Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Сукнева Юлия Абузаровна

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи  родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями.

Волкова А.В. старший воспитатель,

Сукнева Ю.А. педагог-психолог

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. 

Мы проанализировали ситуацию в ДОО по вовлеченности родителей в совместную деятельность и увидели ряд проблем, которые необходимо было решать новыми способами.

Мы создаем единое образовательное пространства "семья - детский сад" для равноправного и заинтересованного партнерства по средствам введения нетрадиционной формы взаимодействия  семейного клуба "Ты не один". Задачи, встающие перед нами, предполагают открытость детского сада, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Достичь высокого качества в развитии, удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно только при систематическом взаимодействии ДОО и семьи (Приложение 1).

Цель: оказание родителям доступной, бесплатной, качественной помощи в улучшение качества жизни ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида в домашних условиях, в социальной среде, в системе образования.

Основные задачи работы семейного клуба:

1.   Оказывать психологическую и  коррекционно - педагогическую поддержку семьям в вопросах обучения и развития детей;

2.   Формировать родительские навыки воспитания ребенка, в том числе охраны его здоровья, создание безопасной среды,  успешной социализации;

3.  Формировать у родителей адекватное отношение к своему ребенку;

4. Формировать у родителей умение выстраивать конструктивные детско-родительские отношения;

5.  Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию с педагогами специалистами МКДОУ № 9.

Работу семейного клуба «Ты не один» для детей и родителей первый раз мы  организовали  в ноябре  2019 года. Эта форма взаимодействия в начале пути тяжело приживалась в ДОО, родители не хотели посещать встречи. Семья, воспитывающая ребенка с интеллектуальными нарушениями, нуждается в особой психолого-педагогической помощи, поскольку родители испытывают тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка. При общении с такой категорией родителей необходимы особый такт, установление доверительных продуктивных отношений, а также выстраивание возможной перспективы дальнейшего развития, обучения и воспитания. И только после проведения обще садовского родительского собрания, где мы  объяснили родителям, для чего создан клуб, что он может оказать консультативную помощь по вопросам развития, обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, помощь оказывается бесплатно. Родители проявили заинтересованность.

В работе семейного клуба принимают участие все специалисты ДОО (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, воспитатели). Работа семейного клуба проходит в ДОО   раз в месяц, продолжительность встречи от 40 минут до 1 часа. Темы первых встреч запланировали сами, далее родителям после каждой встречи предлагалось заполнить отзывы (Приложение 2), где обозначался вопрос, какие темы родителей волнуют. Далее встречи планируются по запросу родителей (Приложение 3).

Наша работа строится следующим образом:

  1. Выбирается ответственный педагог: кто откроет свою встречу, по какой теме и возрасту детей, место встречи.
  2. Ответственный готовит все необходимое оборудование: краткое информационное сообщение по теме, материалы, памятки,  игровое оборудование, демонстрационный и раздаточный материал, все, что понадобиться  для встречи с родителями и детьми.
  3. За неделю до мероприятия на групповых стендах размещается объявление о предстоящей встрече (Приложение 4).
  4. В назначенный день в  17.00 начинает свою работу семейный клуб. Родители и дети регистрируются и активно включаются в совместную деятельность.

По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями очень эффективна.

  • Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к активному участнику в жизни  своего ребенка в рамках ДОО. Укрепляется семейное единство (приходят семьями, с детьми разного возраста)
  • Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта (организация мероприятия для всех детей и родителей ДОО)
  • Педагогам же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач, вовлечь  родителей непосредственно в образовательную деятельность, вооружить их арсеналом игр и практических приемов взаимодействия с детьми (памятки).

        По окончании мероприятия родители имеют возможность заполнить опросный лист, оставить свои комментарии, пожелания.

По результатам мониторинга проводимого каждый год % удовлетворенности родителями МБДОУ № 9 возрос с 85 % до 94 %. Педагоги отметили,  что после организации ряда встреч: общение с родителями идет в партнерском русле; родители активнее включаются в предлагаемые мероприятия; многие родители овладели определенным арсеналом приемов взаимодействия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"

Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ  в условиях инклюзивного образования....

Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках работы семейного клуба «Ты не один» это: подход к каждой семье ребенка с ОВЗ (научить родителей  не стесняться своего ребенка, а при...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...

Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...