Особенности коммуникации у детей с ДЦП
статья по коррекционной педагогике
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_kommunikatsii_u_detey_s_dtsp.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коммуникации у детей с ДЦП
Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативным. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств.
Выделяют три основные категории средств общения:
1. экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2. предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);
3. речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.
В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели.
Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.
Четыре формы общения детей со взрослыми (М.И.Лисина)
1. ситуативно-личностная(непосредственно эмоциональная);
2. ситуативно-деловая (предметно-действенная);
3.внеситуативно-познавательная;
4.внеситуативно-личностная.
Формы общения детей со сверстниками (М.И.Лисина):
1.эмоционально-практическая;
2. ситуативно-деловая;
3. внеситуативно-деловая.
Эмоционально-практическая форма общения возникает на 3-м году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические.
Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая.
Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.
Этапы развития общения (М.И. Лисина)
1 этап.
Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.
2 этап.
На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов. А равным партнером по совместной деятельности.
3 этап.
Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.
4 этап.
На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов свойств и состояний.
Способность к общению складывается из умения разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружающих, умения выбора способа обращения с окружающими, адекватного с точки зрения, как общественной морали, так и индивидуальных особенностей общения.
Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ДЦП.
У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние [К. Стока, 2001].
В отличие от здоровых детей дети с ДЦП дошкольного возраста ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.
Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно со взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игрушка или какое – нибудь новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему.
Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются не сразу и являются кратковременными, монотонными и маловыразительными. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая, таким образом, свои эмоции (например, вместо слова «дай» дети используют гримасы, как бы разговаривая сами с собой). Установление контакта со взрослым происходит только при его инициативе и поддержке. Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поделиться впечатлениями.
Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех-четырех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.
Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно еще менее многословны, и их ответы менее разнообразны.
Пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:
— связанных с нарушением движений;
— связанных с нарушением мозга;
— из-за длительной госпитализации;
— из-за социально-эмоциональных проблем;
— в связи с физическим дефектом.
Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияет на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период.
Основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков:
- ослабленная когнитивная деятельность;
- отсутствие коммуникативного опыта.
Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается начать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложностями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, так как нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание инициативы.
Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием.
Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л.С.Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при ДЦП становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.
Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития коммуникации у детей раннего возраста
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особойформы взаимодействия между взрослым и ребенком, а такжемежду ребёнком и другими людьми.Именно коммуникация, основным средством, которого являетс...
Учебные задачи по НОД «Коммуникация» Для детей старшей группы (детей от 5 до 6 лет)
Материал посвящен главным направлениям в работе по развитию речи ребёнка: обогащению словарного запаса; формированию грамматических навыков; отработки правильного произношения; развитию связной р...
Особенности коммуникации с детьми младшего возраста «Как я работаю с детьми»
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности ...
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Особенности развития коммуникации у детей с детским церебральным параличом старшего дошкольного возраста.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей ...
Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА
Какие особенности имеет микроклимат семьи ребенка со множественными нарушениями в развитии. Как выстраивать общение с семьей, зная эти особенности? Какие ошибки в коммуникации с семьей может допускать...
«Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами».
Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами...