Статья "ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР". Многофункциональная дидактическая игра"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Авторы статьи: педагоги коррекционных групп компенсирующей направленности отделения дошкольного образования детей ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского района Санкт-Петербурга: Климова С. А. Асташенкова Н. В. Кондрашова С. Е. Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые и психофизические нарушения, необходимо включать не только задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия, но и задания по развитию речи и мыслительных операций. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volshebnyy_kompyuter.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР»
Многофункциональная дидактическая игра
Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогами коррекционных групп ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:
Климова С. А.
Асташенкова Н. В.
Кондрашова С. Е.
Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые и психофизические нарушения, необходимо включать не только задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия, но и задания по развитию речи и мыслительных операций. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Использование новых современных понятий (компьютер, файл, клавиатура, мышка и т. п.) помогает формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления создают предпосылки для коррекции у них общего недоразвития речи и задержки психического развития.
В процессе занятий с применением игры «Волшебный компьютер» дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели, помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на «Волшебном компьютере» имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами и детьми с задержкой психического развития. В процессе выполнения предлагаемых заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться поворачивать пальцами определённые «клавиши – шарики». Кроме того, важным моментом подготовки детей к обучению в школе является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер».
И так, игра «Волшебный компьютер» повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса:
- при её использовании достигается желаемый коррекционно - образовательный эффект в более короткие сроки.
- у ребёнка развивается более высокая мотивационная готовность к обучению.
- появляется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Задачи, решаемые в процессе использования многофункциональной игры «Волшебный компьютер»
- Развитие сенсорного восприятия и элементарных математических представлений:
- Закрепляет знания детей об основных цветах и геометрических фигурах и формах предметов.
- Совершенствует навыки счётной деятельности, умение соотносить цифру, число и количество.
- Закрепляет знания цифрового ряда.
- Учит сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки > < =
- Закрепляет практические навыки сложения и вычитания.
- Учит детей сравнивать предметы по величине: по размеру, длине, высоте, ширине.
2. Формирование фонематических процессов:
- Формирует и совершенствует фонематические процессы.
- Способствует формированию зрительного образа буквы, закреплению связи звука и буквы.
- Способствует формированию слогового анализа слов.
- Закрепляет умения определения места звука в слове.
- Закрепляет практические навыки артикуляционных упражнений.
3. Формирование лексико-грамматических форм речи:
- Активизирует словообразовательные процессы: согласование существительного с глаголом, прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Учит различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода
-Тренирует умения соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.
Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов.
4. Формировании развития связной речи
- Учит составлять простые распространенные предложения./по схемам/.
- Закрепляет умение составить описательный рассказ с опорой на схему.
- Учит составлять описательные рассказы по картинке.
- Учит составлять простые описательные рассказы по изученным лексическим темам
- Обучает детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный компьютер» используется как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решать разнообразные игровые задачи, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Таким образом, целесообразность применения многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» в процессе коррекции речевой патологии и задержки интеллектуального развития у детей очевидна.
Игры и игровые упражнения с использованием многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер»
- Игровое упражнение: «Смотри и выполняй»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, умение ориентироваться на плоскости.
Предварительная работа: на белом листе бумаги нарисован контур геометрической фигуры и под ним цветовое пятно. Вначале – это одна геометрическая фигура, в дальнейшем предлагается по нескольку изображений, в зависимости от уровня развития детей. Для более старших детей цветовое пятно можно заменить первой буквой в названии цвета. Затем задание усложняется: предлагается до 5 геометрических фигур. Затем, предлагается цепочка из 5 разноцветных фигур, дети должны показать это на «Волшебном компьютере».
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «зрительный» диктант.
- Игровое упражнение: «Слушай и выполняй»
Цель: развитие образной памяти, закрепление знаний основных цветов и геометрических фигур.
Ход: педагог называет геометрическую фигуру и её цвет, ребёнок находит на шарике изображение соответствующей геометрической фигуры и цветовое пятно. На начальном этапе это могут быть отдельно – сначала цепочки цветовых пятен, затем – геометрических фигур.
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «слуховой» диктант.
- Игровое упражнение: «Подбери фигуры к предметам»
Цель: учить сопоставлять и определять форму предметов, развивать внимание, память.
Предварительная работа: подготовить изображения предметов различных форм и цветов.
Задание: изображения предметов выложены в определённом порядке, детям нужно показать этот порядок на «Волшебном компьютере», находя соответствующие геометрические фигуры и цвета.
- Игровое упражнение: «Подбери предметы к фигурам»
Цели и предварительная работа см. игровое упражнение №3.
Задание: выполнить «слуховой» диктант (найти определённые фигуры и цветовые пятна), выложить изображения предметов в соответствующем фигурам и цветовым пятнам порядке.
- Игра: «Конструкторы»
Цель: развивать конструктивный праксис, умение анализировать графический рисунок, внимание и зрительное восприятие.
Предварительная работа: подготовить контурные или цветные графические изображения любых предметов, нарисованных из геометрических фигур (например, домик, птичка, лошадка, машина и т. п.)
Ход игры: у ребёнка на экране «Волшебного компьютера» - цветное изображение предмета. Даётся задание: с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» показать, из каких геометрических фигур состоит предмет.
- Игра: «Какие фигуры не дорисовал художник?»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, образную память.
Предварительная работа: изготовить карточки, где последовательно изображены контуром (можно цветным) 5 недорисованных геометрических фигур.
Ход игры: предложить ребёнку карточку (карточки) и соответственно образцу с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» найти нужные фигуры и их цвет.
- Игра: «Расскажи сказку с помощью геометрических фигур»
Цель: развивать воображение детей, ассоциативное мышление, мелкую моторику и связную речь.
Предварительная работа: детей знакомят со сказками, где есть определённая очерёдность появления героев. Например: сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», и т. д.
Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить и рассказать сказку (например, «Колобок»). Дети совместно со взрослым находят сходства персонажей с определёнными формами геометрических фигур и их цветом (на какую фигуру похож тот или иной персонаж, и какого цвета будет выбрана фигура). На «Волшебном компьютере» дети выкладывают цепочку из фигур по мере появления героев сказки. Как вариант игры – в файл можно вставить либо изображение первого героя, с которого начинается очерёдность, для усложнения на следующих этапах можно в файлах использовать изображения символов той или иной сказки.
- Игра: «Разложи по величине»
Цель: закреплять знания детей об основных величинах предметов, умения сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Предварительная работа: на шариках рисуют геометрические фигуры (или иные изображения), которые служат символами для определения той или иной величины. Например: на каждом шарике 5 кругов – от самого большого к самому маленькому, 5 прямоугольников – от самого длинного к самому короткому, 5 овалов – от самого широкого к самому узкому, треугольники – от самого высокого к самому низкому, и т. п.
Ход игры: взрослый помещает в экран изображение символа той или иной величины. Задание: выложить на «Волшебном компьютере» от самой большей величины к самой меньшей, и наоборот. Для усложнения можно использовать файл с изображением символов всех величин, ребёнок должен выложить на «Волшебном компьютере» все величины в порядке возрастания или убывания.
- Игровое упражнение: «Выложи цифровой ряд, назови соседей числа»
Цель: закреплять знания детей цифрового ряда, умение определять предыдущее и последующее число.
Предварительная работа: на шариках нарисовать цифры от 1 до 10, поместить их в ячейки «Волшебного компьютера».
Задание: выложить цифровой ряд от 1 до 5, затем – от 6 до 10; найти «соседей» чисел; определить, какое число идёт до…, после…, какое число стоит между…
- Игровое упражнение: «Сравни количества»
Цель: закреплять представления о количестве, умение сравнивать и уравнивать множества.
Предварительная работа: приготовить карточки с изображениями различных количеств предметов.
Задание: сравнить количества, показать неравенства (равенства) предметов с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера».
- Игровое упражнение «Реши задачу»
Цель: совершенствовать навыки счётной деятельности, умение соотносить количество предметов с цифрой, упражнять в выполнении простых арифметических действий, развивать память, внимание.
Предварительная работа: приготовить различные группы предметов, ситуационные картинки.
Задание: решить задачу, показать решение задачи на Волшебном компьютере».
- Игровое упражнение «Составь схемы слов»
Цель: Упражнять детей в составлении звуковых схем слов, а так же давать характеристику звуков.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов согласных и гласных звуков.
Задание: Ребенку предлагается предметная картинка и символы гласных и согласных звуков на «клавишах» «Волшебного компьютера». Ребенок выкладывает схему слова не более из 5 звуков.
- Игра «Звуковой светофор»
Цель: Закреплять у детей умение находить в словах заданный звук, определять где он находится (начало, середина , конец слова) и давать ему характеристику.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов звукового ряда.
Ход игры: Ребенку предлагается предметная картинка и звуковые символы на клавишах «Волшебного компьютера». Ребенок должен найти звук и определить его место в слове, дать ему характеристику и обозначить звуковым символом.
- Игровое упражнение « Разбей слово на слоги»
Цель: Упражнять детей в умении делить слово на слоги и обозначать их с помочью символов «улыбок»
Предварительная работа: предметные картинки, изготовление на клавишах компьютера символов «улыбок», обозначающие в словах слоги.
Задание: Дети называют слово, определяют, сколько слогов в этом слове и находят на «Волшебном компьютере» столько же «улыбок».
- Игра «Веселый язычок»
Цель: добиваться правильной артикуляции при выполнении упражнений, укреплять мышцы языка.
Предварительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера» символы артикуляционных упражнений на отработку комплексов артикуляционных упражнений.
Ход игры: Дети двигают клавиши, находят символы и определяют какие упражнения им надо выполнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональная дидактическая игра «Веселые паровозики».
Здравствуйте!Мы хотим представить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие сделанное своими руками "Веселые паровозики". Предназначенное для использования детей 3-5 лет.Цель. Развитие...
Многофункциональная дидактическая игра "СУПЕР-ПИРАМИДКА"
В игре «Супер-пирамидка» можно показатьосновные направления коррекционно- логопедической работы с дошкольникамиот 3 до 7 летОсобенность игры заключается в том, что три кубика, составляющие пирам...
Многофункциональная дидактическая игра с использованием фигурок из соленого теста "Клеточки"
Эта игра имеет многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учёта индивидуальных способностей каждого ребенка.Цели игры:1. Развитие пространственных представлений и навыков ориентац...
Авторская многофункциональная дидактическая игра "Экологический экран"
Игра «Экологический экран» может быть использована как на непосредственно-образовательной деятельности по разным образовательным областям, с целью экологичес...
Многофункциональная дидактическая игра Помоги снеговику.
Дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста, позволяет применять дифференцированный подход к обучению дошкольников, развивает сенсорные способности детей....
Статья "волшебный компьютер" многофункциональная дидактическая игра.
Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогами коррекционных групп ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для дет...
Многофункциональная дидактическая игра «Играем вместе с зайкой, котиком и собачкой»
В последнее время постоянно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями.Это связано с нарушением у детей самоконтроля за собственной речью, некритическим отношением к своим речевым дефектам,...