В гости к буквам
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_bukvam.doc.docx201.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия 9

Тема «Рисунок для друзей».

 Цель: воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь;

Задачи: 

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, проявлять о них заботу.

 Вызывать желание помогать своим друзьям.

 Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета.

Материалы: Бумага альбомного формата, игрушки – кукла и мишка, цветные карандаши.

Предварительная работа: Чтение произведения К. И. Чуковского «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его помощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Ход занятия.

Педагог: проводит беседу о том, как важно быть внимательным, заботливым к больным людям, друзьям.

П: Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет помочь?

Ответ ребенка: Врач!

П: Врач добрый, он помогает всем больным, лечит их.

Затем педагог  берет Куклу, слегка ее покачивает, и предлагает ребенку послушать музыкальное произведение.

Музыкальное произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

В: Настя тебе понравилась эта музыка?

Н: Да!

П: Кукла заболела, но она скоро поправится, и ты снова будешь с ней играть. А еще,   есть врач, который лечит животных. Ты знаешь, как его зовут?

Н: Айболит!

П: Правильно! Добрый доктор Айболит, лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало веселее, давай нарисуй для них картинки и подарим им.

Н: Давайте!

П: Кукла и Мишка сядут на стульчики и будут смотреть, как ты рисуешь карандашами картинки для них.

Педагог предлагает взять лист бумаги, сесть за стол и начать рисовать. В процессе занятия педагог поощряет за самостоятельность замысла, выбор разных цветов, умение аккуратно закрашивать.

После окончания занятия   Настя приносит свои рисунок, кладет  на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, какой  красивый получился подарок. Педагог предлагает Насте   кому бы она еще   подарила свой рисунок.

Н: Я бы подарила свой рисунок, своей подруге Кире.

Конспект индивидуального занятия 10

Тема « Белочка и зайчик»

 Возраст: старший дошкольный возраст  

Цель: снижение агрессии через моделирование ситуаций в песочнице.

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • развивать умение понимать чувства другого человека;
  • формировать бесконфликтные формы поведения.

Оборудование:

  • наборы фигурок и природный материал;
  • проектор, ПК;
  • бумага, восковые мелки.

Возраст: старший дошкольный возраст  
Продолжительность  занятия 25 мин

Ход занятия:

1. Приветствия

    - Здравствуй, давай произнесем волшебное заклинание, чтобы начать наше занятие. Повторяй вместе со мной слова и движения:

Свечка зажигайся, ящик открывайся!

(зажигаем свечу, открываем песочницу)

Песок разгладься, песок зашевелись,

(разглаживаем песок, опускаем руки в него и шевелим пальцами)

Песок струись, песок пересыпайся,

(берем песок и сыпем сверху, пересыпаем из руки в руку)

Чудо приходи, волшебное занятие начинайся!

2. Просмотр картинок

Просмотр картинок «Если добрый ты, то всегда легко»

- Кто из детей на картинках злится?

- Как ты догадался?

- Кто выглядит симпатичнее: дети, которые злятся или другие?

- Девочка на картинке злится?

- Что произошло из-за того, что она разозлилась?

 Ответ ребенка (Она обсыпала песком мальчика, отбирает игрушки. Ее отругали, и подружка не хочет играть с ней).

- Как думаешь, девочке это нравится?

- Какой мальчик на картинке?

- Что с ним происходит? 

Ответ ребенка (С ним все дети дружат, играют, рисуют. Воспитатель не ругает.)

- Как думаешь, мальчику это нравится?

3. Проигрывание сказки

 Проигрываем сказку о злой белочке в песочнице.

Ребенку даются фигурки зайчика и белочки, кто из них добрый, а кто злой предлагается решить самому (в случае затруднения помогает психолог).

- Давай с тобой придумаем сказку о злой белочке.

В одном волшебном лесу, под большим деревом жила-была

Белочка

Какая она была? Как играла с другими зверятами?

Ответ ребенка: Она была симпатичная и пушистая, но часто злилась на других зверей. Могла ударить, отобрать игрушку, обсыпать листьями, закидать шишками

Что с ней произошло? 

