Статья "Рекомендации проведения коррекционной работы у воспитанников с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Бескишко Галина Викторовна

Как сформировать коррекционную деятельность, при работе с воспитаниками с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия проведения занятий у воспитанников с ОВЗ

Коррекционно-развивающие занятия

Задачи:

  1. Создание условий для развития сохранных функций;
  2. Формирование положительной мотивации;
  3. Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  4. Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
  5. Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  6. Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, специфика мотивации их деятельности. На занятиях эффективно используются различного вида игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 1 раза в неделю, продолжительность занятий - 20 минут (возрастные нормы 5-7 лет)

Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей.

Содержание коррекционно-развивающих занятий построено в соответствии с рекомендациями Т.Г.Шевченко по следующим направлениям.

  1.                  Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие общей моторики.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного гнозиса;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений и ориентации;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыки относительного анализа;
  • навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умение работать по словесной инструкции;
  • умение планировать свою деятельность;
  1. Коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы.
  2. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
  3. Коррекция пробелов в знаниях.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для

индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию воспитанника, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа на индивидуальных и групповых занятиях, ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Планируется не столько достижение отдельного результата, а и создание условий для развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется через содержание (тему) занятия.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в обучения. Материал для коррекционных занятий должен быть разработан на основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения. Определяются функции и содержание деятельности воспитателя, родителей, психолога, логопеда, учителя физкультуры, медицинских работников.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

                        Индивидуальные занятия с педагогами.

В учебном плане отводятся часы для индивидуальных занятий с педагогами.

Предполагаемые направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
  5. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  6. Развитие зрительной памяти и внимания.
  7. Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  8. Развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие представлений о времени.
  9. Развитие слухового внимания и памяти.
  10. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  11. Развитие различных видов мышления.
  12. Развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  13. Развитие словесно-логического мышления (умения логично конструировать связи между предметами, явлениями и событиями).
  14. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация).
  15. Развитие фонематических процессов.
  16. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  17. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  18. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

              Психологические индивидуальные и групповые занятия.

Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Направления коррекционной работы:

  1. Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  2. Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  3. Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  4. Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  5. Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  6. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:

- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей;

-гармонизация аффективной сферы;

-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических

проявлений и других отклонений в поведении;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

-развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

-создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

-развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками).

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на этапах деятельности.

                     Планируемый результат коррекционно-развивающих занятий:

Адресная помощь и сопровождение ребенка всеми специалистами;

Коррекция выявленных недостатков;

Динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения»

Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения» Проблема «трудных обучающихся» - одна из центральных психолого-педагогически...

"Лэпбук как эффективное многофункциональное игровое средство в коррекционной работе с воспитанниками с ОНР" (автоматизация звука [С])

Лэпбук в работе учителя-логопеда.  Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная картонная  книжка с кармашками, дверками, окошками, подв...

«Коррекционная работа с воспитанниками в условиях логопункта и организация домашних рекомендаций»

Что такое логопункт?Логопедический пункт (сокращенно «логопункт»)  это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) гр...

Мастер-класс: «Использование доброжелательных технологий в профилактической и коррекционной работе с воспитанниками, находящимися в кризисной ситуации»

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей....