Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гости к буквам Л и Р" (дифференциация л-р) для детей 6-7лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
«В гостях у букв Л и Р»
в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет
Учитель – логопед
Абдусаламова Г.Г.
Курск 2018 г
Коррекционно-образовательные цели:
- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукобуквенного, слогового анализа. Закреплять умение давать характеристику звуков.
- Формировать умение дифференцировать звуки [р],[р’], [л],[л’].
- Совершенствовать навыки слогового чтения и «печатания».
- Закреплять зрительный образ изученных букв, учить узнавать буквы русского алфавита.
- Совершенствовать умение отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости.
- Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
- Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I Оргмомент:
Логопед вместе с детьми входит в группу, проходят на ковёр, останавливаются полукругом, здороваются, выполняют пальчиковую гимнастику, повернувшись лицом друг к другу парами.
Желаю соприкасаются большими пальцами;
Успеха соприкасаются указательными пальцами;
Большого соприкасаются средними пальцами;
Во всём соприкасаются безымянными пальцами;
И везде соприкасаются мизинцами;
Удачи тебе на занятии соприкасаются ладонями.
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Логопед: Мне сегодня пришло такое СМС- сообщение на телефон.
Ребята, прррррриглашаем в наш ллллюбимый горрррод, будем рррады. Как вы думаете, какие буквы нас приглашают гости?
Дети: Буквы л и р
Логопед: Какие звуки есть у этих букв?
Дети: У буквы Л есть звуки [л] и [л’], а у буквы Р звуки [р] и [р’].
Логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки.
Дети: Звук [л] – согласный твёрдый звонкий;
Звук [л’] – согласный мягкий звонкий;
Звук [р] – согласный твёрдый звонкий.
Звук [р’] – согласный мягкий звонкий.
Логопед: Чем эти звуки похожи?
Дети: Они все согласные звонкие.
Логопед: А чем они отличаются?
Дети: Звуки [л] и [р] – твёрдые, а звуки [л’] и [р’] – мягкие.
Логопед: Чтобы отправиться в гости, нам нужен транспорт. Давайте пройдём на свои места и построим вертолёт.
II Основная часть
1.Ребята садятся за столы и собирают танграм «Вертолёт».
Логопед: Транспорт готов, отправляемся.
2.А пока мы в дороге поиграем в игру «Сигнальщики». Вы поднимете синий квадрат, если услышите звук [р] и зелёный квадрат с колокольчиком, если услышите звук [р’] .
Логопед называет слоги и слова со звуками [р] и [р’].
Ра, ро, ри, ар, орь, ер, ир, рю
Резина, роза, море, ринг, рука, экскаватор, карета, ракета, гроза
Аналогично проводится игра со звуками [л] и [л’].
Ал, ол, лу,ли, ель, ле, ло
Лапа, Оля, палатка, блузка, липа, дельфин, палуба, Володя.
3.Логопед: Ребята, что-то мешает вертолётам лететь. Здесь наша первая остановка. Нам нужно разгадать слово, чтобы преодолеть препятствие, а для этого вы должны выбрать только русские буквы и собрать слово. На доске плоскостные брёвнышки с изображением русских и английских букв: W,Р, Z,А, S,Г,I , О.
Дети выбирают буквы и составляют слово гора.
4.Логопед: Летим дальше. Пока летим, давайте соберём «Семейки слов». Дети собирают родственные слова к словам ЛЕС и МОРЕ.
5.Логопед: А теперь снова остановка. Наши звуки опять запутались. Они могут стоять в начале слова, в середине и в конце. Но они запутались в каком слове, где им стоять. Давайте им поможем.
Работа с карточками. Логопед называет слово. Дети определяют, какой звук и в каком месте слова находится.
Лось, лента, ключ, боль, карп, рыба, мотор, корь, рейка.
III Физминутка: Игра «Найди свой домик»
IV Основная часть
6.Логопед: Полетели дальше. Игра «4 – лишний»
Логопед: Мы с вами подлетаем к Буквограду. Как вы думаете, почему этот город так называется?
Дети Тут живут буквы.
Логопед: А чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы пишем и читаем, а звуки говорим и слышим.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, какой интересный парк в Буквограде. Здесь вместо деревьев, ягод, кустов растут разные буквы. Они очень любят играть в прятки. А нам, чтобы выиграть и получить право ехать дальше, нужно прочитать слова. Читать нужно слово, написанное выделенными буквами. 7.Дети читают зашумлённые слова ЛяИтПсА и РаУпКлА . Молодцы! А теперь давайте «напечатаем» эти слова на листочках и выполним звукобуквенный анализ. Буквы от нас уже не прячутся. Выставляются те же слова без «зашумления». Делается звукобуквенный анализ. Двое детей делают на доске.
8.Задание «Шифровки» Дети расшифровывают слова.
9.Работа с деформированным предложением.
V. Итог занятия
Логопед: К каким буквам мы ездили в гости? Какие у них есть звуки?
Что было трудно выполнять во время путешествия?
Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственой образовательной деятельности "«Использование игровых приемов и методов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка»
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием материалов М.Монтессори в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР на тему: «В гости пришел кот- Матроскин».
расширять словарь по теме «домашние животные» за счет существительных, прилагательных, предлогов; продолжать учить детей заучивать стихотворение по схеме, составлять предложения с союзом «а» по схемам...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «познание». Тема: «путешествие в осенний лес состав числа 7» для детей 6-7 лет
Конспект НОД, направление ФЭМП цель которого научиться составлять число 7 из двух меньших. Образовательные задачи: закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7; закрепить понятие о чи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.
Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи: продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Куда пропала буква Ж?» для детей 6-7 лет старшей разновозрастной группы
Создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию....