Статья "волшебный компьютер" многофункциональная дидактическая игра.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогами коррекционных групп ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volshebnyy_kompyuter.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР»
Многофункциональная дидактическая игра
Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые и психофизические нарушения, необходимо включать не только задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия, но и задания по развитию речи и мыслительных операций. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Использование новых современных понятий (компьютер, файл, клавиатура, мышка и т. п.) помогает формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления создают предпосылки для коррекции у них общего недоразвития речи и задержки психического развития.
В процессе занятий с применением игры «Волшебный компьютер» дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели, помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на «Волшебном компьютере» имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами и детьми с задержкой психического развития. В процессе выполнения предлагаемых заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться поворачивать пальцами определённые «клавиши – шарики». Кроме того, важным моментом подготовки детей к обучению в школе является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер».
И так, игра «Волшебный компьютер» повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса:
- при её использовании достигается желаемый коррекционно - образовательный эффект в более короткие сроки.
- у ребёнка развивается более высокая мотивационная готовность к обучению.
- появляется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Задачи, решаемые в процессе использования многофункциональной игры «Волшебный компьютер»
- Развитие сенсорного восприятия и элементарных математических представлений:
- Закрепляет знания детей об основных цветах и геометрических фигурах и формах предметов.
- Совершенствует навыки счётной деятельности, умение соотносить цифру, число и количество.
- Закрепляет знания цифрового ряда.
- Учит сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки > < =
- Закрепляет практические навыки сложения и вычитания.
- Учит детей сравнивать предметы по величине: по размеру, длине, высоте, ширине.
2. Формирование фонематических процессов:
- Формирует и совершенствует фонематические процессы.
- Способствует формированию зрительного образа буквы, закреплению связи звука и буквы.
- Способствует формированию слогового анализа слов.
- Закрепляет умения определения места звука в слове.
- Закрепляет практические навыки артикуляционных упражнений.
3. Формирование лексико-грамматических форм речи:
- Активизирует словообразовательные процессы: согласование существительного с глаголом, прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Учит различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода
-Тренирует умения соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.
Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов.
4. Формировании развития связной речи
- Учит составлять простые распространенные предложения./по схемам/.
- Закрепляет умение составить описательный рассказ с опорой на схему.
- Учит составлять описательные рассказы по картинке.
- Учит составлять простые описательные рассказы по изученным лексическим темам
- Обучает детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный компьютер» используется как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решать разнообразные игровые задачи, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Таким образом, целесообразность применения многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» в процессе коррекции речевой патологии и задержки интеллектуального развития у детей очевидна.
Игры и игровые упражнения с использованием многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер»
- Игровое упражнение: «Смотри и выполняй»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, умение ориентироваться на плоскости.
Предварительная работа: на белом листе бумаги нарисован контур геометрической фигуры и под ним цветовое пятно. Вначале – это одна геометрическая фигура, в дальнейшем предлагается по нескольку изображений, в зависимости от уровня развития детей. Для более старших детей цветовое пятно можно заменить первой буквой в названии цвета. Затем задание усложняется: предлагается до 5 геометрических фигур. Затем, предлагается цепочка из 5 разноцветных фигур, дети должны показать это на «Волшебном компьютере».
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «зрительный» диктант.
- Игровое упражнение: «Слушай и выполняй»
Цель: развитие образной памяти, закрепление знаний основных цветов и геометрических фигур.
Ход: педагог называет геометрическую фигуру и её цвет, ребёнок находит на шарике изображение соответствующей геометрической фигуры и цветовое пятно. На начальном этапе это могут быть отдельно – сначала цепочки цветовых пятен, затем – геометрических фигур.
Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «слуховой» диктант.
- Игровое упражнение: «Подбери фигуры к предметам»
Цель: учить сопоставлять и определять форму предметов, развивать внимание, память.
Предварительная работа: подготовить изображения предметов различных форм и цветов.
Задание: изображения предметов выложены в определённом порядке, детям нужно показать этот порядок на «Волшебном компьютере», находя соответствующие геометрические фигуры и цвета.
- Игровое упражнение: «Подбери предметы к фигурам»
Цели и предварительная работа см. игровое упражнение №3.
Задание: выполнить «слуховой» диктант (найти определённые фигуры и цветовые пятна), выложить изображения предметов в соответствующем фигурам и цветовым пятнам порядке.
- Игра: «Конструкторы»
Цель: развивать конструктивный праксис, умение анализировать графический рисунок, внимание и зрительное восприятие.
Предварительная работа: подготовить контурные или цветные графические изображения любых предметов, нарисованных из геометрических фигур (например, домик, птичка, лошадка, машина и т. п.)
Ход игры: у ребёнка на экране «Волшебного компьютера» - цветное изображение предмета. Даётся задание: с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» показать, из каких геометрических фигур состоит предмет.
- Игра: «Какие фигуры не дорисовал художник?»
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, образную память.
Предварительная работа: изготовить карточки, где последовательно изображены контуром (можно цветным) 5 недорисованных геометрических фигур.
Ход игры: предложить ребёнку карточку (карточки) и соответственно образцу с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» найти нужные фигуры и их цвет.
- Игра: «Расскажи сказку с помощью геометрических фигур»
Цель: развивать воображение детей, ассоциативное мышление, мелкую моторику и связную речь.
Предварительная работа: детей знакомят со сказками, где есть определённая очерёдность появления героев. Например: сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», и т. д.
Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить и рассказать сказку (например, «Колобок»). Дети совместно со взрослым находят сходства персонажей с определёнными формами геометрических фигур и их цветом (на какую фигуру похож тот или иной персонаж, и какого цвета будет выбрана фигура). На «Волшебном компьютере» дети выкладывают цепочку из фигур по мере появления героев сказки. Как вариант игры – в файл можно вставить либо изображение первого героя, с которого начинается очерёдность, для усложнения на следующих этапах можно в файлах использовать изображения символов той или иной сказки.
- Игра: «Разложи по величине»
Цель: закреплять знания детей об основных величинах предметов, умения сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Предварительная работа: на шариках рисуют геометрические фигуры (или иные изображения), которые служат символами для определения той или иной величины. Например: на каждом шарике 5 кругов – от самого большого к самому маленькому, 5 прямоугольников – от самого длинного к самому короткому, 5 овалов – от самого широкого к самому узкому, треугольники – от самого высокого к самому низкому, и т. п.
Ход игры: взрослый помещает в экран изображение символа той или иной величины. Задание: выложить на «Волшебном компьютере» от самой большей величины к самой меньшей, и наоборот. Для усложнения можно использовать файл с изображением символов всех величин, ребёнок должен выложить на «Волшебном компьютере» все величины в порядке возрастания или убывания.
- Игровое упражнение: «Выложи цифровой ряд, назови соседей числа»
Цель: закреплять знания детей цифрового ряда, умение определять предыдущее и последующее число.
Предварительная работа: на шариках нарисовать цифры от 1 до 10, поместить их в ячейки «Волшебного компьютера».
Задание: выложить цифровой ряд от 1 до 5, затем – от 6 до 10; найти «соседей» чисел; определить, какое число идёт до…, после…, какое число стоит между…
- Игровое упражнение: «Сравни количества»
Цель: закреплять представления о количестве, умение сравнивать и уравнивать множества.
Предварительная работа: приготовить карточки с изображениями различных количеств предметов.
Задание: сравнить количества, показать неравенства (равенства) предметов с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера».
- Игровое упражнение «Реши задачу»
Цель: совершенствовать навыки счётной деятельности, умение соотносить количество предметов с цифрой, упражнять в выполнении простых арифметических действий, развивать память, внимание.
Предварительная работа: приготовить различные группы предметов, ситуационные картинки.
Задание: решить задачу, показать решение задачи на Волшебном компьютере».
- Игровое упражнение «Составь схемы слов»
Цель: Упражнять детей в составлении звуковых схем слов, а так же давать характеристику звуков.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов согласных и гласных звуков.
Задание: Ребенку предлагается предметная картинка и символы гласных и согласных звуков на «клавишах» «Волшебного компьютера». Ребенок выкладывает схему слова не более из 5 звуков.
- Игра «Звуковой светофор»
Цель: Закреплять у детей умение находить в словах заданный звук, определять где он находится (начало, середина , конец слова) и давать ему характеристику.
Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов звукового ряда.
Ход игры: Ребенку предлагается предметная картинка и звуковые символы на клавишах «Волшебного компьютера». Ребенок должен найти звук и определить его место в слове, дать ему характеристику и обозначить звуковым символом.
- Игровое упражнение « Разбей слово на слоги»
Цель: Упражнять детей в умении делить слово на слоги и обозначать их с помочью символов «улыбок»
Предварительная работа: предметные картинки, изготовление на клавишах компьютера символов «улыбок», обозначающие в словах слоги.
Задание: Дети называют слово, определяют, сколько слогов в этом слове и находят на «Волшебном компьютере» столько же «улыбок».
- Игра «Веселый язычок»
Цель: добиваться правильной артикуляции при выполнении упражнений, укреплять мышцы языка.
Предварительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера» символы артикуляционных упражнений на отработку комплексов артикуляционных упражнений.
Ход игры: Дети двигают клавиши, находят символы и определяют какие упражнения им надо выполнять.
16. Игра «Пойми меня»
Цель: развивать у детей умения составить короткий описательный рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога, знаков препинания, картинный материал в соответствии с лексической темой, красивая коробочка «сюрприз»
Ход игры: Логопед показывает детям красивую коробочку , в которой приготовлены для детей подарки (картинки по изучаемой лексической теме). Полученная картинка попадает на экран «волшебного компьютера» и ребенок по предложенному файлу, составляет описательные предложения о своем предмете, не называя его. Затем , логопед просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, выложенные на компьютере, рассказать о своем предмете так, чтобы дети догадались сами о каком предмете идет речь. когда предмет угадан, открывают свою картинку
17. Игра «Времена года»
Цель: развивать у детей умения составить рассказ по серии картинок,
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога, знаков препинания, картинный материал
Ход игры: На экране «Волшебного компьютера» выставляется серия картинок по временам года. Ребенок по предложенному файлу, составляет схемы предложений, двигая клавиши- шарики на компьютере. Затем, логопед просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, рассказать о своем времени года.
Грамматические игры
Цель: Развитие грамматических форм
Предварительная работа: подготовить «файлы» картинный материал, как по лексическим темам так и для автоматизации звуков, а так же «файл-задание», который включает в себя различные грамматические формы
( «один - много», «какой, какая, какие», «что делает предмет?», «чего много?», «согл. числит. 2-5»).
Ход игры:
Ребенку предлагается пять слов, с которыми необходимо произвести грамматические преобразования. Правильно выполненное задание отмечается красным символом, если были ошибки или помощь преподавателя – зеленый символ, если ребенок не выполнил задание –синий символ
18. Игра «Назови ласково»
Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
. 19. Игра «Один - много»
Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные во множественном числе.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
. 20.Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в Именительном и родительном падежах.
Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм, картинный материал
Ход игры: Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает верно измененное слово.
Конспект занятия в старшей логопедической группе с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Звукария»
Коррекционно-образовательные цели:
- Закреплять четкое произношение звуков.
- Формировать умение определять звуки по их артикуляторным характеристикам.
- Учить дифференцировать понятия «звук и буква».
- Закреплять понятие домашние животные.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать зрительное восприятие, внимание.
- Активизировать непроизвольное внимание.
- Развивать слуховое внимание на основе неречевых звуков.
- Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
- Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.
Оборудование: дидактическая игра «Волшебный компьютер», звуковые домики, картинки с изображением домашних животных, игра «Рыбалка».
Содержание занятия:
Логоритмика с детьми:
Мы хотим на самолете
Полететь, полететь.
И городом свой в полете
Посмотреть, посмотреть.
Полетим мы выше тучи
Над землей, над землей ,
Он, наверное, большущий
Город мой, город мой.
Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Звукария». Там дети учится правильно говорить, четко и ясно слышать и определять звуки.
По «Звукарии» пойдем
Много мы всего найдем.
- Стойте ребята на нашем пути, появилось волшебное озеро. Там живут золотые рыбки, которые приготовили для вас сюрприз. Возьмите удочки, найдите сюрприз и отпустите.
- Какой сюрприз они приготовили? (Это буквы)
- Буквы просят , а сейчас вы друзья узнайте нас.
Дети называют буквы и определяют, какой это звук, дают характеристику.
- Назовите звук, который обозначает эта буква, и придумайте названия домашних животных.
О - ослик, овцы.
К – корова, кот, кролик, конь.
С- собака, свинья.
На стол ставят мелкие игрушки домашних животных.
Дети отправляются дальше в путешествие.
Логопед: В нашей волшебной стране «Звукария» находится город. В этом городе дома разноцветные: красные, синие, зеленые. В этих домах живут звуки.
- Какие звуки живут в красном домике? (синем, зеленом)
-Расселите ваши звуки в свои дома. (Дети находят домики , где живут звуки)
- По «Звукарии» идем, волшебные компьютеры найдем.
Подходите к нашим компьютерам, и откроем их.
Логопед: Посмотрите на файл, компьютер предлагает первое задание. Чтобы лучше говорить, надо выполнить артикуляционные упражнения. Нажмите на первую клавишу и узнайте, какое упражнение надо выполнить.
1.«Улыбка-трубочка»
«Двери – губы гибкие.
Могут быть улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.»
2. «Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И варенье оближу!.»
3. «Качели»
«На качелях я качаюсь вверх – вниз, и все выше поднимаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.»
4. «Грибочек»
«Язычок наш как грибок!
Полезай-ка в кузовок»
5. «Лошадка»
«Причешу лошадке хвостик
И верхом поеду в гости!
Цокай громче язычок,
Чтоб никто поймать не мог!»
Логопед: Хорошо, молодцы.
-Ребята, посмотрите на экран у вас высветилась картинка и буква .Кто изображен на картинке? (бык, коза, кот)
Как сказать одним словом? (домашние животные)
Какой звук мы будем искать в этих словах? (К)
Посмотрите на файл вы должны:
Игра «Звуковой светофор»
Назвать слово, выделить звук «К» , определить где он живет и обозначить его символом.
Игра «Разбей слово на слоги»
Назвать слово, разбить слово на слоги и выложить улыбки.
Игра « Составь схему слова»
Дети разбивают слово на звуки и выкладывают схему слова, пользуясь символами звуков.
Игра «Придумай предложение со своим словом»
Придумать предложение с вашим, словом и выложить схему предложения с помощью символов.
Логопед: Молодцы, компьютер вами доволен.
Есть на свете интересная страна «Звукария» называется она.
К ней мы в гости будем приходить и со звуками дружить.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Рассказия»
Коррекционно-образовательные цели:
- Развивать связную речь, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
- Закрепить и повторить временные понятия .
- Отрабатывать умение грамотно выражать свою мысль с помощью предложений
- Учить сочетать слова в предложении.
- Грамотно формировать высказывание
- Учить составлять рассказ о временах года, используя схемы-файлы
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать зрительное восприятие, внимание.
- Активизировать непроизвольное внимание.
- Развивать память
- Развивать умение выделять причинно- следственные связи.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать интерес к собственной речи и речи окружающих.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе , в процессе выполнения совместной деятельности.
- Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.
Оборудование:
- дидактическая игра «Волшебный компьютер», картинки с изображением признаков времен года. Графические символы слов, предлогов, карточки с загадками, свиток с сообщением.
Содержание занятия:
Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Рассказия» . Там дети учится правильно говорить, составлять предложения, а из предложений рассказы
( логопед читает сообщение детям, от жителей страны «Рассказия» )
Логопед: Внимание! внимание! Над волшебной страной «Рассказией» пронесся страшный ураган. Все времена года , явления природы перемешалось. Жители страны «Рассказии» просят нас о помощи
Логопед: На нашем пути, появилось волшебное озеро. Взгляните, здесь остались осколки явлений природы разных времен года
(на столе лежат карточки с признаками явлений природы.
Снеговик, снежинка, дерево, дерево, грибы, дождь, солнце, сосульки, ручей)
Логопед: Ребята , какому времени года подходит белый цвет?
Какому времени года подходит зеленый цвет?
Какому времени года подходит оранжевый цвет?
Выберите предметы, подходящие к вашему времени года и придумайте по два признака к предмету
Логопед: Мы хорошо справились с заданием и взгляните наши картинки окрасились и увеличились.
-давайте вспомним Как времена года следуют друг за дугом .
Я назову – ЛЕТО - дети продолжают перечисление времен года(на доске – название и три символа- картинки по каждому времени года)
Логопед предлагает выбрать картинки к каждому времени года, ребенок доказывает почему именно данная картинка относится к выбранному времени года. . (предлагаетя по одной картинке)
Логопед: Мы должны оставить для жителей описания времен года.
Вперед за компьютеры!!!
-прошу вас напомнить мне что же такое предложение?
-Из чего состоит предложение?
-Что помогает связывать слова в предложении?
-С какой буквы начинают писать предложение?
-- Какой знак ставим в конце предложения?
Но я вас предупреждаю. Жители планеты «Рассказия» умеют читать предложения , в которых не более 5 слов. Дети составляют предложения о своем времени года, опираясь на свой файл-схему
Логопед: сосчитайте сколько предложений у вас получилось (ответ : по 5 предложений)
У каждого из вас все предложения на свою тему.
Как все это можно назвать? Что же у каждого из вас получилось?
Дети: У меня получился рассказ о зиме, весне, осени …
Зрительно, опираясь на составленные схемы предложений каждый ребенок озвучивает рассказ о своем времени года.
Логопед: Получился рассказ. Молодцы, компьютер вами доволен.
Жители страны « Рассказия» очень благодарны всем ребятам за наведение порядка в их замечательной стране и передают вам маленькие подарки.
Конспект занятия в коррекционной группе для детей подготовительного возраста с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну Цифирию»
I. Коррекционно-образовательные цели:
- Закреплять умение детей различать, сопоставлять с образцом и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
- Закреплять умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки «<», «>».
- Продолжать учить соотносить цифру, число и количество в пределах 10.
- Закреплять умение детей решать задачи на уменьшение на несколько единиц, составлять и формулировать арифметическое действие.
- Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, соотносить одинаковые и разные по размеру предметы на основе практических действий; развивать умение группировать предметы, одинаковые по размеру.
II. Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать произвольное внимание, воображение детей.
- Корректировать мыслительные операции.
- Развивать зрительную, слуховую и образную память.
- Корректировать общую двигательную сферу детей, мелкую моторику и чувство ритма.
III. Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии.
- Воспитывать культуру поведения и общения.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: «Математический ковёр» (разлинованная на квадраты простынь с цифрами – чётные написаны красным маркером, нечётные – синим маркером, ноль – чёрным), доска – фланелеграф, предметные картинки, сделанные из геометрических фигур – домик, лошадь, машина, такие же изображения – в уменьшенном виде; разной величины 5 цветов и 7 бабочек.
- Раздаточный: «Волшебные компьютеры» 3 шт.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Вводная часть:
Дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну Цифирию. Жители этой страны очень любят заниматься математикой. Они приготовили для вас интересные задания. А вы любите математику? Сможете справиться с непростыми заданиями? Тогда отправляемся в путь Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). У нас не простой ковёр-самолёт, а МАТЕМАТИЧЕСКИЙ.
- Основная часть:
Дети встают на подготовленный математический «ковёр-самолёт» (каждый на свою цифру) и произносят вместе с педагогом волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
Дефектолог: Вот мы с вами долетели до страны Цифирии.
Дети с педагогом сходят с «ковра-самолёта» и подходят к фланелеграфу. Педагог убирает занавеску – там из геометрических фигур выложены домик, птичка и лошадка .
Дефектолог: Что мы видим в стране Цифирии? (дети называют все изображения). Это не простые изображения. Из чего они сделаны? (из геометрических фигур).
Дефектолог: Вот первое задание. Нужно рассказать, из каких фигур составлены изображения. А помогут нам в нашей работе Волшебные ноутбуки (дети садятся за столы, дефектолог каждому вкладывает в файл изображение того предмета, который ему нужно выложить на компьютере). Дети выполняют задание и в конце объясняют.
Дефектолог: Мы с вами выполнили первое задание, теперь давайте отдохнём.
Физ. минутка: (дефектолог показывает карточки с контурными изображениями фигур) треугольник - прошагай,
квадрат – приседай,
прямоугольник – руки вверх поднимай,
овал – руки ставь на бочок,
круг – ну а если кружок-дружок, выполняй скорей прыжок.
Дефектолог: Молодцы, ребята! В волшебной стране Цифирии есть поляна с красивыми цветами (выставляются на фланелеграф цветочки 5 шт.). А ещё на поляне любят летать прекрасные бабочки (выставляется 7 бабочек, разных по величине, 3 последних одинаковые по размеру). Сколько цветов? Бабочек? Чего больше – цветов или бабочек? Давайте это покажем на наших компьютерах. Работаем в синем секторе (дети набирают выражение неравенства).
Дефектолог: Закройте глаза (убирает 2 бабочки). Что произошло? (2 бабочки улетели). Давайте с вами придумаем задачу про бабочек: на поляне летали 7 бабочек. 2 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось летать на поляне? Решать задачу мы будем с помощью волшебных лучиков (дети делают шаги по лучикам). Теперь давайте с вами запишем наше решение на Волшебном компьютере. Работаем опять в синем секторе (дети выкладывают пример, затем формулируют арифметическое действие).
Дефектолог: Ребята, посмотрите, цветы и бабочки все одинакового размера? (нет). Давайте найдём каждой бабочке цветок (дефектолог вызывает одного из детей к фланелеграфу и просит рассадить бабочек по цветкам соответственно величине).
Дефектолог: Теперь на наших Волшебных компьютерах набираем от самого большого кружочка до самого маленького. Работаем в зелёном секторе.
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия:
Дефектолог: Молодцы, ребята! Все задания в стране Цифирии мы выполнили. Теперь вас ждут награды! (дефектолог раздаёт шоколадные медальки). А сейчас на математическом ковре- самолёте мы возвращаемся назад (каждый встаёт на свою цифру).
Ковёр-самолёт,
Отправляйся назад.
Прощай страна Цифирия
Здравствуй, детский сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...