

(топать ногами, услышав слово со звуком [ш]): стол, шкаф, полка, книга, шуба, кошка, бумага, карандаш…        

10. Игры с логопедическими карточками

Дети по очереди берут карточку и выполняют задания по символам, указанным на карточке.

11.  Задание «Змейки-художницы»

Дети письменно выполняют задания: рисуют дорожку для змеек, при этом шипят: «Ш-ш-ш».

12. Подведение итогов. Рефлексия

Дети, ужику Шурику очень понравилось с вами, он понял, что ему нужно сделать, чтобы найти звук [ш]. А вам понравился Шурик? А что вам больше всего понравилось из того, что вы показывали? (Ответы детей, спросить каждого ребёнка, обращаясь к нему по имени.) 

 А ещё ему очень понравилось,  как вы рисуете. Он решил вам подарить карандаши и раскраски.

Молодцы, дети!

До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...