Статья "Рекомендации проведения коррекционной работы у воспитанников с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике
Как сформировать коррекционную деятельность, при работе с воспитаниками с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Условия проведения коррекционных занятий у воспитанников с ОВЗ | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия проведения занятий у воспитанников с ОВЗ
Коррекционно-развивающие занятия
Задачи:
- Создание условий для развития сохранных функций;
- Формирование положительной мотивации;
- Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, специфика мотивации их деятельности. На занятиях эффективно используются различного вида игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 1 раза в неделю, продолжительность занятий - 20 минут (возрастные нормы 5-7 лет)
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с подгруппой детей.
Содержание коррекционно-развивающих занятий построено в соответствии с рекомендациями Т.Г.Шевченко по следующим направлениям.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие общей моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений и ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций:
- навыки относительного анализа;
- навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умение работать по словесной инструкции;
- умение планировать свою деятельность;
- Коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы.
- Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
- Коррекция пробелов в знаниях.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для
индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию воспитанника, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа на индивидуальных и групповых занятиях, ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Планируется не столько достижение отдельного результата, а и создание условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется через содержание (тему) занятия.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в обучения. Материал для коррекционных занятий должен быть разработан на основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения. Определяются функции и содержание деятельности воспитателя, родителей, психолога, логопеда, учителя физкультуры, медицинских работников.
Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
Индивидуальные занятия с педагогами.
В учебном плане отводятся часы для индивидуальных занятий с педагогами.
Предполагаемые направления коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развитие зрительной памяти и внимания.
- Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
- Развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие представлений о времени.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие различных видов мышления.
- Развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие словесно-логического мышления (умения логично конструировать связи между предметами, явлениями и событиями).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация).
- Развитие фонематических процессов.
- Постановка и автоматизация дефектных звуков.
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Психологические индивидуальные и групповые занятия.
Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Направления коррекционной работы:
- Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:
- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей;
-гармонизация аффективной сферы;
-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических
проявлений и других отклонений в поведении;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
-развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
-создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
-развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками).
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на этапах деятельности.
Планируемый результат коррекционно-развивающих занятий:
Адресная помощь и сопровождение ребенка всеми специалистами;
Коррекция выявленных недостатков;
Динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип проведения коррекционной работа по развитию речи у детей с РДА.
Этапы работы по развитию речи с аутичными детьми ( опыт работы )....
Рекомендации для воспитателей по проведению коррекционной работы в подготовительной группе
Рекомендации помогут воспитателям организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в подготовительной группе....
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Рекомендации для воспитателей к проведению коррекционной работы по заданию учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта
Перспективное планирование по образовательным областям, для закрепления материала воспитателями группы компенсирующей направленности...
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...
Повышение коррекционной работы с воспитанниками через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий.
Элементы здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда....