Особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ.
презентация по логопедии
Подготовила учитель – логопед (дефектолог) 1 квалификационной категории Варава А.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.78 КБ |
mo_logopedov_rabota_s_zpr_-_szhatyy.pptx | 534.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ».
Подготовила учитель – логопед (дефектолог) 1 квалификационной категории Варава А.С.
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.
У детей с ЗПР в период дошкольного возраста часто отмечается нарушение звукопроизношения (в основном отсутствие и смешение звуков), бедный словарный запас (представленный в основном из существительных и простых глаголов). Чаще всего дети пользуются односложными ответами или короткими аграмматичными фразами. Они испытывают сложности в построении рассказа даже с опорой на наглядность.
Мною было замечено, что нарушения звукопроизношения у таких детей (при условии систематического посещения детского сада) корректируется в более короткие сроки, нежели у детей с дизартрией или алалией. А вот пополнение словаря предлогами, прилагательными и наречиями происходит медленно, так же как и усвоение грамматических категорий речи.
В связи с этим мною были выделены несколько основных направлений в работе с данными детьми:
- развитие и совершенствование общей и ручной моторики;
- развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха;
- формирование произносительных умений и навыков;
- совершенствование лексических и грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.
Развитие и совершенствование общей и ручной моторики проводится с использованием пальчиковых игр, коробов с крупами, су-джок шариков, а также разнообразных графических и творческих заданий. При проведении подгрупповых занятий по развитию речи и окружающему миру я часто использую приемы лепки, аппликации и рисования как один из методов закрепления изученного ранее материала. В конце занятия каждый из детей рассказывает о своей работе, что является хорошей речевой практикой.
Развитие слухового восприятия, внимания. Помимо классических методик и упражнений я использую нестандартное оборудование. Например, песочницы, на которых мы пишем и разбираем слоги и слова. Плюс данного способа в том, что если ребенок допустил ошибку ее легко исправить, просто проведя ладонью по подсвечивающейся панели. К тому же работа на ней является хорошей альтернативой для детей с плохо развитой мелкой моторикой рук, левшей и детей с тремором. Аналогично используется интерактивный стол или доска «Колибри».
Одной из самых любимых групповых игр является игра на развитие слухового внимания с использованием «бомбочки» из игры «Тик – так бум» фирмы «Мосигра». В зависимости от цели поставленной педагогом в этой игре можно отрабатывать (лексическую тему недели, умения выделять первый или последний звук в слове, удерживать сложную инструкцию и учиться контролировать свою речевую деятельность ил развивать навыки звукового анализа).
Формирование произносительных умений и навыков ведется с опорой на наглядности (схемы и картинки), а также с использованием нестандартного оборудования (например, кубиков). Как только ребенку удается правильно произнести изолированный звук (например звук [Ш]), мы строим для него замок из кубиков. Данного рода игры являются не только интересным переключением на практическую деятельность, способствует закреплению изолированного звука в речи, но и является профилактикой истощения в ходе занятия.
Совершенствование лексических и грамматических средств языка. При работе над пополнением словаря я уделяю особое внимание пополнению не только количественному, но и качественному. Наполнению словаря глаголами, предлогами, прилагательными, союзами и т.д. Обучение построению фразы и предложений, введение новых частей речи мы проводим с опорой на конструкторы фраз Натальи Коняхиной.
Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта. В качестве дополнения к классическим методам развития связной речи я использую театральную игру (игры из фетра на липучках, деревянные наборы и наборы пальчиковых игр и пр.). Дети с ЗПР так же как и дети общеобразовательных групп участвуют в конкурсе театрального мастерства «В гости к сказке».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка психического развития ( ЗПР ) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. Основных направлений в работе с данными детьми: развитие и совершенствование общей и ручной моторики; развитие слухового восприятия, внимания; формирование произносительных умений и навыков; совершенствование лексических и грамматических средств языка ; развитие навыков связной речи ; обогащение коммуникативного опыта.
Развитие и совершенствование общей и ручной моторики .
Развитие слухового восприятия, внимания , фонематического слуха.
Формирование произносительных умений и навыков.
Совершенствование лексических и грамматических средств языка.
Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми...
«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...
«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
Семинар-практикум "Особенности работы воспитателя с детьми по заданию логопеда в коррекционных группах"...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ логопеда С ДЕТЬМИ c нарушениями аутичного спектра
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в условиях ПНДДС...
Особенности работы логопеда с детьми из замещающих семей
Учителя-логопеды дошкольных учреждений неспециального типа в своей работе часто имеют дело с детьми, взятыми из детского дома или дома ребенка под опеку в замещающие семьи. Проводить логопедическую ра...
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....