Ответ ребенка Однажды она так всех обидела, что никто не стал с ней играть.

 Белочка осталась совсем одна и заплакала

Мимо скакал веселый Зайчик

Какой он был?

Ответ ребенка Он был добрый и хорошо играл с друзьями. Его все  любили

Что сделал Зайчик?

 Ответ ребенка  Он пожалел Белочку и сказал:

 Ответ ребенка  «Хочешь, я научу тебя дружить и играть?»

 «Хочу!»- ответила Белочка. Зайчик научил Белочку, как нужно просить игрушки, как вместе строить домики из листьев, делать украшения из шишек

Что после этого произошло с Белочкой?

Ответ ребенка  Белочке понравилось дружить с Зайчиком. Она больше не хотела драться и кидаться. Она помирилась с другими зверятами и стала играть дружно

Как назовем нашу сказку?

 Какая Белочка была в начале, и какая стала?

 Ответ ребенка   Белочка научилась дружить и стала доброй»

Текст сказки примерный, т.к. сочиняет ее сам ребенок, а психолог с помощью вопросов следит, чтобы сохранялась основная линия и структура.

4. Упражнение « Нарисуй белочку»

- Давай нарисуем, как Белочка стала себя вести после встречи с Зайчиком. Этот рисунок заберешь себе на память о нашей сказке.

5. Этап рефлексии:

- Какой из героев нашей сказки тебе больше понравился?

- Что из сказки запомнилось?

- Что было с Белочкой, когда она всех обижала?

- Что стало, когда она научилась играть?

6. Итог занятия:

- Наше занятие подошло к концу, давай вместе прочитаем последнее заклинание:

Спасибо, песочек волшебный,

Погладим тебя, разровняем.

(гладим и разравниваем песок

Конспект индивидуального занятия тема: «В гости к буквам»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

Задачи:

 развитие внимания;

 развитие мелкой моторики;

 снятие психоэмоционального напряжения;

 развитие эмоционально - выразительных движений;

 развитие усидчивости.

Оборудование: печатные  картинки, кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата, фигурки животных, мешочек,альбом,карандаши.

Ход занятия:

Приветствие. Глядя в глаза ребёнку произнести следующую фразу: «Николай, приятно с тобой увидеться», аналогичным образом ребёнок здоровается с педагогом.

1Упражнение «Будь внимателен».

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) Игра проводится в доброжелательной атмосфере.

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

 Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

Упражнение «Слушай хлопки»: педагог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка). Можно импровизировать-менять команды и задания. Например, один хлопок – присесть, два хлопка- подпрыгнуть, три хлопка-руки в стороны и т.д.

Упражнение «Ласковые лапки». Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Глазодвигательные упражнения.

- Написать глазами цифры от 0 до 9.

5. Упражнение «Слушаем и выполняем». Ребёнок марширует под музыку. В ходе марширования педагог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Ребёнок реализует движение в соответствии с командой.

 «Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее педагогу, а сам отворачивается. Педагог дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем педагог и ребенок могут поменяться ролями.

 Упражнение «Подари улыбку». «Николай, я дарю тебе улыбку», аналогично ребёнок передаёт улыбку педагогу.

Итог занятия:

  Педагог просит ребёнка сказать, что ему понравилось, и что не понравилось. До свидания, до новых встреч.

C:\Users\Asus\Downloads\IMG-20181207-WA0032.jpgC:\Users\Asus\Downloads\IMG-20181207-WA0038.jpg

 

Конспект группового занятия

Тема «Путешествие в страну Игрушек»

Цель: формирование зрительного восприятия детей.

Задачи: 

Коррекционного обучения:

 - учить идентифицировать изображение с объемной игрушкой;

 - продолжать учить сличению  силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объемными игрушками.

Коррекционного развития:  

- развивать цветовосприятие;

- развивать умение  соотносить с помощью осязания геометрические фигуры;

- развивать мелкую моторику;

- развивать зрительно – моторную координацию.

Коррекционного воспитания: 

- воспитывать умение слушать товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: цветное изображение матрешки.

Раздаточный материал: разрезная картинка матрешки; объемные игрушки разной величины: машинка, пирамидки (2 ), мяч, ведерко, лошадка, неваляшка, лейка; картинки с изображениями: пирамидки, ведерка, неваляшки, лошадки, лейки ; карточки к игре «Раскрась картинку»; «Чудесный мешочек» с наборами геометрических фигур.

   Ход занятия:

Организационный момент. Психолог сообщает детям: «Сегодня мы все отправимся в путешествие. В какое? Узнаете, если выполните задание». Сначала мы с вами проведем  зрительную  гимнастику для наших глазок.

Активизирующая зрительная гимнастика направленная на формирование фиксации локализации. Давайте подойдем к экрану и проведем гимнастику для глаз.

 

Упражнения:  

  1. Прослеживание взглядом по зрительному тренажеру, за указкой психолога;
  2.  Смотреть на оранжевую бабочку, удерживаемую  на расстоянии 30 сантиметров от глаз, а затем вдаль на синюю бабочку, несколько раз.
  1. Основная часть.
  1. Дидактическая игра «Собери целое»

Ребята, разложите все детали перед собой так, чтобы каждую было видно и сложите из цветных кусочков целое изображение. Дети выкладывают матрешку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всегда одна игрушка.

Что вы сложили? (Матрешку.)

Какая матрешка? (Большая, красивая; называют цвет.)

Сегодня мы совершим путешествие по стране Игрушек. В этой стране много разных игрушек.  Посмотрите перед вами тоннель, именно через него мы попадем в страну игрушек. Молодцы! Страна Игрушек ждет вас!

  1. Дидактическая игра «Подбери к игрушке ее изображение».
  2. Посмотрите, вас, встречают игрушки.  

Рассмотрите  машину, пирамидку, мяч, ведерко, неваляшку, лошадку, лейку.

Ребята, назовите цвет, форму, величину каждой игрушки;

Подберите  к ней изображение;

Объясните , почему именно это изображение подходит к данной игрушке.

  1. Дидактическая игра «Подбери половинку».

Молодцы, дети проходите  на свои места. Перед детьми — карточки с изображениями игрушек — одна часть у игрушки не закрашена.

Ребята, игрушки загрустили: художник не успел их раскрасить до конца. Предлагает детям стать маленькими художниками и помочь развеселить игрушки. Дети закрашивают соответствующую деталь (ту часть игрушки, которая осталась не закрашенной) по цвету, форме, величине, объясняют выполнение задания.

  1. Физкультурная минутка. Игра «Карусель».

Вторая зрительная гимнастика, направленная на расслабление, на отдых.  

  • Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и сделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (повторить 5 раз);
  • Выполнить круговые движения глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.
  • Крепко зажмурить глаза на 3 – 5  секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 4 – 5 раз (длительность – 30 – 50 секунд).
  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Ребята , я на экране вы увидите геометрическую фигуру, а вы в своих мешочках найдите такую же и положите перед собой. (круг ( слайд  №2), квадрат (слайд  №3), прямоугольник (слайд  №4), треугольник (слайд  №5), овал (слайд  №6).)

Ребята , а сейчас игрушки захотели поиграть с вами и спрятались в группе.

  1. Дидактическая игра «Найди в группе игрушку по силуэтному изображению». Дети все посмотрите на экран, вы увидите  силуэтные  изображения игрушек (слайды № 7, 8, 9, 10, 11) , и найдите  такую же игрушку в групповой комнате. Молодцы, все справились.
  1. Заключительная часть.

Анализ занятия. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей). Давайте подойдем к тоннелю и пролезем обратно, наше путешествие в страну игрушек завершилось.

Итог занятия. Индивидуальное оценивание детей на занятии с комментированием.

«Дорисуй фигуры»


Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания: Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

hello_html_2a78a1a3.jpg

3.Рефлексия

Что понравилось на занятии?

Что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В гости к букве Р"

занятие направлено на автоматизацию звука [Р]...

Разработка НОД "В гостях у буквы Л"

Презентация НОД  "В гостях у буквы Л"...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"

Конспект для погодоготовительной группы по обучению грамоте "В гости к букве Ж"...