В гости к буквам
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_bukvam.doc.docx | 201.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия 9
Тема «Рисунок для друзей».
Цель: воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь;
Задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, проявлять о них заботу.
Вызывать желание помогать своим друзьям.
Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета.
Материалы: Бумага альбомного формата, игрушки – кукла и мишка, цветные карандаши.
Предварительная работа: Чтение произведения К. И. Чуковского «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его помощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
Ход занятия.
Педагог: проводит беседу о том, как важно быть внимательным, заботливым к больным людям, друзьям.
П: Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет помочь?
Ответ ребенка: Врач!
П: Врач добрый, он помогает всем больным, лечит их.
Затем педагог берет Куклу, слегка ее покачивает, и предлагает ребенку послушать музыкальное произведение.
Музыкальное произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
В: Настя тебе понравилась эта музыка?
Н: Да!
П: Кукла заболела, но она скоро поправится, и ты снова будешь с ней играть. А еще, есть врач, который лечит животных. Ты знаешь, как его зовут?
Н: Айболит!
П: Правильно! Добрый доктор Айболит, лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало веселее, давай нарисуй для них картинки и подарим им.
Н: Давайте!
П: Кукла и Мишка сядут на стульчики и будут смотреть, как ты рисуешь карандашами картинки для них.
Педагог предлагает взять лист бумаги, сесть за стол и начать рисовать. В процессе занятия педагог поощряет за самостоятельность замысла, выбор разных цветов, умение аккуратно закрашивать.
После окончания занятия Настя приносит свои рисунок, кладет на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, какой красивый получился подарок. Педагог предлагает Насте кому бы она еще подарила свой рисунок.
Н: Я бы подарила свой рисунок, своей подруге Кире.
Конспект индивидуального занятия 10
Тема « Белочка и зайчик»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: снижение агрессии через моделирование ситуаций в песочнице.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение;
- развивать умение понимать чувства другого человека;
- формировать бесконфликтные формы поведения.
Оборудование:
- наборы фигурок и природный материал;
- проектор, ПК;
- бумага, восковые мелки.
Возраст: старший дошкольный возраст
Продолжительность занятия 25 мин
Ход занятия:
1. Приветствия
- Здравствуй, давай произнесем волшебное заклинание, чтобы начать наше занятие. Повторяй вместе со мной слова и движения:
Свечка зажигайся, ящик открывайся!
(зажигаем свечу, открываем песочницу)
Песок разгладься, песок зашевелись,
(разглаживаем песок, опускаем руки в него и шевелим пальцами)
Песок струись, песок пересыпайся,
(берем песок и сыпем сверху, пересыпаем из руки в руку)
Чудо приходи, волшебное занятие начинайся!
2. Просмотр картинок
Просмотр картинок «Если добрый ты, то всегда легко»
- Кто из детей на картинках злится?
- Как ты догадался?
- Кто выглядит симпатичнее: дети, которые злятся или другие?
- Девочка на картинке злится?
- Что произошло из-за того, что она разозлилась?
Ответ ребенка (Она обсыпала песком мальчика, отбирает игрушки. Ее отругали, и подружка не хочет играть с ней).
- Как думаешь, девочке это нравится?
- Какой мальчик на картинке?
- Что с ним происходит?
Ответ ребенка (С ним все дети дружат, играют, рисуют. Воспитатель не ругает.)
- Как думаешь, мальчику это нравится?
3. Проигрывание сказки
Проигрываем сказку о злой белочке в песочнице.
Ребенку даются фигурки зайчика и белочки, кто из них добрый, а кто злой предлагается решить самому (в случае затруднения помогает психолог).
- Давай с тобой придумаем сказку о злой белочке.
В одном волшебном лесу, под большим деревом жила-была
Белочка
Какая она была? Как играла с другими зверятами?
Ответ ребенка: Она была симпатичная и пушистая, но часто злилась на других зверей. Могла ударить, отобрать игрушку, обсыпать листьями, закидать шишками
Что с ней произошло?
Ответ ребенка Однажды она так всех обидела, что никто не стал с ней играть.
Белочка осталась совсем одна и заплакала
Мимо скакал веселый Зайчик
Какой он был?
Ответ ребенка Он был добрый и хорошо играл с друзьями. Его все любили
Что сделал Зайчик?
Ответ ребенка Он пожалел Белочку и сказал:
Ответ ребенка «Хочешь, я научу тебя дружить и играть?»
«Хочу!»- ответила Белочка. Зайчик научил Белочку, как нужно просить игрушки, как вместе строить домики из листьев, делать украшения из шишек
Что после этого произошло с Белочкой?
Ответ ребенка Белочке понравилось дружить с Зайчиком. Она больше не хотела драться и кидаться. Она помирилась с другими зверятами и стала играть дружно
Как назовем нашу сказку?
Какая Белочка была в начале, и какая стала?
Ответ ребенка Белочка научилась дружить и стала доброй»
Текст сказки примерный, т.к. сочиняет ее сам ребенок, а психолог с помощью вопросов следит, чтобы сохранялась основная линия и структура.
4. Упражнение « Нарисуй белочку»
- Давай нарисуем, как Белочка стала себя вести после встречи с Зайчиком. Этот рисунок заберешь себе на память о нашей сказке.
5. Этап рефлексии:
- Какой из героев нашей сказки тебе больше понравился?
- Что из сказки запомнилось?
- Что было с Белочкой, когда она всех обижала?
- Что стало, когда она научилась играть?
6. Итог занятия:
- Наше занятие подошло к концу, давай вместе прочитаем последнее заклинание:
Спасибо, песочек волшебный,
Погладим тебя, разровняем.
(гладим и разравниваем песок
Конспект индивидуального занятия тема: «В гости к буквам»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;
Задачи:
∙ развитие внимания;
∙ развитие мелкой моторики;
∙ снятие психоэмоционального напряжения;
∙ развитие эмоционально - выразительных движений;
∙ развитие усидчивости.
Оборудование: печатные картинки, кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата, фигурки животных, мешочек,альбом,карандаши.
Ход занятия:
Приветствие. Глядя в глаза ребёнку произнести следующую фразу: «Николай, приятно с тобой увидеться», аналогичным образом ребёнок здоровается с педагогом.
1Упражнение «Будь внимателен».
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) Игра проводится в доброжелательной атмосфере.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
Упражнение «Слушай хлопки»: педагог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка). Можно импровизировать-менять команды и задания. Например, один хлопок – присесть, два хлопка- подпрыгнуть, три хлопка-руки в стороны и т.д.
Упражнение «Ласковые лапки». Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Глазодвигательные упражнения.
- Написать глазами цифры от 0 до 9.
5. Упражнение «Слушаем и выполняем». Ребёнок марширует под музыку. В ходе марширования педагог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Ребёнок реализует движение в соответствии с командой.
«Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее педагогу, а сам отворачивается. Педагог дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем педагог и ребенок могут поменяться ролями.
Упражнение «Подари улыбку». «Николай, я дарю тебе улыбку», аналогично ребёнок передаёт улыбку педагогу.
Итог занятия:
Педагог просит ребёнка сказать, что ему понравилось, и что не понравилось. До свидания, до новых встреч.
Конспект группового занятия
Тема «Путешествие в страну Игрушек»
Цель: формирование зрительного восприятия детей.
Задачи:
Коррекционного обучения:
- учить идентифицировать изображение с объемной игрушкой;
- продолжать учить сличению силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объемными игрушками.
Коррекционного развития:
- развивать цветовосприятие;
- развивать умение соотносить с помощью осязания геометрические фигуры;
- развивать мелкую моторику;
- развивать зрительно – моторную координацию.
Коррекционного воспитания:
- воспитывать умение слушать товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал: цветное изображение матрешки.
Раздаточный материал: разрезная картинка матрешки; объемные игрушки разной величины: машинка, пирамидки (2 ), мяч, ведерко, лошадка, неваляшка, лейка; картинки с изображениями: пирамидки, ведерка, неваляшки, лошадки, лейки ; карточки к игре «Раскрась картинку»; «Чудесный мешочек» с наборами геометрических фигур.
Ход занятия:
Организационный момент. Психолог сообщает детям: «Сегодня мы все отправимся в путешествие. В какое? Узнаете, если выполните задание». Сначала мы с вами проведем зрительную гимнастику для наших глазок.
Активизирующая зрительная гимнастика направленная на формирование фиксации локализации. Давайте подойдем к экрану и проведем гимнастику для глаз.
Упражнения:
- Прослеживание взглядом по зрительному тренажеру, за указкой психолога;
- Смотреть на оранжевую бабочку, удерживаемую на расстоянии 30 сантиметров от глаз, а затем вдаль на синюю бабочку, несколько раз.
- Основная часть.
- Дидактическая игра «Собери целое»
Ребята, разложите все детали перед собой так, чтобы каждую было видно и сложите из цветных кусочков целое изображение. Дети выкладывают матрешку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Но всегда одна игрушка.
Что вы сложили? (Матрешку.)
Какая матрешка? (Большая, красивая; называют цвет.)
Сегодня мы совершим путешествие по стране Игрушек. В этой стране много разных игрушек. Посмотрите перед вами тоннель, именно через него мы попадем в страну игрушек. Молодцы! Страна Игрушек ждет вас!
- Дидактическая игра «Подбери к игрушке ее изображение».
- Посмотрите, вас, встречают игрушки.
Рассмотрите машину, пирамидку, мяч, ведерко, неваляшку, лошадку, лейку.
Ребята, назовите цвет, форму, величину каждой игрушки;
Подберите к ней изображение;
Объясните , почему именно это изображение подходит к данной игрушке.
- Дидактическая игра «Подбери половинку».
Молодцы, дети проходите на свои места. Перед детьми — карточки с изображениями игрушек — одна часть у игрушки не закрашена.
Ребята, игрушки загрустили: художник не успел их раскрасить до конца. Предлагает детям стать маленькими художниками и помочь развеселить игрушки. Дети закрашивают соответствующую деталь (ту часть игрушки, которая осталась не закрашенной) по цвету, форме, величине, объясняют выполнение задания.
- Физкультурная минутка. Игра «Карусель».
Вторая зрительная гимнастика, направленная на расслабление, на отдых.
- Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и сделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (повторить 5 раз);
- Выполнить круговые движения глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.
- Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 4 – 5 раз (длительность – 30 – 50 секунд).
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Ребята , я на экране вы увидите геометрическую фигуру, а вы в своих мешочках найдите такую же и положите перед собой. (круг ( слайд №2), квадрат (слайд №3), прямоугольник (слайд №4), треугольник (слайд №5), овал (слайд №6).)
Ребята , а сейчас игрушки захотели поиграть с вами и спрятались в группе.
- Дидактическая игра «Найди в группе игрушку по силуэтному изображению». Дети все посмотрите на экран, вы увидите силуэтные изображения игрушек (слайды № 7, 8, 9, 10, 11) , и найдите такую же игрушку в групповой комнате. Молодцы, все справились.
- Заключительная часть.
Анализ занятия. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей). Давайте подойдем к тоннелю и пролезем обратно, наше путешествие в страну игрушек завершилось.
Итог занятия. Индивидуальное оценивание детей на занятии с комментированием.
«Дорисуй фигуры»
Цель: развитие целостности восприятия.
Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.
Описание задания: Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.
3.Рефлексия
Что понравилось на занятии?
Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Закрепление знаний детей о пройденной букве Л, звуках Л,ЛЬ....
Конспект занятия "В гости к букве Р"
занятие направлено на автоматизацию звука [Р]...
Разработка НОД "В гостях у буквы Л"
Презентация НОД "В гостях у буквы Л"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гости к буквам Л и Р" (дифференциация л-р) для детей 6-7лет
игровое занятие...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...
Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"
Конспект для погодоготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"...