Статья "волшебный компьютер" многофункциональная дидактическая игра.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогами коррекционных групп ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР»
Многофункциональная дидактическая игра
Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые и психофизические нарушения, необходимо включать не только задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия, но и задания по развитию речи и мыслительных операций. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Использование новых современных понятий (компьютер, файл, клавиатура, мышка и т. п.) помогает формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления создают предпосылки для коррекции у них общего недоразвития речи и задержки психического развития.
В процессе занятий с применением игры «Волшебный компьютер» дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели, помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на «Волшебном компьютере» имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами и детьми с задержкой психического развития. В процессе выполнения предлагаемых заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться поворачивать пальцами определённые «клавиши – шарики». Кроме того, важным моментом подготовки детей к обучению в школе является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер».
И так, игра «Волшебный компьютер» повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса:
- при её использовании достигается желаемый коррекционно - образовательный эффект в более короткие сроки.
- у ребёнка развивается более высокая мотивационная готовность к обучению.
- появляется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Задачи, решаемые в процессе использования многофункциональной игры «Волшебный компьютер»
- Развитие сенсорного восприятия и элементарных математических представлений:
- Закрепляет знания детей об основных цветах и геометрических фигурах и формах предметов.
- Совершенствует навыки счётной деятельности, умение соотносить цифру, число и количество.
- Закрепляет знания цифрового ряда.
- Учит сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки > < =
- Закрепляет практические навыки сложения и вычитания.
- Учит детей сравнивать предметы по величине: по размеру, длине, высоте, ширине.
2. Формирование фонематических процессов:
- Формирует и совершенствует фонематические процессы.
- Способствует формированию зрительного образа буквы, закреплению связи звука и буквы.
- Способствует формированию слогового анализа слов.
- Закрепляет умения определения места звука в слове.
- Закрепляет практические навыки артикуляционных упражнений.
3. Формирование лексико-грамматических форм речи:
- Активизирует словообразовательные процессы: согласование существительного с глаголом, прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Учит различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода
-Тренирует умения соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.
Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов.
4. Формировании развития связной речи
- Учит составлять простые распространенные предложения./по схемам/.
- Закрепляет умение составить описательный рассказ с опорой на схему.
- Учит составлять описательные рассказы по картинке.
- Учит составлять простые описательные рассказы по изученным лексическим темам
- Обучает детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный компьютер» используется как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решать разнообразные игровые задачи, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Таким образом, целесообразность применения многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» в процессе коррекции речевой патологии и задержки интеллектуального развития у детей очевидна.
Игры и игровые упражнения с использованием многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер»
- Игровое упражнение: «Смотри и выполняй»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, умение ориентироваться на плоскости.
Предварительная работа: на белом листе бумаги нарисован контур геометрической фигуры и под ним цветовое пятно. Вначале – это одна геометрическая фигура, в дальнейшем предлагается по нескольку изображений, в зависимости от уровня развития детей. Для более старших детей цветовое пятно можно заменить первой буквой в названии цвета. Затем задание усложняется: предлагается до 5 геометрических фигур. Затем, предлагается цепочка из 5 разноцветных фигур, дети должны показать это на «Волшебном компьютере».
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «зрительный» диктант.
- Игровое упражнение: «Слушай и выполняй»
Цель: развитие образной памяти, закрепление знаний основных цветов и геометрических фигур.
Ход: педагог называет геометрическую фигуру и её цвет, ребёнок находит на шарике изображение соответствующей геометрической фигуры и цветовое пятно. На начальном этапе это могут быть отдельно – сначала цепочки цветовых пятен, затем – геометрических фигур.
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «слуховой» диктант.
- Игровое упражнение: «Подбери фигуры к предметам»
Цель: учить сопоставлять и определять форму предметов, развивать внимание, память.
Предварительная работа: подготовить изображения предметов различных форм и цветов.
Задание: изображения предметов выложены в определённом порядке, детям нужно показать этот порядок на «Волшебном компьютере», находя соответствующие геометрические фигуры и цвета.
- Игровое упражнение: «Подбери предметы к фигурам»
Цели и предварительная работа см. игровое упражнение №3.
Задание: выполнить «слуховой» диктант (найти определённые фигуры и цветовые пятна), выложить изображения предметов в соответствующем фигурам и цветовым пятнам порядке.
- Игра: «Конструкторы»
Цель: развивать конструктивный праксис, умение анализировать графический рисунок, внимание и зрительное восприятие.
Предварительная работа: подготовить контурные или цветные графические изображения любых предметов, нарисованных из геометрических фигур (например, домик, птичка, лошадка, машина и т. п.)
Ход игры: у ребёнка на экране «Волшебного компьютера» - цветное изображение предмета. Даётся задание: с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» показать, из каких геометрических фигур состоит предмет.
- Игра: «Какие фигуры не дорисовал художник?»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, образную память.
Предварительная работа: изготовить карточки, где последовательно изображены контуром (можно цветным) 5 недорисованных геометрических фигур.
Ход игры: предложить ребёнку карточку (карточки) и соответственно образцу с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» найти нужные фигуры и их цвет.
- Игра: «Расскажи сказку с помощью геометрических фигур»
Цель: развивать воображение детей, ассоциативное мышление, мелкую моторику и связную речь.
Предварительная работа: детей знакомят со сказками, где есть определённая очерёдность появления героев. Например: сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», и т. д.
Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить и рассказать сказку (например, «Колобок»). Дети совместно со взрослым находят сходства персонажей с определёнными формами геометрических фигур и их цветом (на какую фигуру похож тот или иной персонаж, и какого цвета будет выбрана фигура). На «Волшебном компьютере» дети выкладывают цепочку из фигур по мере появления героев сказки. Как вариант игры – в файл можно вставить либо изображение первого героя, с которого начинается очерёдность, для усложнения на следующих этапах можно в файлах использовать изображения символов той или иной сказки.
- Игра: «Разложи по величине»
Цель: закреплять знания детей об основных величинах предметов, умения сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Предварительная работа: на шариках рисуют геометрические фигуры (или иные изображения), которые служат символами для определения той или иной величины. Например: на каждом шарике 5 кругов – от самого большого к самому маленькому, 5 прямоугольников – от самого длинного к самому короткому, 5 овалов – от самого широкого к самому узкому, треугольники – от самого высокого к самому низкому, и т. п.
Ход игры: взрослый помещает в экран изображение символа той или иной величины. Задание: выложить на «Волшебном компьютере» от самой большей величины к самой меньшей, и наоборот. Для усложнения можно использовать файл с изображением символов всех величин, ребёнок должен выложить на «Волшебном компьютере» все величины в порядке возрастания или убывания.
- Игровое упражнение: «Выложи цифровой ряд, назови соседей числа»
Цель: закреплять знания детей цифрового ряда, умение определять предыдущее и последующее число.
Предварительная работа: на шариках нарисовать цифры от 1 до 10, поместить их в ячейки «Волшебного компьютера».
Задание: выложить цифровой ряд от 1 до 5, затем – от 6 до 10; найти «соседей» чисел; определить, какое число идёт до…, после…, какое число стоит между…
- Игровое упражнение: «Сравни количества»
Цель: закреплять представления о количестве, умение сравнивать и уравнивать множества.
Предварительная работа: приготовить карточки с изображениями различных количеств предметов.
Задание: сравнить количества, показать неравенства (равенства) предметов с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера».
- Игровое упражнение «Реши задачу»
Цель: совершенствовать навыки счётной деятельности, умение соотносить количество предметов с цифрой, упражнять в выполнении простых арифметических действий, развивать память, внимание.
Предварительная работа: приготовить различные группы предметов, ситуационные картинки.
Задание: решить задачу, показать решение задачи на Волшебном компьютере».
- Игровое упражнение «Составь схемы слов»
Цель: Упражнять детей в составлении звуковых схем слов, а так же давать характеристику звуков.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов согласных и гласных звуков.
Задание: Ребенку предлагается предметная картинка и символы гласных и согласных звуков на «клавишах» «Волшебного компьютера». Ребенок выкладывает схему слова не более из 5 звуков.
- Игра «Звуковой светофор»
Цель: Закреплять у детей умение находить в словах заданный звук, определять где он находится (начало, середина , конец слова) и давать ему характеристику.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов звукового ряда.
Ход игры: Ребенку предлагается предметная картинка и звуковые символы на клавишах «Волшебного компьютера». Ребенок должен найти звук и определить его место в слове, дать ему характеристику и обозначить звуковым символом.
- Игровое упражнение « Разбей слово на слоги»
Цель: Упражнять детей в умении делить слово на слоги и обозначать их с помочью символов «улыбок»
Предварительная работа: предметные картинки, изготовление на клавишах компьютера символов «улыбок», обозначающие в словах слоги.
Задание: Дети называют слово, определяют, сколько слогов в этом слове и находят на «Волшебном компьютере» столько же «улыбок».
- Игра «Веселый язычок»
Цель: добиваться правильной артикуляции при выполнении упражнений, укреплять мышцы языка.
Предварительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера» символы артикуляционных упражнений на отработку комплексов артикуляционных упражнений.
Ход игры: Дети двигают клавиши, находят символы и определяют какие упражнения им надо выполнять.
16. Игра «Пойми меня»
Цель: развивать у детей умения составить короткий описательный рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога, знаков препинания, картинный материал в соответствии с лексической темой, красивая коробочка «сюрприз»
Ход игры: Логопед показывает детям красивую коробочку , в которой приготовлены для детей подарки (картинки по изучаемой лексической теме). Полученная картинка попадает на экран «волшебного компьютера» и ребенок по предложенному файлу, составляет описательные предложения о своем предмете, не называя его. Затем , логопед просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, выложенные на компьютере, рассказать о своем предмете так, чтобы дети догадались сами о каком предмете идет речь. когда предмет угадан, открывают свою картинку
17. Игра «Времена года»
Цель: развивать у детей умения составить рассказ по серии картинок,
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога, знаков препинания, картинный материал
Ход игры: На экране «Волшебного компьютера» выставляется серия картинок по временам года. Ребенок по предложенному файлу, составляет схемы предложений, двигая клавиши- шарики на компьютере. Затем, логопед просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, рассказать о своем времени года.
Грамматические игры
Цель: Развитие грамматических форм
Предварительная работа: подготовить «файлы» картинный материал, как по лексическим темам так и для автоматизации звуков, а так же «файл-задание», который включает в себя различные грамматические формы
( «один - много», «какой, какая, какие», «что делает предмет?», «чего много?», «согл. числит. 2-5»).
Ход игры:
Ребенку предлагается пять слов, с которыми необходимо произвести грамматические преобразования. Правильно выполненное задание отмечается красным символом, если были ошибки или помощь преподавателя – зеленый символ, если ребенок не выполнил задание –синий символ
18. Игра «Назови ласково»
Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
. 19. Игра «Один - много»
Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные во множественном числе.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
. 20.Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в Именительном и родительном падежах.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
Конспект занятия в старшей логопедической группе с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Звукария»
Коррекционно-образовательные цели:
- Закреплять четкое произношение звуков.
- Формировать умение определять звуки по их артикуляторным характеристикам.
- Учить дифференцировать понятия «звук и буква».
- Закреплять понятие домашние животные.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать зрительное восприятие, внимание.
- Активизировать непроизвольное внимание.
- Развивать слуховое внимание на основе неречевых звуков.
- Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
- Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.
Оборудование: дидактическая игра «Волшебный компьютер», звуковые домики, картинки с изображением домашних животных, игра «Рыбалка».
Содержание занятия:
Логоритмика с детьми:
Мы хотим на самолете
Полететь, полететь.
И городом свой в полете
Посмотреть, посмотреть.
Полетим мы выше тучи
Над землей, над землей ,
Он, наверное, большущий
Город мой, город мой.
Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Звукария». Там дети учится правильно говорить, четко и ясно слышать и определять звуки.
По «Звукарии» пойдем
Много мы всего найдем.
- Стойте ребята на нашем пути, появилось волшебное озеро. Там живут золотые рыбки, которые приготовили для вас сюрприз. Возьмите удочки, найдите сюрприз и отпустите.
- Какой сюрприз они приготовили? (Это буквы)
- Буквы просят , а сейчас вы друзья узнайте нас.
Дети называют буквы и определяют, какой это звук, дают характеристику.
- Назовите звук, который обозначает эта буква, и придумайте названия домашних животных.
О - ослик, овцы.
К – корова, кот, кролик, конь.
С- собака, свинья.
На стол ставят мелкие игрушки домашних животных.
Дети отправляются дальше в путешествие.
Логопед: В нашей волшебной стране «Звукария» находится город. В этом городе дома разноцветные: красные, синие, зеленые. В этих домах живут звуки.
- Какие звуки живут в красном домике? (синем, зеленом)
-Расселите ваши звуки в свои дома. (Дети находят домики , где живут звуки)
- По «Звукарии» идем, волшебные компьютеры найдем.
Подходите к нашим компьютерам, и откроем их.
Логопед: Посмотрите на файл, компьютер предлагает первое задание. Чтобы лучше говорить, надо выполнить артикуляционные упражнения. Нажмите на первую клавишу и узнайте, какое упражнение надо выполнить.
1.«Улыбка-трубочка»
«Двери – губы гибкие.
Могут быть улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.»
2. «Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И варенье оближу!.»
3. «Качели»
«На качелях я качаюсь вверх – вниз, и все выше поднимаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.»
4. «Грибочек»
«Язычок наш как грибок!
Полезай-ка в кузовок»
5. «Лошадка»
«Причешу лошадке хвостик
И верхом поеду в гости!
Цокай громче язычок,
Чтоб никто поймать не мог!»
Логопед: Хорошо, молодцы.
-Ребята, посмотрите на экран у вас высветилась картинка и буква .Кто изображен на картинке? (бык, коза, кот)
Как сказать одним словом? (домашние животные)
Какой звук мы будем искать в этих словах? (К)
Посмотрите на файл вы должны:
Игра «Звуковой светофор»
Назвать слово, выделить звук «К» , определить где он живет и обозначить его символом.
Игра «Разбей слово на слоги»
Назвать слово, разбить слово на слоги и выложить улыбки.
Игра « Составь схему слова»
Дети разбивают слово на звуки и выкладывают схему слова, пользуясь символами звуков.
Игра «Придумай предложение со своим словом»
Придумать предложение с вашим, словом и выложить схему предложения с помощью символов.
Логопед: Молодцы, компьютер вами доволен.
Есть на свете интересная страна «Звукария» называется она.
К ней мы в гости будем приходить и со звуками дружить.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Рассказия»
Коррекционно-образовательные цели:
- Развивать связную речь, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
- Закрепить и повторить временные понятия .
- Отрабатывать умение грамотно выражать свою мысль с помощью предложений
- Учить сочетать слова в предложении.
- Грамотно формировать высказывание
- Учить составлять рассказ о временах года, используя схемы-файлы
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать зрительное восприятие, внимание.
- Активизировать непроизвольное внимание.
- Развивать память
- Развивать умение выделять причинно- следственные связи.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать интерес к собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе , в процессе выполнения совместной деятельности.
- Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.
Оборудование:
- дидактическая игра «Волшебный компьютер», картинки с изображением признаков времен года. Графические символы слов, предлогов, карточки с загадками, свиток с сообщением.
Содержание занятия:
Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Рассказия» . Там дети учится правильно говорить, составлять предложения, а из предложений рассказы
( логопед читает сообщение детям, от жителей страны «Рассказия» )
Логопед: Внимание! внимание! Над волшебной страной «Рассказией» пронесся страшный ураган. Все времена года , явления природы перемешалось. Жители страны «Рассказии» просят нас о помощи
Логопед: На нашем пути, появилось волшебное озеро. Взгляните, здесь остались осколки явлений природы разных времен года
(на столе лежат карточки с признаками явлений природы.
Снеговик, снежинка, дерево, дерево, грибы, дождь, солнце, сосульки, ручей)
Логопед: Ребята , какому времени года подходит белый цвет?
Какому времени года подходит зеленый цвет?
Какому времени года подходит оранжевый цвет?
Выберите предметы, подходящие к вашему времени года и придумайте по два признака к предмету
Логопед: Мы хорошо справились с заданием и взгляните наши картинки окрасились и увеличились.
-давайте вспомним Как времена года следуют друг за дугом .
Я назову – ЛЕТО - дети продолжают перечисление времен года(на доске – название и три символа- картинки по каждому времени года)
Логопед предлагает выбрать картинки к каждому времени года, ребенок доказывает почему именно данная картинка относится к выбранному времени года. . (предлагаетя по одной картинке)
Логопед: Мы должны оставить для жителей описания времен года.
Вперед за компьютеры!!!
-прошу вас напомнить мне что же такое предложение?
-Из чего состоит предложение?
-Что помогает связывать слова в предложении?
-С какой буквы начинают писать предложение?
-- Какой знак ставим в конце предложения?
Но я вас предупреждаю. Жители планеты «Рассказия» умеют читать предложения , в которых не более 5 слов. Дети составляют предложения о своем времени года, опираясь на свой файл-схему
Логопед: сосчитайте сколько предложений у вас получилось (ответ : по 5 предложений)
У каждого из вас все предложения на свою тему.
Как все это можно назвать? Что же у каждого из вас получилось?
Дети: У меня получился рассказ о зиме, весне, осени …
Зрительно, опираясь на составленные схемы предложений каждый ребенок озвучивает рассказ о своем времени года.
Логопед: Получился рассказ. Молодцы, компьютер вами доволен.
Жители страны « Рассказия» очень благодарны всем ребятам за наведение порядка в их замечательной стране и передают вам маленькие подарки.
Конспект занятия в коррекционной группе для детей подготовительного возраста с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну Цифирию»
I. Коррекционно-образовательные цели:
- Закреплять умение детей различать, сопоставлять с образцом и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
- Закреплять умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки «<», «>».
- Продолжать учить соотносить цифру, число и количество в пределах 10.
- Закреплять умение детей решать задачи на уменьшение на несколько единиц, составлять и формулировать арифметическое действие.
- Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, соотносить одинаковые и разные по размеру предметы на основе практических действий; развивать умение группировать предметы, одинаковые по размеру.
II. Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать произвольное внимание, воображение детей.
- Корректировать мыслительные операции.
- Развивать зрительную, слуховую и образную память.
- Корректировать общую двигательную сферу детей, мелкую моторику и чувство ритма.
III. Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии.
- Воспитывать культуру поведения и общения.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: «Математический ковёр» (разлинованная на квадраты простынь с цифрами – чётные написаны красным маркером, нечётные – синим маркером, ноль – чёрным), доска – фланелеграф, предметные картинки, сделанные из геометрических фигур – домик, лошадь, машина, такие же изображения – в уменьшенном виде; разной величины 5 цветов и 7 бабочек.
- Раздаточный: «Волшебные компьютеры» 3 шт.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Вводная часть:
Дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну Цифирию. Жители этой страны очень любят заниматься математикой. Они приготовили для вас интересные задания. А вы любите математику? Сможете справиться с непростыми заданиями? Тогда отправляемся в путь Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). У нас не простой ковёр-самолёт, а МАТЕМАТИЧЕСКИЙ.
- Основная часть:
Дети встают на подготовленный математический «ковёр-самолёт» (каждый на свою цифру) и произносят вместе с педагогом волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
Дефектолог: Вот мы с вами долетели до страны Цифирии.
Дети с педагогом сходят с «ковра-самолёта» и подходят к фланелеграфу. Педагог убирает занавеску – там из геометрических фигур выложены домик, птичка и лошадка .
Дефектолог: Что мы видим в стране Цифирии? (дети называют все изображения). Это не простые изображения. Из чего они сделаны? (из геометрических фигур).
Дефектолог: Вот первое задание. Нужно рассказать, из каких фигур составлены изображения. А помогут нам в нашей работе Волшебные ноутбуки (дети садятся за столы, дефектолог каждому вкладывает в файл изображение того предмета, который ему нужно выложить на компьютере). Дети выполняют задание и в конце объясняют.
Дефектолог: Мы с вами выполнили первое задание, теперь давайте отдохнём.
Физ. минутка: (дефектолог показывает карточки с контурными изображениями фигур) треугольник - прошагай,
квадрат – приседай,
прямоугольник – руки вверх поднимай,
овал – руки ставь на бочок,
круг – ну а если кружок-дружок, выполняй скорей прыжок.
Дефектолог: Молодцы, ребята! В волшебной стране Цифирии есть поляна с красивыми цветами (выставляются на фланелеграф цветочки 5 шт.). А ещё на поляне любят летать прекрасные бабочки (выставляется 7 бабочек, разных по величине, 3 последних одинаковые по размеру). Сколько цветов? Бабочек? Чего больше – цветов или бабочек? Давайте это покажем на наших компьютерах. Работаем в синем секторе (дети набирают выражение неравенства).
Дефектолог: Закройте глаза (убирает 2 бабочки). Что произошло? (2 бабочки улетели). Давайте с вами придумаем задачу про бабочек: на поляне летали 7 бабочек. 2 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось летать на поляне? Решать задачу мы будем с помощью волшебных лучиков (дети делают шаги по лучикам). Теперь давайте с вами запишем наше решение на Волшебном компьютере. Работаем опять в синем секторе (дети выкладывают пример, затем формулируют арифметическое действие).
Дефектолог: Ребята, посмотрите, цветы и бабочки все одинакового размера? (нет). Давайте найдём каждой бабочке цветок (дефектолог вызывает одного из детей к фланелеграфу и просит рассадить бабочек по цветкам соответственно величине).
Дефектолог: Теперь на наших Волшебных компьютерах набираем от самого большого кружочка до самого маленького. Работаем в зелёном секторе.
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия:
Дефектолог: Молодцы, ребята! Все задания в стране Цифирии мы выполнили. Теперь вас ждут награды! (дефектолог раздаёт шоколадные медальки). А сейчас на математическом ковре- самолёте мы возвращаемся назад (каждый встаёт на свою цифру).
Ковёр-самолёт,
Отправляйся назад.
Прощай страна Цифирия
Здравствуй, детский сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-51769-1454873738.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/06/picture-98704.jpg)
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-968701-1509967656.jpg)
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...