Проект по сопровождению одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья «Лесенка успеха» на 2022-2024 гг.
проект

Антипенко Светлана Павловна

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуальный спрос.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одаренности еще в 2006 году федеральной целевой программе «Дети России».

Выявление одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физического развития, речи, памяти, логического мышления, творческих способностей. Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление, развитие и поддержка должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_soprovozhdeniyu_odarennyh_detey_s_ovz.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» города Смоленска

Проект по сопровождению

одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

«Лесенка успеха»

Авторы-составители:

старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатели групп

Смоленск, 2022 г.

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуальный спрос.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одаренности еще в 2006 году федеральной целевой программе «Дети России».

Выявление одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физического развития, речи, памяти, логического мышления, творческих способностей. Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление, развитие и поддержка должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени.

Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка с ограниченными возможностями здоровья адекватно оценивается педагогом хотя бы уже потому, что через традиционное обучение таких детей не всегда можно выявить признаки одаренности.

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Необходим целостный подход к построению образовательного процесса для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.

Данный проект направлен на создание благоприятных развивающих условий для развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Основой такой интеграции является создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, что обуславливает большие развивающие возможности.

Таким образом, актуальность данной проблемы, формулировка цели, гипотезы, задач проекта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению, а именно потребностью в выявлении, развитии и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Цель и задачи проекта

Цель проекта

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное, физическое, психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию и совершенствование их способностей

Задачи проекта

1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей с ОВЗ.

2. Создать модель сопровождения детей с ОВЗ, имеющих способности.

3. Составить индивидуальные программы развития детей с предпосылками одаренности.

4. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с признаками одаренности.

5. Создать банк диагностических методик по выявлению детей, имеющих признаки интеллектуальной одаренности, в дошкольном учреждении.

6. Разработать индивидуальные программы развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу по выявлению, поддержке и развитию детей с признаками интеллектуальной одаренности.

8. Создание и подкрепление мотивации родителей детей с признаками интеллектуальной одаренности на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

9. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Нормативно-правовое обеспечение

• Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

• Президентская инициатива «Наша новая школа»

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662–р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

• Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 №751 «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».

• Приказ Министерства Образования и науки от 23.10.2009 № 655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».

• Устав МБДОУ «Детский сад № 11» г. Смоленска.

Раннее выявление одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном детстве оказывает влияние не только на достижения ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.

Таким образом, выявление, развитие и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду легла в основу данного проекта

Создание системы педагогических условий, направленных на достижение цели

Внедрение проекта «Лесенка успеха» осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад № 11».

Участники проекта:

- педагоги и специалисты ДОО;

- дети дошкольного возраста с ярко выраженными способностями или имеющими предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности;

- родители одаренных детей.

Необходимые условия реализации проекта:

• наличие в МБДОУ «Детский сад № 11» педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;

• готовность педагогов к внедрению проекта;

• создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 11»;

• разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МБДОУ «Детский сад № 11» по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности;

• тесное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, с социокультурными учреждениями города.

Разработка критериев оценки ожидаемых результатов.

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов можно выделить следующие:

• выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;

• увеличение количества детей, готовых к обучению в общеобразовательной школе;

• увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;

• создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями развития в МБДОУ «Детский сад № 11»;

• внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми;

• реализация программ индивидуального развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;

• удовлетворенность родителей выполнением социального заказа.

Этапы реализация проекта

Проект «Лесенка успеха» предполагает несколько этапов его реализации в течение 2022-2024 гг.

Наименование этапа Сроки Содержание деятельности

1 этап

Подготовительный Сентябрь-декабрь 2022 г.

Обзор имеющихся программ по проблеме выявления одаренности у детей с ОВЗ.

Изучение опыта работы других дошкольных учреждений.

Изучение технологий, теоретических основ.

Подбор практических методических материалов.

Подготовка воспитателей и специалистов к реализации программы.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

2 этап

Организационно – диагностический Январь-сентябрь 2023 г.

Подготовка нормативных, организационно-педагогических, методических, материально-технических условий для создания системы сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка комплекса диагностических методик для выявление одаренных детей

Выявление детей с признаками одаренности

Создание индивидуальных программ сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

3 этап

Основной Октябрь 2023 г. - апрель 2024 г. 

Реализация основных мероприятий проекта.

Реализация индивидуальных программ развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья


4 этап

Завершающий Май 2024 г. 

Анализ эффективности работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей с ограниченными возможностями развития.

Обобщение опыта работы МБДОУ «Детский сад № 11» в рамках реализации проекта.

Трансляция опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 11» по организации работы с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация подготовительного этапа

Первоначальным этапом в работе ДОО по развитию детской одаренности является обзор литературы, изучение опыта работы дошкольных учреждений, изучение технологий, теоретических основ, подбор методического материала. Основной задачей подготовительного этапа является формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в период с сентября по декабрь 2022 года с педагогами были проведены ряд мероприятий по подготовке педагогического коллектива к реализации проекта (приложение 1).

Реализация организационно-диагностического этапа

Для выявления и развития одаренных детей в рамках организационно-диагностического этапа применялись разнообразные формы работы с детьми: кружковая работа, участие в конкурсах, фестивалях на разном уровне.

На базе МБДОУ «Детский сад № 11» проводились следующие кружки:

- кружок «Умелые ручки», целью которого являлось развитие мелкой моторики, конструктивных способностей, творческого воображения и изобразительных навыков (приложение 2);

- кружок «Обучение игре в шахматы», целью которого является интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (приложение 3);

- кружок «Колокольчик мой хрустальный», цель которого формирование певческих навыков и развитие голосового аппарата через применение технологии В. В. Емельянова (приложение 4);

- кружок «Грация», целью которого (приложение 5).

Дети нашего детского сада также принимали участие в конкурсах и фестивалях всех уровней (приложение 6).

В рамках данного этапа было проведено анкетирование родителей по выявлению одаренных детей с ограниченными возможностями развития (приложение 7) и родительское собрание по теме (приложение 8).

В ходе реализации первого этапа проекта педагогами МБДОУ «Детский сад № 11» были изучены литература по теме выявления детей с различными видами одаренности, технологии и теоретические основы развития детской одаренности, подобран диагностический материал по выявлению признаков одаренности (приложение 9). Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательное, личностное, физическое развитие, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов. Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать потенциал каждого воспитанника.

В ходе проводимой кружковой работы и по результатам участия детей в различных конкурсах, фестивалях, мы обратили внимание на детей, показавших лучшие показатели развития. С этими детьми была проведена углубленная диагностика.

По результатам обследования было выявлено, что у одного ребенка наблюдаются признаки физической одаренности (приложение 10). При этом, общий уровень физического развития у ребенка низкий (в связи с диагнозами, но физическая одаренность выражается в силе плечевого пояса (приложение 11). В полную меру развивать способности мальчика мешают гиперактивность и низкий уровень развития внимания. Поэтому для сопровождения данного ребенка педагогами была разработана индивидуальная программа сопровождения физически одаренного ребенка (приложение 12).

Еще один ребенок проявляет музыкальные способности. Музыкальный руководитель ДОО провела углубленную диагностику музыкального развития (приложение 13). Результаты показали, что в разделе «Певческие и музыкально-слуховые способности» ребеное показал очень высокий уровень: он хорошо различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); знакомые произведения по вступлению или отрывку мелодии, различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты) (приложение 14).

На психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОО было принято создать индивидуальную программу сопровождения музыкально-одаренного ребенка с ограниченными возможностями развития (приложения 15).

Реализация основного этапа

Задачами данного этапа являются:

1. Реализация индивидуальных программ сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Координация и интеграция деятельности специалистов в этом направлении.

4. Развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

Работа с детьми началась непосредственно после выявления детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере и создания индивидуальных комплексных программ сопровождения одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все дети с признаками одаренности получили рекомендации для направления в городские секции и кружки в соответствии с полученными результатами.

Индивидуальные занятия с одаренными детьми проводят музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Занятия с физически одаренным ребенком проводятся инструктором по физкультуре индивидуально, 1раз в неделю во вторую половину дня по специально разработанным комплексам на развитие плечевого пояса и силы рук.

На начало учебного года психодиагностическое обследование данного ребенка выявило низкий уровень развития внимания, гиперактивность. Поэтому для более эффективного развития одаренности с мальчиком проводятся коррекционно-развивающие занятия педагогом-психологом и учителем-дефектологом. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с планом работ данных специалистов.

С музыкально одаренным ребенком проводятся занятия на развитие певческих способностей 1 раз в неделю во вторую половину дня по индивидуальному плану работы. Психодиагностическое обследование ребенка на начало года выявило низкий уровень развития концентрации, распределения, объема внимания, повышенная возбудимость, гиперактивность, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. С целью повышения эффективности развития певческих способностей проводится работа по коррекции всех нарушений. Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом по плану работы специалистов.

Ожидаемые результаты

Практико-ориентированный проект «Лесенка успеха» является одним из важных направлений образовательной системы МБДОУ «Детский сад № 11». Особенностью этого проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка с ограниченными возможностями как фундаментальной основы для дальнейшей полноценной жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

• Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации).

• Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 11».

• Внедрение и реализация индивидуальных программ развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе различных муниципальных, республиканских, российских конкурсов.

• Совершенствование системы сопровождения детей с признаками одаренности МБДОУ «Детский сад № 11».

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Укрепление материально-технической базы МБДОУ «Детский сад № 11» в рамках работы с одаренными детьми.

Перспективы дальнейшего развития проекта

По завершению данного проекта в МБДОУ «Детский сад № 11» будет создана устойчивая система сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сопутствующими компонентами дальнейшего развития проекта могут служить: совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольных образовательных учреждений, внедрение индивидуальных гибких программ развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение методических материалов на мероприятиях различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Медиа ресурсы в сопровождении образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритет...

Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»

Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

В современный мир внедряется большое  количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения  и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...

Дизайн-деятельность одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый день в повседневной жизни мы сталкиваемся с дизайнерскими решениями, хотя часто и не замечаем этого. Нам не всегда понятно, почему мы покупаем те или иные вещи, предметы быта, отмечаем элементы...